Имам Абу Али Хусейн ибн Али ибн Язид аль-Карабиси аль-Багдади аш-Шафии (умер в 248 г. х.) – шафиитский факих, мухаддис и мутакаллим.
ЕГО ОБРАЗОВАНИЕ
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392–463 гг. х.) сообщил в книге «Тарих Багдад» (8/611):
الْحُسَيْن بن عَلِيّ بن يزيد، أَبُو عَلِيّ الكرابيسي : سمع أبا قطن عمرو بن الهيثم، وشبابة بْن سوار، ومحمد بْن إِدْرِيس الشَّافِعِيّ، ويزيد بن هَارُون، ويعقوب بن إِبْرَاهِيم بن سعد، ومعن بن عِيسَى، وإسحاق بن يوسف الأزرق، ويعلى ومحمد ابني عبيد الطنافسي. روى عنه مُحَمَّد بن عَلِيّ المعروف بفستقة، وعبيد بن محمّد بن خلف البزّار.
«Среди тех, от кого Хусейн аль-Карабиси слушал хадисы, был Абу Кутна Амр ибн аль-Хайсам, Шабабат ибн Саввар, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, Язид ибн Харун, Якуб ибн Ибрахим ибн Са’д, Ма’ин ибн Иса, Исхак ибн Юсуф аль-Азрак, Я’ля и Мухаммад – сыновья Убайда ат-Танафаси. А от него хадисы передавал Мухаммад ибн Али, известный как Фастак, и Убайд ибн Мухаммад ибн Халяф аль-Баззар».
Имам Таджуддин Абдул-Ваххаб ибн Али ас-Субки (717–771 гг. х.) сказал в книге «Табакату-Шафиия аль-кубра» (2/117):
كان إماما جليلا جامعا بين الفقه والحديث . تفقه أولا على مذهب أهل الرأى ثم تفقه للشافعى . وله مصنفات كثيرة وقد أجازه الشافعى كتب الزعفرانى. حدثنا داود الأصبهانى قال قال لى حسين الكرابيسى لما قدم الشافعى يعنى إلى بغداد قدمته فقلت له أتأذن لى أن أقرأ عليك الكتب فأبى وقال خذ كتب الزعفرانى فقد أجزتها لك فأخذتها إجازة
«Он был почитаемым имамом, сочетавшим в себе знания фикха и хадиса. Сначала он был приверженцем мазхаба ар-раъй, а затем обучился фикху у аш-Шафии. Он сочинил множество трудов, а имам аш-Шафии дал ему разрешение на преподавание по книгам [своего ученика] аз-За’фарани.
Дауд аль-Асбахани сказал: “Хусейн аль-Караби сказал мне: “Когда аш-Шафии прибыл в Багдад, я подошёл к нему и спросил: “Разрешаешь ли ты мне прочитать с тобой некоторые книги?”. Но он отказался и ответил: “Возьми книги аз-За’фарани, я даю тебе разрешение (иджазу) на них”, и я принял его разрешение””».
Хафиз Абу Умар ибн Абдиль-Барр (368–463 гг. х.) сказал в книге «Аль-Интика» (с. 106):
وَمِمَّنْ أَخَذَ عَنِ الشَّافِعِيِّ أَيْضًا بِبَغْدَادَ
«Он был одним из тех, кто учился у имама аш-Шафии в Багдаде».
ЕГО СТАТУС И ОТЗЫВЫ УЧЁНЫХ
Хафиз Абу Умар ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368–463 гг. х.) сказал в книге «Аль-Интика фи фадаили салясат аль-Аиммат аль-Фукаха» (с. 106):
وَكَانَ عَالِمًا مُصَنِّفًا مُتْقِنًا وَكَانَتْ فَتْوَى السُّلْطَانِ تَدُورُ عَلَيْهِ وَكَانَ نَظَّارًا جَدَلِيًّا وَكَانَ فِيهِ كِبْرٌ عَظِيمٌ وَكَانَ يَذْهَبُ إِلَى مَذْهَبِ أَهْلِ الْعِرَاقِ فَلَمَّا قَدِمَ الشَّافِعِيُّ وَجَالَسَهُ وَسَمِعَ كُتُبَهُ انْتَقَلَ إِلَى مَذْهَبِهِ وَعَظُمَتْ حُرْمَتُهُ وَلَهُ أَوْضَاعٌ وَمُصَنَّفَاتٌ كَثِيرَةٌ نَحْوٌ مِنْ مِائَتَيْ جُزْءٍ
«Он был учёным, автором, в совершенстве владеющим [науками], а правитель обращался к нему за фетвами. Он был полемистом, понаторевшим на этой стезе, обладал величием. Придерживался мазхаба иракцев, а когда встретил аш-Шафии, то, поприсутствовав на его уроках и послушав чтение его книг, перешёл в его мазхаб, и почтение к нему возросло. Он написал огромное количество сочинений – примерно двести томов».
