Мы дошли до краткого разбора атрибутов Всевышнего Аллаха – до слов автора:
«У Всевышнего Аллаха есть предвечные сыфаты (атрибуты) «каимату би-з-затихи».
Это выражение буквально переводится как «находящиеся в Его Сущности». Но правильный перевод этих слов будет – «качества, которыми Аллах описан», потому что Всевышний Аллах не описывается нахождением в Нем чего-либо. Следовательно, толкованием его (этого выражения) являются слова, что есть сыфаты (качества), которые утверждены в отношении Аллаха. Иными словами, это некие смыслы, которыми описана Сущность Аллаха. Сущность Аллаха – это не просто Сущность, которая ничем не описана, кроме того, что это Сущность: она описывается определенными качествами.
В отношении сыфатов Аллаха было множество споров, смут, разные течения их понимали по-разному. И мазхаб ашаритов – мазхаб Ахлю-с-Сунна – до прихода имама аль-Ашари назывался мазхаб «сыфатыйя» («сыфатисты»), то есть те мусульмане, которые утверждали наличие у Всевышнего Аллаха сыфатов, которые наряду с Его Сущностью предвечны, не сотворены, не имеют начала и конца и не описаны изменяемостью. Вот эту группу называли «сыфатистами», как пишет имам Шахристани. И это является доказательством того, что мазхабы ашария и матуридия не что-то новое, выдуманное, они существовали и до прихода этих имамов (аль-Ашари и аль-Матуриди).
Первое правило, которое мы должны запомнить в отношении атрибутов – то, что они предвечные, не имеющие начала и конца. К примеру, у Всевышнего есть Знание, оно предвечно, у него нет начала и конца. Атрибуты Аллаха не описаны частичностью, таркибом, то есть нет «знания 1», «знания 2» и т. д. – есть единое Знание, которое охватывает все познаваемое.
Второе правило – атрибуты не находятся вне Сущности Аллаха. Мутазилиты говорили про Волю Аллаха, что это сотворенный атрибут, который находится вне Его Сущности (получался абсурд, как будто у Всевышнего есть качества, сотворенные, которые находятся вне Его Самого). Поэтому мы говорим, что эти качества, которыми описана Его Сущность, безначальны и бесконечны. Но эти качества не есть Сама Сущность Аллаха. Мы говорим, что качества Аллаха – это не Сам Аллах, но они не существуют вне Него.
Что это означает? Что мы не можем сказать, что Аллах – это Воля или что Воля – это Аллах. Почему мы так не можем сказать? Потому что если мы скажем, что Воля – это Аллах и что Знание – это Аллах, тогда получится, что Знание и Воля – это одно и то же. Как в математике: если a равно b и b равно c, то a равно c. Тогда получится, что между Знанием, Волей, Жизнью, Речью и другими атрибутами нет никакой разницы. Но ведь мы знаем, что это не так, Воля – это не Сила, Жизнь – это не Знание. Поэтому мазхаб мутазилитов (которые так считали) иначе называли мазхаб та’тыля, то есть опустошения сыфатов. Ведь в такой их интерпретации все сыфаты имеют один смысл – то есть не имеют никакого смысла на самом деле (если Знание – это то же самое, что Речь, Воля, Жизнь и т. д., то значит, эти атрибуты никакого смысла не имеют и Аллах не описан сыфатами). Поэтому мутазилиты говорили, что Аллах Знающий без Знания, Могущественный без Могущества и так далее – это их известное выражение. Такая акыда ложна. Когда ты говоришь, что кто-то знающий без знания – это означает буквально, что он называет себя знающим, не имея права на это, ведь сначала идет знание, а потом обладание им. Таким образом, это означает, что ты приписываешь ему (этому существу) недостаток.
И какие это качества?
«Это ‘Ильм (Знание), Кудра (Могущество, Сила), Хайят (Жизнь), Кувват (Могущество, Мощь), Сам’ (Cлух), Басар (Зрение), Ирада (Воля), Машиат (Желание), Фи’ль (действие), Тахлик (Созидание), Тарзик (Обеспечение пропитанием), Калям (Речь)».
