Введение в шафиитский мазхаб

ОСНОВАТЕЛЬ МАЗХАБА

Основателем мазхаба является имам Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Аббас ибн Усман ибн Шафи’ ибн ас-Саиб ибн ‘Убайда ибн Абду-Язид ибн Хашим ибн Абдуль-Мутталиб ибн Абду-Манаф.

Его родословная пересекается с родословной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на линии деда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абду-Манафа.

Прозвище (кунья) имама аш-Шафии – Абу Абдуллах.

В благородной родословной имама можно отметить два нюанса:

1. он был курайшитом и единственным из четырёх имамов, который был родом из этого племени.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الناس تبع لقريش في هذا الشأن مسلمهم تبع لمسلمهم وكافرهم تبع لكافرهم. والناس معادن خيارهم في الجاهلية خيارهم في الإسلام إذا فقهوا

«В этом деле людям [надлежит] подчиняться курайшитам: мусульмане из их числа [должны] подчиняться мусульманам, а неверные — неверным. Люди являются рудниками, те кто был лучшим во времена джахилии, остались лучшими и в Исламе, если усвоили [установления] религии». (аль-Бухари)

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اللهم اهد قريشًا، فإنَّ عِلْمَ العَالِمِ منهم يسع طِبَاقَ الأرض، اللهم أذَقْتَ أوَّلَها نَكَالًا فَأَذِقْ آخرها نَوَالًا

«О Аллах, наставь курайшитов, ведь знания одного из их учёных наполнят землю. О Аллах, ты пролил на первых из них мучение, так пролей же на последних из них свои дары» («Муснад» Абу Я’ля);

2. он был родом из племени бану аль-Мутталиб.

Джубайр ибн Мут’им (да будет доволен им Аллах) передаёт:

لما كان يوم خيبر وضع رسول الله صلى الله عليه وسلم سهم ذي القربى في بني هاشم وبني المطلب وترك بني نوفل وبني عبد شمس فانطلقت أنا وعثمان بن عفان حتى أتينا النبي صلى الله عليه وسلم فقلنا يا رسول الله هؤلاء بنو هاشم لا ننكر فضلهم للموضع الذي وضعك الله به منهم فما بال إخواننا بني المطلب أعطيتهم وتركتنا وقرابتنا واحدة فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم إنا وبنو المطلب لا نفترق في جاهلية ولا إسلام وإنما نحن وهم شيء واحد وشبك بين أصابعه صلى الله عليه وسلم

«Во время похода на Хайбар Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) распределил долю хумуса близких Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) между бану Хашим и бану аль-Мутталиб, ничего не дав бану ‘Абд Шамс и бану Науфаль. Мы с ‘Усманом отправились к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: “О Посланник Аллаха, мы не отрицаем достоинств бану Хашим, которыми Аллах наделил их из-за родства с тобой. Но почему ты одариваешь наших братьев бану аль-Мутталиб, но не одариваешь нас, хотя все мы родственники?”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Мы с бану аль-Мутталиб не расходились ни во времена невежества, ни в Исламе, мы с ними — одно целое”. Сказав это, он (да благословит его Аллах и приветствует) переплёл пальцы». (аль-Бухари)

И предельное благородство свойственно тому, чьё благое происхождение соединено с лучшим творением Аллаха — Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

Большинство историков сходятся во мнении, что имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) родился в городе Газа (современная Палестина) в 150 году по хиджре, в тот год, когда умер имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах).

В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В возрасте семи лет он уже знал наизусть Коран, обучался у таких учёных, как Халид ибн Муслим аз-Занджи (муфтий Мекки), Фудайль ибн Йияд, Суфьян ибн Уяйна и другие.

В двенадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, выучил сборник хадисов «Муватта» за девять дней и стал одним из выдающихся учеников имама Малика (да будет доволен им Аллах).

Имам аш-Шафии очень любил имама Малика. Он говорил:

إذا ذكر العلماء فمالك النجم

«Когда говорят об учёных, то Малик – звезда среди них».

مالك بن أنس معلمي وما أحد أمنّ عليّ من مالك, وعنه أخذنا العلم

«Малик ибн Анас – мой учитель, никто не помог мне так, как помог мне он, и у него я приобрёл знания». («Хильят уль-Авлия», 6/318)

После имам аш-Шафии отправился в Йемен и учился у таких учёных, как Мутарраф бну Мазин, Хишам бну Йусуф аль-Кады, ‘Амр бни аби Саляма, Яхья бну Хассан.

