Имам Абдур-Разак ар-Рас’ани аль-Ханбали (589-661 гг. х/1193-1263 м) сказал в своем тафсире «Румзуль кунуз фи тафсириль Китабиль Азиз» (8/240):
اعلم أنني سلكت في تفسير هذا الحرف سبيلَ كثير من [علماء السنة] ، وسوّغ ذلك: أن ابن عباس والحسن في جماعة من التابعين فَسَّرُوه بهذا التفسير، ونقله الإمام أحمد ورواه. قال الزجاج في معانيه: أخبرنا عبدالله بن أحمد بن محمد بن حنبل قال: حدثنا أبي، أخبرنا محمد بن جعفر، عن شعبة، عن مغيرة، عن إبراهيم قال: قال ابن عباس في قوله: ]يوم يكشف عن ساق[: الأمر الشديد. وقاعدة مذهب إمامنا في هذا الباب: اتباع السلف الصالح، فما تأولوه تأولناه، وما سكتوا عنه سكتنا عنه، مفوّضين علمه إلى قائله، منزّهين الله عما [لا] يليق بجلاله. وذهب جماعة من علماء السنة إلى إلحاق هذا بنظائره من آيات الصفات وأخبار الصفات. ورووا عن عبدالله بن مسعود في قوله: ]يوم يكشف عن ساق[ قال: عن ساقه جَلَّ ذكره [ويؤيد] هذا ما أخبرنا به الشيخان أبو القاسم وأبو الحسن قالا: أخبرنا [أبو الوقت]، أخبرنا عبدالرحمن بن محمد، أخبرنا عبدالله بن أحمد، أخبرنا محمد بن يوسف، حدثنا محمد بن إسماعيل البخاري، حدثنا آدم، حدثنا [الليث]، عن خالد بن يزيد، عن سعيد بن أبي هلال، عن زيد بن أسلم، عن عطاء بن يسار، عن أبي سعيد قال: سمعت رسول الله يقول: «يكشف ربنا عن ساقه فيسجد له كل مؤمن ومؤمنة، ويبقى من كان يسجد في الدنيا رياء وسُمْعة فيذهب ليسجد فيعود ظهره طبقاً واحداً». هذا حديث صحيح أخرجه البخاري هكذا. وهو حديث طويل أخرجه مسلم بطوله. وقال مقاتل بن سليمان: قال عبدالله بن مسعود في هذه الآية: ]يوم يكشف عن ساق[ وقال: عن ساقه اليمين فتضيء من نور ساقه الأرض، فذلك قوله: ]وأشرقت الأرض بنور ربها[ [الزمر:69]. وهذا إن ثبت عن ابن مسعود من طريق يُوثق به غير طريق مقاتل فمقبول، وإلا فمقاتل لا يثبت [حديثه عند] أهل العلم بالحديث. [وقد] أشرنا إلى مذهب أهل السنة في هذه الآية تأويلاً وسكوتاً. ومذهب الوَرِعين عن الخوض في تأويلها أسلمُ المذهبَيْن، وأشبه بأصول صاحب المذهب، الإمام أبي عبدالله أحمد بن محمد بن حنبل الشيباني، رضي الله عنه، ورزقنا الاهتداء بأنواره، والاقتداء بآثاره.
«Знай же, что при толковании этих слов я пошёл по пути многих [учёных сунны]. А позволил [мне истолковать эти слова таким образом] тот факт, что ибн Аббас и Хасан [аль-Басри]из числа табиинов тоже толковали их таким же образом, и это передал имам Ахмад.
Аз-Заджадж в своей книге «Аль-Маани» сказал: «Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль сказал: “Отец сказал, что Мухаммад ибн Джафар передал нам от Шу`бы от Мугиры, а тот – от Ибрахима, что он передал, что ибн Аббас толкует слова “В тот День, когда раскроется голень” как тяжёлое положение”».