Знание Всевышнего одно единственное, оно безначально, оно охватывает все. Аллах знает все изначально: что будет в общем, что будет в частности, что возможно, что невозможно. Поэтому те, кто говорит, что Аллах знает общие вещи, но не знает частности, впадает в куфр, это является неверием, приписыванием Всевышнему недостатков.
Кудра (Могущество) означает, что Всевышний Аллах творит то, что захочет, и никто ничем, никакими преградами, не может ограничить Его силу. Но Сила Аллаха распространяется только на допустимые категории, но не распространяется на невозможные категории или на обязательные категории. Если бы Его Сила распространялась на Его Сущность (на обязательную категорию), это означало бы, что Всевышний может перестать существовать, Он перестал бы быть обязательно существующим, «ваджибуль-вуджуд». Если бы Сила распространялась на обязательные или невозможные категории, это означало бы, что их не существует (в таком случае обязательное перестало бы быть обязательным, а невозможное стало бы возможным). Это не означает, что Всевышний Аллах «аджиз» – бессильный, это означает, что Его Сила на эти вещи не распространяется.
Сыфат Жизнь – это такое качество, наличие которого делает возможным описывать кого-то знанием, волей, слухом, речью и другими качествами. Камень, например, предмет неживой, неодушевленный, поэтому мы не можем сказать про него, что он что-то знает, что-то может, желает и т. д. Когда мы говорим, что Всевышний Живой, это не означает, что Он, подобно нам, имеет душу, тело, какие-то органы – Всевышний Аллах чист от всего этого.
Кувват (Сила) – это то же самое, что Кудра.
Атрибуты Сам’ и Басар (Слух и Зрение) означают, что Всевышний Аллах все слышит, ничто от Него не скрыто. Это очень серьезный аспект нашей акыды, который должен воспитывать в нас богобоязненность (вара’, таква), нет места или времени, где бы и когда бы Всевышний нас не слышал и не видел.
Ирада (Воля) – это качество также распространяется только на возможное («мумкинат»), оно не распространяется на обязательное или невозможное, иначе это означало бы, что эти качества перестали быть таковыми, перестали существовать. Воля Аллаха единая, предвечная, Аллах изначально пожелал все так, как оно произойдет. Его Воля не меняется.
Теперь коснемся вопроса, меняет ли дуа предопределение. Если так ставить вопрос – то нет, не меняет, потому что Аллах предопределил все наши дуа и все наши действия, и таким образом мы не можем совершить такое действие и такое дуа, которого бы не предвидел Всевышний. Что касается хадисов, где говорится о разных действиях, которые увеличивают жизнь человека, то они толкуются учеными следующим образом: если бы человек не сделал эти дуа, то прожил бы столько-то, но так как Аллах знал, что раб прочитает эти дуа, то ему был дарован именно такой срок жизни. Нам трудно понять, что задолго до нашего появления на свет Аллах знал все наши действия, поэтому Аллах знал, что человек сделает такое-то действие, которое продлит ему жизнь, если бы он его не сделал, то его жизнь была бы короче. Но это не значит, что человек в своей жизни может совершить нечто такое, что изменит предвечное решение Аллаха, это невозможно. Но есть такие действия, за совершение которых Аллах пожелал, чтобы человек прожил дольше, чем если бы он их не совершил. Но реально человек не может сделать ничего такого, что изменило бы его срок жизни: что Аллах предопределил ему такой-то срок, но человек сделал нечто, что изменило бы его срок жизни. Это первый момент.