Затем имам аш-Шафии отправился в Ирак и учился у таких учёных, как Ваки’ ибн аль-Джаррах, факих Ирака и ученик имама Абу Ханифы Мухаммад ибн аль-Хасана аш-Шайбани, Хаммад ибн Усама, Аюб ибн Сувейд ар-Рамли, Абдуль-Ваххаб ибн Абдуль-Маджид, Исмаил ибн ‘Улайа.

Имам аш-Шафии составил в Ираке книгу «Аль-Худжа», в ней содержится старый мазхаб (аль-кадим), и этот мазхаб переняли от имама выдающиеся учёные того времени: имам Ахмад и имам Абу Саур.

Затем имам аш-Шафии отправился в Египет, чтобы учиться у Лейса ибн Саада, в то время его уже не было в живых, но его ученики жили в Египте.

Впоследствии он пересмотрел свои взгляды по многим вопросам права, ко­то­рых он придерживался в Ираке, основал новый мазхаб (аль-джадид), продиктовал своим ученикам книгу «Аль-Умм» и составил книгу «Ар-Рисаля» по усуль аль-фикху. Он был автором первого сочинения по усуль аль-фикху.

Имам Фахруддин ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Люди единогласны во мнении, что аш-Шафи‘и стал первым, кто написал об этой науке. Он определил её темы, структурировал по главам и пояснил степень важности». («Манакиб уш-Шафии», стр. 57)

В ней имам изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), иджма’ (единодушное мнение учёных) и кыясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в этой книге были разъяснены понятия «насих» – отменяющий и «мансух»  – отменённый, а также правила толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющих всеохватное значение, и другие правила иджтихада.

Имам аш-Шафии считается обновителем (муджаддид) второго века, так как он сочетал две школы – ахлю ль-хадис (люди предания) и ахль-ар-рай (сторонники независимого суждения), он установил правила науки усуль аль-фикх. Помимо того, что он был выдающимся факихом, имам аш-Шафии был знаменит своим красноречием и познаниями в арабском языке.

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) сказал о нём:

إذا سئلت عن مسألة لا أعرف فيها خبرا قلت فيها بقول الشافعي؛ لأنه إمام قرشي وقد روى عن النبي صلى الله عليه وسلم – أنه قال: «عالم قريش يملأ الأرض علما»

«Если мне зададут вопрос, и я не буду знать хадиса для ответа, я отвечу так же, как сказал имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) по поводу этого, потому что он имам из числа курайшитов, ведь передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Учёный-курайшит заполнит землю знанием»». («Ас-Сияр», аз-Захаби, 10/82)

Также имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) сказал:

ما أعلم أحداً أعظم منةً على الإسلام في زمن الشافعي من الشافعي

«Я не знаю ни одного современника аш-Шафии, который принёс бы больше пользы Исламу, чем аш-Шафии!». («Манакиб аш-Шафии», аль-Байхаки, стр. 279)

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) умер в 204 году по хиджре в Египте и похоронен в гробнице, известной сегодня как (قبة الإمام الشافعي) – Гробница имени имама аш-Шафии. На момент смерти ему было 54 года.

ИМАМЫ МАЗХАБА

Известными передатчиками старого мазхаба (аль-кадим) считаются имам Ахмад бин Ханбаль, Абу Саур, аз-За’фарани, аль-Карабиси.

А те, кто передал новый мазхаб (аль-джадид) – это имам аль-Музани, аль-Бувайти, ар-Раби’ аль-Муради, Хармаля ибн Йахья, ар-Раби’ аль-Джизи, Юнус ибн Абдуль-А’ля, все они жили в 3 веке хиджры.

Затем пришло поколение выдающихся учёных.

4 век: Ибн Сурейдж, аль-Каффаль аль-Кабир аш-Шаши, Абу Сахль Са’люки, Абу Хамид аль-Исфарайини, аль-Истахри, Абу Исхак аль-Марвази, Абу Зейд аль-Марвази, Ибн Аби Хурайра, Ибн аль-Касс.

