Интересный разговор состоялся между хафизом Джалалуддином ас-Суюты (ум. 911 г.х.) и одним из ведущих суфиев своего времени, которые занимались духовным наставничеством и воспитанием. Этот человек пропагандировал доктрину единства бытия, однако хафиз ас-Суюты не знал об этом.
В трактате «Рисаля аль-истийказ ва ат-тауба» («Послание о пробуждении и покаянии») имам ас-Суюты писал:
«Я направился к этому человеку для назидания, но не для того, чтобы увидеть чудеса и кашф. В тот день, когда я сидел с ним, он сказал мне: “Ты есть Он”, указывая на Истинного, Всевышнего и Пречистого, а затем начал разговаривать выражениями, которыми пользуются сторонники концепции единства бытия (вахдат аль-вуджуд). Он сказал: “Люди считают ибн Араби неверующим и относят его к идее о смешении Аллаха с творениями. Есть ли подобный ибн Араби? Разве есть кто-либо иной, в ком Он воплотился бы? Нет такого иного!”
Я сказал: “Его не относят к этой идее, но относят к концепции единства бытия. И эти слова, которые ты говоришь, приводят к данной концепции”.
— Да, это единство бытия. — сказал он.
— Это тоже неверие, о чем писали имамы. — сказал я.
— Это упоминают факихи, и верно, что это противоречит Шариату. Однако это все равно является истиной само по себе!
Я сказал:
“Во первых, обвинение в неверии — это прерогатива факихов и никого больше; обвинение в неверии — это шариатское постановление, а шариатские постановления являются предметом рассмотрения факихов.
Во-вторых: не только факихи говорят об этом, но и специалисты науки каляма — все они ясно пишут, что это является куфром. Вопросы вероубеждения берутся из уст ведущих лидеров науки каляма.
В-третьих, что касается твоих слов, что это противоречит шариату: что противоречит Шариату, является стопроцентно ложным. И нельзя принять идею, у которой нет доказательств из Шариата.
В-четвертых: многочисленная группа суфиев ясно объявила ложным идею единства бытия и предостерегала от нее. Таким образом стало очевидным, что эта идея не признана у всех суфиев, но лишь некоторой частью — “крайними”. Вот, шейх Абуль-Хасан аш-Шазили, господин поздних суфиев, в словах которого вообще нет идеи о единстве бытия”.
Он сказал мне: “Аш-Шазили не погрузился в моря истины, как это сделал ибн Араби”.
Я сказал: “Мы пришли, чтобы дополнить слова аш-Шазили? Нам не нужны эти дополнения; нам хватит того, если мы хотя бы достигнем уровня пыли на его обуви”.
Затем я продолжил: “Довод Ислама аль-Газали погрузился в моря истины, и в двух местах своей книги “Ихья” высказался о заблуждении тех, кто придерживается концепции единства бытия, и разъяснил, что эта идея произошла от ложных фантазий”
Он ответил: “Аль-Газали сказал это, опасаясь, что факихи обвинят его в неверии”.
Я сказал: “Если эта идея истинна сама по себе, то аль-Газали бы не боялся их. Он был более искусным из людей и имел более богатый язык, поэтому он мог бы разъяснить людям, почему эта идея является истинной такими выражениями, которые они поняли бы, и он бы не обратил на них внимания. Как случилось это со мной не один раз”.
Затем я расстался с ним, и земля стала узкой для меня настолько же, насколько она была широка, грудь моя сомкнулась, мир стал мрачным для меня, и я сказал: “Ничего не осталось у меня, кроме этого скверного высказывания!”»
Затем имам ас-Суюты сказал: “То, что я узнал из позиции шейха Иззуддина ибн Абдус-Саляма по этому вопросу, так это его слова об ибн Араби: “Он — шейх зла и лжец, который заявлял о предвечности мира”.
Это потому что ибн Араби — человек, который не был сведущ в шариатских науках. Он постоянно практиковал ритуальное уединение и духовные практики, как это произошло с философами Греции, после чего его сердце посетили идеи как, например, утверждение первичной материи, предвечность мира и абсолютное единство.
И тогда ибн Араби высказал эти идеи и призывал к ним других, посчитав это своим вероубеждением и откровением. Но это ничто иное как наущения дьявола и фантазии, в пользу которых Аллах не ниспосылал никакого доказательства”».
Из книги «Рисаля аль-истийказ ва ат-тауба».