Правилом в мазхабе нашего имама в таких вопросах является следование праведным предшественникам. То, что они толковали аллегорически, мы толкуем так же; если они умолчали о чём-то, мы тоже не говорим об этом, оставляя знание [истинной сути этих слов] сказавшему их и не придавая Аллаху то, что Ему не подобает. А группа учёных сунны сопоставила и [применила] это [правило] ко всем аятам и хадисам о сыфатах.
И от Абдуллаха ибн Масуда передали такое толкование аята «В День, когда раскроется голень»: это голень Аллаха. И это подтверждают слова шейхов Абу аль-Касима и Абу аль-Хасана, которые сказали: «Абу аль-Вакт передал нам от Абдуррахмана ибн Мухаммада, тот – от Абдуллаха ибн Ахмада, тот – от Мухаммада ибн Юсуфа, тот – от Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари, тот – от Адама от Лейса, тот – от Халида ибн Язида, тот – от Саида ибн аби Хиляля, тот – от Зейда ибн Асляма, а тот – от Ата ибн Ясара от Абу Саида, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Наш Господь раскроет Свою Голень, и падут ниц перед Ним все верующие, кроме тех, кто в этом мире поклонялся Ему напоказ – их спины останутся прямыми“». Это достоверный хадис. В таком виде его привёл аль-Бухари. А Муслим привел этот длинный хадис полностью.
Мукатиль ибн Сулейман передал, что Абдуллах ибн Масуд сказал об этом аяте: «В День, когда раскроется голень», то есть Его правая голень. И земля озарится её светом». Как в аяте: «И Земля озарится светом своего Господа…» (Зумар, 69) И если эти слова переданы по достоверной цепочке, то они считаются приемлемыми, но не в риваяте от Мукатиля, ибо хадисоведы не считают достоверными хадисы, переданные от него. И мы уже указали на мнение Ахлю-Сунна относительно таких хадисов: это их толкование или умолчание о них.
Но самый безопасный из них и наиболее похожий на мазхаб имама Абу Абдуллаха Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбаля аш-Шайбани – это мазхаб избегающих углубления в их толкование. Да будет Аллах доволен им, да наделит нас наставлением его светом и поможет следовать его заветам.
Также Абдур-Разак ар-Рас’ани сказал в своём тафсире (2/148):
مذهب أهل الحق في هذه الآية وأمثالها من آيات الصفات وأخبار الصفات: الإقرار والإيراد، من غير تشبيه ولا تمثيل ولا تأويل ولا تعطيل. وإلى هذا وأمثاله أشار النبي بقوله: «وسكت عن أشياء رحمة لكم فلا تبحثوا عنها». ولو استقصيت ما ورد في الزجر عن الخوض في آيات الصفات عن الصحابة والتابعين فمن بعدهم من الأئمة الأربعة وغيرهم لطال ذلك، ويكفي الإنسان في هذا الثابت. ولك قول الشافعي رضي الله عنه: آمنت بالله وما جاء من عند الله على مراد الله، وآمنت برسول الله وما جاء عن رسول الله على مراد رسول الله. قال الشريف القاضي أبو علي بن أبي موسى الهاشمي -من علمائنا- رضي الله عنه: اختلف أصحابنا هل الاستواء من صفات الذات أو من صفات الفعل؟ على طريقين: منهم: من قال إنه من صفات الفعل، غير أنه لا يعلم كيفيته، ولا نقول أنه انتقال من مكان إلى مكان، ولكنا نسلمه ونقول فيه كما نقول في حديث النزول. ومنهم من قال: إنه من صفات الذات، لم يزل مستوياً قبل خلق العرش من غير تكييف. ومن أصحابنا من تأول الاستواء على معنى الارتفاع. قال الشريف رحمه الله: فأنا لا أقول في ذلك إلا ما قال أبو عبدالله أحمد بن محمد بن حنبل رضي الله عنه: استوى كما قال، بلا حَدٍّ ولا كيف. قلت: وعلى هذا القول الذي قاله الشريف وارتضاه، وجدت علماءنا وأشياخنا الذين بالشام والعراق، وله نعتقد، وعليه نعتمد، وبه نقول.