5 век: аль-Маварди, Абу Исхак аш-Ширази, Абу Мухаммад аль-Джувейни и его сын имам уль-Харамайн, аль-Байхаки, аль-Махамили, аль-Каффаль ас-Сагир аль-Марвази, аль-Кады Хусейн, аль-Мутавалли.

6 век: аль-Газали, аш-Шаши, аль-Багави, аль-‘Имрани.

7 век: Ибн ус-Салях, Иззуддин ибн Абдус-Салям, ар-Рафии, ан-Навави, Ибн аль-Фирках, Ибн Дакик аль-‘Ид.

8 век: Ибн ур-Риф’а, Такиюддин ас-Субки, аль-Иснави, аль-Азра’и, аль-Булькини, ибн аль-Муляккин, аз-Заркаши, ибн ан-Накиб аль-Мисри.

9 век: Валиюддин аль-Ираки, Такиюддин аль-Хисни, Ибн Раслян (автор «Сафват уз-Забад»), Ибн Кады Шубха, ад-Дамири, Джалялюддин аль-Махалли, Абдуллах Бафадль.

10 век: Закария аль-Ансари, Хатыб аш-Ширбини, Шихабуддин ар-Рамли и его сын Шамсуддин, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ибн Касим аль-Уббади, Ибн Зияд.

11 век: аль-Бармави, Али аш-Шабрамаллси, ар-Рашиди.

12 век: Мухаммад аль-Курди, Сулейман аль-Джамал (автор субкомментария к тафсиру «Аль-Джаляляйн»).

13 век: аль-Баджури, аш-Шаркави, аль-Буджайрами, Абдуррахман аль-Ахдаль, Саид Ба’ишн (автор «Бушра аль-Карим»), Абдулхамид аш-Ширвани

14 век: ас-Сайид Аляви ибн Ахмад ас-Саккаф, Ахмад ибн Зайни Дахлян, Мухаммад ибн Салим Хафиз, Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (автор «И’анат ут-Талибин»).

Шафиитские учёные в науке усуль аль-фикх

Абу Исхак аш-Ширази (автор «Аль-Люма’»), Имам аль-Харамайн аль-Джувейни (автор «Аль-Варакат» и «Аль-Бурхан»), Абу Хамид аль-Газали (автор «Аль-Мустасфа»), Фахруддин ар-Рази (автор «Аль-Махсуль»), Таджуддин ас-Субки (автор «Джам’ уль-Джавами’»), Аль-Байдави (автор «Минхадж уль-Вусуль») и другие.

Их труды считаются самыми важными в этой науке.

Мухаддисы (хадисоведы)

Абу Бакр аль-Исмаили, ад-Даракутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Аль-Хаким, Абу Ну’айм аль-Асбахани, Ибн аль-Мунзир, Абу Сулейман аль-Хаттаби, Хатыб аль-Багдади, Абу Бакр аль-Байхаки, Аль-Миззи, Зайнуддин аль-Ираки, Нуруддин аль-Хайсами (автор «Маджма’ уз-Заваид»), Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (автор «Фатх уль-Бари»), Шамсуддин ас-Сахави, Джалалуддин ас-Суюти и многие другие.

Мутакаллимы (учёные в области рационального суннитского богословия)

Абуль-Хасан аль-Ашари, Абу Исхак аль-Исфарайини, Абу Бакр ибн Фурак, Хусейн аль-Халими (автор «Шу’аб уль-Иман»), Абу Мансур аль-Багдади (автор «Фарк байналь-Фирак»), Фахруддин ар-Рази (автор «Аль-Маталиб уль-А’лийа»), аль-‘Адуд аль-Иджи, аль-Амиди, аль-Асфахани, ат-Тафтазани и другие.

Муфассиры (толкователи Корана)

Абу Исхак ас-Са’ляби, Абуль-Хасан аль-Маварди, Абу Музаффар ас-Сам’ани, Абуль-Хасан аль-Вахиди, аль-Багави (автор «Ма’алим ут-Танзиль»), Фахруддин ар-Рази, Ибн Касир, аль-Хазин, Джалалуддин аль-Махалли, Джалалуддин ас-Суюти, аль-Хатыб аш-Ширбини и другие.