И второй момент: написанное в Хранимой Скрижали (Лаухуль-Махфуз) может меняться – к примеру, там написано, что такой-то человек проживет 70 лет, но он совершил нечто и прожил 80 лет. Но это лишь означает, что Аллах изначально пожелал, чтобы он прожил 80 лет. А изменение того, что написано в Хранимой Скрижали – это проявление милости Аллаха: таким образом Он показывает Своему рабу, что его деяния или его дуа принимаются. Но реальное изначальное решение Аллаха – что такому-то человеку предопределено прожить 80 лет – оно не меняется.
«Аль-Ирадату валь-Машиату» – «Воля и Желание». В отношении Аллаха воля и желание – это одно и то же.
«Валь-фи’ль ват-тахлик» – «действие и творение», «ват-тарзик» – «и обеспечение пропитанием». Этот матн написан ученым-ханафитом, а ханафиты выделяют действие как предвечный сыфат. Но здесь не имеется в виду, что действия Аллаха – в смысле результата этих действий – не сотворены (об этом мы будем говорить более подробно, когда затронем сыфат ат-Таквин). Здесь имеются в виду качества, указывающие на способность Аллаха творить. Ашариты считают, что эти качества возвращаются к сыфатам Кудра и Ирада, а ханафиты (матуридиты) выделяют отдельный сыфат действия. Они не имеют в виду, что действия Аллаха (к примеру, сотворенный Им мир) предвечны, они имеют в виду, что Тот, Кто этими качествами описан, является способным творить, давать пропитание и так далее.
Калям (Речь Всевышнего) безначальна и бесконечна, она не состоит из звуков и букв. Тот Коран, который мы держим в руках, который начинается с суры «Аль-Фатиха» и заканчивается сурой «Ан-Нас», является указанием на эту предвечную Речь. Но это не сама предвечная Речь.
«И Он говорит Своей Речью, которая предвечна и не состоит из звуков и букв».
Все проблемы, которые связаны с непониманием некоторыми ханбалитами сыфата Калям, происходили от того, что они понимали Речь как действие, подобно речи человека. Речь человека – это действие, она имеет начало и конец, человек может говорить, может не говорить. В отношении Аллаха Речь является таким же атрибутом, как, к примеру, Знание. Не может быть такого, что Аллах знает что-то, а чего-то не знает. Поэтому мы говорим, что Аллах всегда Говорящий, то есть всегда описан этим сыфатом. Тот, кто утверждает, что Аллах в какой-то момент говорит, а в какой-то – нет, тем самым утверждает, что внутри Аллаха происходят изменения.
Эта речь не состоит из звуков и букв, звуки и буквы лишь указывают на эту Речь. Ученые по акыде очень хороший пример приводят, чтобы объяснить это утверждение. Если мы где-то на бумаге напишем слово «Аллах», это вовсе не значит, что Аллах находится в этой бумаге, нет, это слово указывает на единую бесконечную Сущность Аллаха. Но чернила и буквы не есть Сам Аллах. Так и Коран, который мы держим в руках, указывает на Речь Аллаха, но не является ею, иначе получалось бы, что Всевышний как-то воплощается в этой бумаге. Такое утверждение будет подобно акыде христиан, которые утверждают, что Аллах воплотился в человека. Ведь христиане именно так понимают этот момент – будто сыфат Речь (который они называют Логосом) воплотился в человека. Это акыда хулюлитов, которая представляет из себя явный куфр.
«Противоположность этого качества – молчание и немота. Аллах через Свою Речь повелевает, запрещает и что-то сообщает нам».
Коран состоит из повелений и запретов, а также повествований о других общинах, которые приводятся нам в качестве наставления, чтобы мы извлекали из них уроки и видели, какую милость Аллах к нам проявляет.
«Коран, Речь Аллаха, не сотворен. И он записан в наших мусхафах, заучен в наших сердцах, читается нашими языками, услышан нашими ушами, но при этом он не сливается с ними» (с бумагой, нашими сердцами, языком, ушами).
Но простому человеку не обязательно во все это входить, это все написано, чтобы мы знали позицию Ахлю-Сунна в этом вопросе, ему достаточно знать, что Коран – это несотворенная Речь Аллаха.