Хаватыр ва навадир (47)

хаватыр ва навадир

Любое течение пытается воздействовать на правителя, чтобы его руками расправиться с представителями другого течения, рассматривая это как реализацию принципа «повеления благого и порицания дурного». Однако ключевым здесь является вопрос степени. При имаме ас-Субки (да смилуется над ним Аллах) ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) был заключен в тюрьму. Но если бы у власти находился ибн Таймия, то ас-Субки казнили бы как муртадда (вероотступника). Доказательством этому является опыт ранних ваххабитских государств.

***

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) указывает, что суфии Басры и Шама считали: когда человек достигает убежденности и искренности, то ему уже можно не опасаться наущений Шайтана[1].

***

Некоторые мухаддисы считали, что чем больше передатчиков в иснаде хадиса, тем лучше, поскольку тогда мухаддису потребуется больше усердия для определения его достоверности, а следовательно, и награда за этот труд будет больше. Возможно, по аналогии с этим, в наше время лучше использовать самое худшее издание книги, чтобы приходилось регулярно обращаться к ее рукописному варианту и тем самым защищать себя от опечаток. В итоге это приведет к лучшему понимаю книги, чем в случае, когда человек полностью полагается на издателя в вопросе сохранности передачи текста.

***

Имам аль-Хафаджи (да смилуется над ним Аллах) указывает, что Всезнание — это атрибут, которым обладает исключительно Всевышний Аллах, а потому приписывать его кому-либо еще — значит обожествлять его[2].

***

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не все наущения Шайтана сводятся к страстям и любви к мирскому. Помимо этого, они могут касаться искажения имен Аллаха, Его атрибутов, а также приукрашивания новшеств и заблуждений»[3].

***

Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мусульмане знают, что тайное — самое ценное из деяний»[4].

***

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал:  «Человеку следует остерегаться власти, ибо нафс — это обманщик. А отказаться от власти легче, чем затем лишаться ее, ведь потеря власти крайне болезненна, и поэтому ее называют разводом для мужчин»[5].

 

 

 

 

 

 

[1] «Аль-Ихья» (6/393).

[2] «Хашият» аль-Байдави (5/692).

[3] «Аль-Ихья» (6/393-394).

[4] «Аль-Ихья» (6/399).

[5] «Аль-Ихья» (6/424).

Похожие материалы