Историки

Ибн ‘Асакир (автор «Тариху Димашк»), Ибн Халликан (автор «Вафайят аль-а’йан»), Ибн аль-Асир (автор «Аль-Камиль»), Аз-Захаби (автор «Сияр а’лям ан-Нубаля»), Ибн Касир (автор «Аль-Бидая ва ан-Нихая»), Ас-Сафади (автор «Аль-Вафи»).

Учёные по рецитации Корана (кираат)

Имам аль-Джазари (автор «Ан-Нашр»), аль-Джа’бари, Шихабуддин аль-Касталяни, Закария аль-Ансари и другие.

Языковеды и учёные по грамматике

Абу Хайан аль-Андалуси, Ибн Малик (автор известного назма «Аль-Афийа»), Ибн ‘Акыль, Ибн Хишам (автор «Катр ун-Нада» и других известных трудов по грамматике), аль-Файрузабади и другие.

Суфии

Имам аль-Кушайри (автор «Ар-Рисалят уль-Кушайрийа»), имам аль-Газали, имам Абдуллах ибн ‘Аляви аль-Хаддад и др.

Современные ученые, придерживающиеся шафиитского мазхаба

Мухаммад Хасан Хиту, Мустафа Диб аль-Буга, Амджад Рашид, ‘Имад ‘Иффат (да смилуется над ним Аллах), Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах), Мухаммад аз-Зухайли, Абдуль-Азиз аш-Шихави, Саид Фуда, Рушди аль-Калям, Мухаммад аль-Хаджар (да смилуется над ним Аллах), Мухаммад Ясин аль-Фадани (да смилуется над ним Аллах), Мустафа Абдун-Наби Абу Хамза, Мухаммад Шукейр, Мухаммад Муджир аль-Хатыб, Юсуф Хаттар Мухаммад, Усама ар-Рифаи, Хабиб Умар, Сайф аль-Асри, Абдун-Насыр аль-Малибари и другие.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЗХАБА

Мазхаб имама аш-Шафии прошёл пять этапов.

Первый этап – основание мазхаба, этот этап завершился со смертью имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), он оставил нам книгу «Аль-Умм» и другие свои труды.

Второй этап – передача мазхаба, в течение этого периода его ученики распространяли мазхаб, и наиболее известная их книга – это «Мухтасар аль-Музани».

Третий этап – фиксация и расширение второстепенных вопросов мазхаба, в этот период появилось два основных направления в мазхабе:

1. Иракское направление (طريقة العراقيين), во главе которого стоял шейх Абу Хамид аль-Исфарайани, и за ним последовал аль-Маварди, Абут-Тайиб ат-Табари, аль-Махамили, Сулейм ар-Рази и другие.

2. Хоросанское направление (طريقة الخراسانيين), во главе которого стоял шейх Абу Бакр аль-Марвази (аль-Каффаль ас-Сагир), и за ним последовал Абу Мухаммад аль-Джувейни (отец имама аль-Харамайн), аль-Фурани, Кады Хусейн, Абу Али ас-Синджи, аль-Мас’уди и другие.

Шейх Абдуль-‘Азым ад-Диб в своём исследовании книги «Нихаят уль-Матляб» делает полезное примечание: «Отнесение учёного к иракскому и хоросанскому направлению имеет только научный подход, так как имам иракского направления Абу Хамид аль-Исфарайани был родом из Исфарана – города в Хорасане, в окрестностях Нейсабура, однако направление у него было иракским».

Третий этап был самым продолжительным, в отличие от двух предыдущих. Каждый учёный и исследователь мазхаба, желавший внести в книгу какое-либо мнение, следовал одному из двух направлений – либо иракскому, либо хорасанскому. Следовательно, шафиитский мазхаб этого этапа развивался весьма интенсивно по указанным направлениям.

Четвертый этап – период редакции мазхаба, которая была осуществлена двумя имамами – имамом ар-Рафии и имамом ан-Навави – в их книгах, наиболее важными из которых являются следующие:

1. «Аль-Мухаррар»,
2. «Аш-Шарх уль-Кабир» (полное название книги «Аль-‘Азиз шарх уль-Ваджиз», некоторые её называют «Фатх уль-‘Азиз»),
3. «Аш-Шарх ус-Сагир»,
4. «Аль-Минхадж ут-Талибин»  – это сокращённый вариант (мухтасар) книги «Аль-Мухаррар» имама ар-Рафии,
5. «Аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб»  – это толкование (шарх) книги «Аль-Мухаззаб» имама аш-Ширази,
6. «Ар-Раудат ут-Талибин».