«Согласно методу приверженцев истины относительно этого и подобных ему аятов и хадисов о сифатах, их можно подтверждать и цитировать, но без частичного (ташбих) либо полного (тамсиль) уподобления [качествам творений] и без толкования и опустошения. На это указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: «И Аллах умолчал о некоторых вещах, оказывая вам этим милость, так не доискивайтесь же до них» (ад-Даракутни).
И если бы я стал приводить всё, что передано от сподвижников, табиинов и четырёх имамов о предостережении углубляться в аяты о сыфатах, то это заняло бы очень много места. А [благоразумному] человеку достаточно и этих достоверных риваятов.
Вот, к примеру, слова имама аш-Шафии: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Него, в том значении, которое Он подразумевал. И я уверовал в Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и в то, что пришло от него, в том значении, которое он подразумевал».
Один из наших учёных [ханбалитов] аш-Шариф аль-Кады Абу Али ибн Аби Муса аль-Хашими (да будет доволен им Аллах) сказал: «Является ли истива качеством действия или качеством сущности? Учёные нашего мазхаба разделились на две группы. Одни говорят, что это качество действия, образ которого, однако, неизвестен. И мы не говорим, что это перемещение из одного места в другое. Однако мы признаём это и говорим о нём так же, как и о хадисе “нузуль”. Другие говорят, что это качество сущности, но Он не переставал быть “муставин” без образа и до создания Арша». Также среди нас [ханбалитов] есть те, кто толковал слово «истива» как «возвышение» (аль-иртифа’).
Аш-Шариф Абу Али ибн Аби Муса (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом вопросе я говорю только то, что утверждал Абу Абдуллах ибн Мухаммад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах): “Истава, как Он об этом сказал, но без ограничения и придания образа”».
И я увидел, что наши ученые и шейхи в Ираке и Шаме были того же мнения, что и аш-Шариф. В это мы верим, на это опираемся и так говорим».
Немного об Абдур-Разаке ар-Рас’ани и его тафсире
Аз-Захаби сказал о нём в книге «Тазкират аль-хуффаз»: «Имам, мухаддис, путешественник, хафиз, муфассир, учёный Аравийского полуострова. Был выдающимся имамом, знатоком наук и обладателем хорошего нрава».
Ибн Касир сказал о нём: «Мухаддис, муфассир, слышал и передавал много хадисов. Был среди достойных и благонравных».
Ибн Раджаб писал о нём: «Факих, мухаддис, муфассир. Достиг высот в науках, был благого нрава и красноречивым. Крепко держался сунны и асаров и практиковал их в сообществе рафидитов и других оппонентов».
Ибн Тугри Барда сказал: «Он был достойным имамом, поэтом и мухаддисом».
Ибн аль-Имад, процитировав в своей книге «Аль-Ибар» слова аз-Захаби, сказал о нём: «Был специалистом в хадисоведении и рациональных науках».
О его тафсире.
Аз-Захаби в книге «Тарихуль ислям» (5/143) сказал о нём: «Составил хороший тафсир, в котором привёл риваяты со своими иснадами». В «Аль-Ибар» (3/302) сказано: «Он составил хороший тафсир».
Ибн Раджаб сказал: «Составил хороший тафсир из четырёх больших томов и назвал его “Румуз аль-кунуз”. В нём есть много полезного, и там он приводит хадисы со своим иснадом». Конец цитаты из книги «Табакат аль-ханабиля», (2/275).
Ибн Бадран говорил: «”Румуз аль-кунуза” – великолепный тафсир. Автор приводит в нём хадисы с иснадом, оспаривает аз-Замахшари и его труд “Аль-кашшаф” и упоминает некоторые обсуждаемые частные вопросы фикха, но без приведения доводов. Если вкратце, то для того, кто изучит его, это будет очень полезный тафсир». (Из книги «Введение в мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля», стр. 415 и 477).