Первая книга является сокращением (мухтасар) книги имама аль-Газали «Аль-Ваджиз», а вторая и третья является своего рода толкованием (шарх) этого труд. И все три принадлежат перу имама ар-Рафии. Четвёртая, пятая и шестая книги принадлежат перу имама ан-Навави.

Имам ан-Навави, в свою очередь, отредактировал вопросы мазхаба и их доводы, а также установил, какое мнение в мазхабе является преображающим (ар-раджих).

Пятый этап – укрепление мазхаба, и оно произошло благодаря усилиям двух великих факихов – Ибн Хаджара аль-Хайтами (в книге «Тухфат уль-Мухтадж би-шархи ль-Минхадж») и Шамсуддина ар-Рамли (в «Нихаят уль-Мухтадж иля шарх иль-Минхадж»).
В этих книгах имамы отредактировали то, что не высказали ан-Навави и ар-Рафии, и добавили некоторые второстепенные вопросы нашего мазхаба.

То, на чём сошлись во мнении ар-Рафии и ан-Навави, является фундаментальным мнением (му’тамад) мазхаба; если между ними имеются разногласия, то предпочтение отдаётся словам ан-Навави.

Предпочтение мнению имама ан-Навави, высказанному им в его книгах, отдаётся в следующей последовательности:

1. «Ат-Тахкик»,
2. «Аль-Маджму’»,
3. «Ат-Танкых»,
4. «Ар-Раудат ут-Талибин»,
5. «Минхадж ут-Талибин»,
6. «Фатава ан-Навави»,
7. «Шарх Муслим»,
8. «Тасхих ут-Танбих».

То, на чём сошлись во мнении Ибн Хаджар и ар-Рамли в тех вопросах, которые не были исследованы ранее, является фундаментальным мнением (му’тамад) мазхаба. В случае возникновения разногласий жители Хиджаза, Йемена, Кавказа обычно отдают предпочтение словам Ибн Хаджара, а жители Шама и Египта – словам ар-Рамли.

Предпочтение мнению имама Ибн Хаджара аль-Хайтами, высказанному им в его книгах, отдаётся в следующей последовательности:

1. «Тухфат уль-Мухтадж»,
2. «Фатх аль-Джавад»,
3. «Аль-Имдад»,
4. «Фатава»,
5. «Шарх аль-Убад».

ДРЕВО ШАФИИТСКОГО МАЗХАБА

Категории муджтахидов

Муджтахид уль-Мутляк
это основатели мазхабов: Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафии, имам Ахмад и другие.

Муджтахид уль-Мунтасиб – это ученики и последователи основателей мазхабов, которые в целом придерживались пути своего учителей, однако могли иметь и противоположные им мнения по отдельным вопросам. К этой категории относятся, например, аль-Бувейти, аль-Музани и другие.

Муджтахид уль-Мазхаб – это те, кто продолжает методологию и аргументацию основателей мазхабов и не противоречит им. Однако они могут разбирать возникшие новые проблемы с учётом традиций мазхаба. К ним относятся такие муджтахиды, как аль-Джувейни, имам аль-Газали.

Муджтахид уль-Фатва – это те, кто из множества различных фетв мазхаба может выбрать наиболее предпочтительное для каждого конкретного случая. Разница с предыдущей категорией у них небольшая.

Хафиз уль-Мазхаб – это последователи других муджтахидов, которые хорошо разбираются в доказательствах своих предшественников.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДРЕВА КНИГ ШАФИИТСКОГО МАЗХАБА

Книги имама аш-Шафии: «Аль-Худжа», «Аль-Имля», «Аль-Умм».
На основании книг имама аш-Шафии два его ученика – аль-Музани и аль-Бувейти составили свой «Аль-Мухтасар».

К книге имама аль-Музани учёные составили следующие толкования (шарх):

«Аль-Хави» (аль-Маварди),
«Аш-Шамиль» (ибн ас-Саббагъ),
«Бахр уль-Мазхаб» (ар-Рувьяни),
«Нихаят уль-Матляб» (аль-Джувейни).

Затем пришёл имам аль-Газали, сократил книгу «Нихаят уль-Матляб» и назвал её «Аль-Басит», позже он сократил её в «Аль-Васыт», а её впоследствии – в «Аль-Ваджиз».

К книге «Аль-Васыт» учёные составили следующие толкования (шарх):

«Аль-Мухит» (ан-Нейсабури),
«Аль-Матляб уль-‘Али» (ибн ар-Риф’а),
«Аль-Бахр уль-Мухит» (аль-Камули),
«Ат-Танкых» (ан-Навави).

К книге «Аль-Ваджиз» учёные составили следующие толкования (шарх):

«Шарх уль-Ваджиз» (ар-Рази),
«Шарх уль-Ваджиз» (аль-Ирбили),
«Фатх уль-‘Азиз» (ар-Рафии).

Имам ар-Рафии составил сокращённый вариант (мухтасар) книги «Аль-Ваджиз» и назвал его «Аль-Мухаррар», а его впоследствии сократил имам ан-Навави и назвал «Минхадж ут-Талибин».

К книге «Минхадж ут-Талибин» учёные составили следующие толкования (шарх):

«Мугни аль-Мухтадж» (аш-Ширбини),
«Тухфат уль-Мухтадж» (ибн Хаджар аль-Хайтами),
«Нихаят уль-Мухтадж» (ар-Рамли).

К книге «Тухфат уль-Мухтадж» учёные составили следующие субкомментарии (хашият):

«Хашият» (Ибн Касим),
«Хашият» (аш-Ширвани).

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ШАФИИТСКОГО МАЗХАБА

Нижеперечисленные книги по фикху нужно проходить с преподавателем. Конечно, необязательно изучать все книги, что приведены здесь, так как список не категоричен. Эти книги охватывают основные вопросы в изучении мазхаба.

Начальный уровень:

1) «Аль-Гаяту ва т-Такриб» (Матн аби Шуджда) Ахмада аль-Асфахани. Самая популярная книга среди шафиитов. Практически каждый шафиит изучает этот матн или комментарий (шарх) к нему. Известными комментариями к нему являются следующие:

— «Фатх уль-Кариб» Ибн Касима аль-Газзи,
— «Кифаят уль Ахьяр» Такиюддина аль Хисни,
— «Аль-Икна’» Хатыба аш-Ширбини.

Шейх аль-‘Имриты составил книгу в стихотворной форме, в которой описал содержимое матна «Абу Шуджа», и назвал её «Нихаят ут-Тадриб», она состоит из 1225 куплетов;

2) «Аль-Масаил ут-Та’лим» (Мукаддима аль-Хадрамия) Абдуллаха Фадля аль-Хадрами. Книга считается наиболее важной в мазхабе из числа мухтасаров, где разобраны и прекрасно разъясняются каноны исламского права, такие как очищение ритуального, молитва, закят, хадж и умра; она популярна на территории Йемена. Известными комментариями к ней являются следующие труды:

— «Манхадж уль-Кавим» Ибн Хаджара аль-Хайтами,
— «Бушра аль-Карим» Са’ида Ба’ишна.

3) «Сафинат ун-Наджа» Салима Сумейра аль-Хадрами. Известными комментариями к ней являются:

— «Нейлю р-Раджа» Ахмада аш-Шатыри,
— «Кашифат ус-Саджа» Мухаммада аль-Джави;

4) «Аль-Йакут ун-Нафис фи мазхаби Ибн Идрис» Ахмада бни Умара аш-Шатыри. Известными комментариями к неё являются труд «Шарх уль-Йакут ан-Нафис», автором которого является его сын Мухаммад ибн Ахмад аш-Шатыри.

Средний уровень:

1) «Сафват уз-Зубад»  – стихотворение Ибн Расляна, которое состоит из 1088 куплетов. Помимо фикха автор приводит ещё вопросы вероубеждения и тасаввуфа. Известными комментариями к ней являются следующие труды:

— «Гаят уль-Баян» шейха Шамсуддина ар-Рамли,
— «Фатх ур-Рахман» шейха Шихабуддина ар-Рамли,
— «Ифадат ус-Садах» шейха Мухаммада аль-Ахдаля,
— «Мавахиб ус-Самад» имама Ахмада бну Хиджази аль-Фашини;

2) «Умдат ас-Салик» шейха Ибн Накиба аль-Мисри. Некоторые учёные сказали, что тот, кто изучит эту книгу, сможет открыть для себя все двери фикха. Эта работа зиждется на книгах ан-Навави, ар-Рафии, аш-Ширази и ас-Субки. Известными комментариями к ней являются следующие труды:

— «Тасхил аль-Масалик» имама Мухаммада аль-Джауджари,
— «Файд уль-Иляхи ль-Малик» имама Умара аль-Бака’и аш-Шами,
— «Анвар аль-Масалик» шейха Мухаммад аль-Гамрави,
— «Шарх Умдат ас-Салик» шейха Аляви ибн Саккафа аль-Джифри,
— «Фатх уль-Ваххаб аль-Малик» шейха Таха Хамади.

3) «Фатх уль-Му’ин» имама Зайнуддина аль-Малибари – книга является комментарием (шархом) к его же книге «Куррат уль-Айн би мухиммат ид-Дин». Шейх аль-Малибари был учеником Ибн Хаджара аль-Хайтами, книга основана на сокращении работ его учителя с комментариями поздних учёных шафиитов. Известными субкомментариями (хашият) к ней являются следующие труды:

 – «И’анат ут-Талибин» шейха Абу Бакра аль-Димьяти аль-Бакри,
 – «Тарших уль-Мустафидин» шейха Аляви ибн Ахмада ас-Саккафа.

Продвинутый уровень:

1) «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави.

Как сказал имам Таджуддин ас-Субки:

هذا الكتاب في هذا الوقت، هو عمدة الطلبة، و كثير من الفقهاء في معرفة المذهب

«В наше время эта книга считается самой лучшей для студентов и учёных для понимания мазхаба».

Она не перестаёт считаться лучшей и сегодня. Существует порядка ста комментариев к этой книге. Она сокращалась, комментировалась, проверялась и составлялась в стихотворной форме.

Самыми известными комментариями к ней являются:

 – «Тухфат уль-Мухтадж» имама Ибн Хаджара аль-Хайтами,
 – «Нихаят уль-Мухтадж» имама Шамсуддина ар-Рамли,
 – «Мугни ль-Мухтадж» имама Хатыба аш-Ширбини,
 – «Канз ур-Рагибин» имама Джалялюддина аль-Махалли;

2) «Манхадж ут-Тулляб» Шейх уль-Исляма Закарии аль-Ансари.

Имам Закария аль-Ансари сократил книгу «Минхадж ут-Талибин», снабдив её полезными примечаниями, также он составил к ней свой комментарий и назвал его «Фатх уль-Ваххаб». Известные субкомментарии (хашият) к ней:

«Хашият уль-Буджейрами» имама аль-Буджейрами,
«Хашият» Сулеймана аль-Джамаля.

ОСОБЕННОСТЬ МАЗХАБА

Некоторые отличительные особенности шафиитского мазхаба:

1. основатель мазхаба имам аш-Шафии уделял особое внимание доказательствам (Коран, хадисы, асары), он был учеником имама Малика, у него учился имам Ахмад. Также особое внимание уделяли этому последователи шафиитского мазхаба, такие выдающиеся хафизы и мухаддисы, как имам аль-Байхаки, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Более того, хафизы из числа шафиитов с точки зрения их количества составляют приблизительно половину хафизов уммы;

2. основатель мазхаба уделял особое внимание аналогии (кияс) и истинбату (выведение хукма из шариатских текстов) – ниша, в которой хорошо показали себя ханафиты. Он был первым, кто составил книгу по науке усуль аль-фикх;

3. мазхаб занимает промежуточное положение между мазхабом ахлю ль-хадис (людьми предания) и ахль-ар-рай (сторонниками независимого суждения);

4. множество учёных муджтахидов, которые служили мазхабу и распространяли его, такие как Иззуддин ибн Абдус-Салям, Ибн Дакик аль-Ид, Такиюддин ас-Субки, Джалалуддин ас-Суюти и другие;

5. множество книг, которые составляли учёные при исследовании мазхаба, приводя доводы и облегчив фикх для студентов;

6. большое количество последователей. Шафиитский мазхаб является вторым крупнейшим мазхабом в мире после ханафитского, он распространён в Египте, Палестине, Сирии, Йемене, Ираке, Восточной Африке, Юго-Восточной Азии и на Кавказе.

Похожие материалы