Шейх уль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393–476 гг. х.) сказал в труде «Табакату Фукаха» (с. 102):
وكان متكلماً عارفاً بالحديث، له تصانيف كثيرة في أصول الفقه وفروعه
«Он был мутакаллимом, знатоком хадисов, написал множество сочинений по основам фикха и его ответвлениям».
Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади (392–463 гг. х.) сказал в книге «Тарих Багдад» (8/611):
وكان فهما عالما فقيها. وله تصانيف كثيرة فِي الفقه وفي الأصول تدل عَلَى حسن فهمه، وغزارة علمه.
«Он был проницательным человеком, учёным, факихом. Он являлся автором множества трудов по фикху и основам фикха, которые говорили о его уме и изобилии знаний».
Хафиз Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби (673–748 гг. х.) пишет в своей книге «Сияр а’лям ан-нубаля» (9/471):
الكرابيسي العلامة ، فقيه بغداد. وكان من بحور العلم – ذكيا فطنا فصيحا لسنا . تصانيفه في الفروع والأصول تدل على تبحره
«Аль-Карабиси – величайший учёный, факих Багдада. Он был одним из [тех, кого по праву называли] “море Багдада” – умным, знающим, красноречивым. Его сочинения по основным и второстепенным наукам указывают на его глубокий ум».
Хафиз Исмаил ибн Умар ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал в книге «Табакат Шафииийн» (1/132):
الفقيه المصنف أخذ الفقه عن الشافعى . وكان أولا على مذهب أهل الرأى كما قدمناه و كان فقيهاً جليلا فصيحا ذكيا فى : الحديث والققه والأصول وغير ذلك » وصنف كتاباً فى الرد على المدلسين
«Факих, автор трудов, учился фикху у имама аш-Шафии. Вначале был сторонником мазхаба шариатского мнения, как мы уже рассказали. Был почтенным факихом, красноречивым оратором, знатоком хадиса, фикха, основ фикха и других наук. Он составил книгу в опровержение тех, кто делал тадлис [в передаче хадисов]».
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади сказал в труде «Тарих Багдад» (8/611):
أخبرنا عبد الله بن عدي الحافظ قال: سمعت مُحَمَّد بن عَبْد اللَّهِ الشَّافِعِيّ- وهو الفقيه الصيرفي- صاحب الأصول يخاطب المتعلمين لمذهب الشَّافِعِيّ، ويقول لهم: اعتبروا بهذين، حسين الكرابيسي، وأبي ثور، والحسين فِي علمه وحفظه، وأبو ثور لا يعشره فِي علمه، فتكلم فيه أَحْمَد بن حنبل فِي باب اللفظ فسقط، وأثنى عَلَى أَبِي ثور فارتفع للزومه السنة.
«Абдуллах ибн Ади аль-Хафиз сообщил нам, что слышал, как Мухаммад ибн Абдуллах аш-Шафии – факих, известный как ас-Сайрафи и автор книги “Аль-Усуль”, обращался к студентам, обучающимся мазхабу аш-Шафии:
“Примите в расчёт этих двоих: Хусейна аль-Карабиси и Абу Саура. Примите в расчёт знания аль-Хусейна и его память, а Абу Саур не владел и десятой частью его знаний. Ахмад ибн Ханбаль дискредитировал Хусейна в разделе о произнесении (Корана), таким образом, он (Хусейн) отпадает, а Абу Саура он (Ахмад) хвалил, таким образом, положение Абу Саура выше значимым по причине его следование сунне”».
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в книге «Лисан аль-Мизан» (2/304), комментируя сообщение:
ووقفت على كتاب القضاء للكرابيسي في مجلد ضخم فيه أحاديث كثيرة وآثار ومباحث مع المخالفين وفوائد جمة تدل على سعة علمه وتبحره ويقال: إنه من جملة مشايخ البخاري صاحب الصحيح.
«Я изучил книгу “Аль-Къада” за авторством аль-Карабиси, состоящую из одного большого тома, в котором было множество хадисов, преданий (асар), исследований мнений оппонентов и множество полезных аспектов, которые указывают на широту и глубину его знаний. Некоторые говорят, что он является одним из учителей, которые преподавали аль-Бухари – автору “Ас-Сахиха”».
Имам Таджуддин ас-Субки также прокомментировал это сообщение в книге «Табакат» (2/120):
هذا الكلام من الصيرفى مع علو قدره يدل على علو قدر الحسين ونظيره قول أبى عاصم العبادى لم يتخرج على يد الشافعى بالعراق مثل الحسين
«Эти слова ас-Сайрафи, при том, что он являлся значимой фигурой, указывают на значимость Хусейна. Эти слова можно сравнить со словами Абу Асыма аль-Ибади: “Подобного аль-Хусейну среди всех, кто обучался у имама аш-Шафии, в Ираке не было”».
МУТАКАЛЛИМ ИЗ АХЛЮ-СУННА
Имам Таджуддин ас-Субки пишет в книге «Табакат» (2/118):
قلت كان أبو على الكرابيسى من متكلمى أهل السنة أستاذا فى علم الكلام كما هو أستاذ فى الحديث والفقه وله كتاب فى المقالات. قال أيضا الخطيب والد الإمام فخر الدين فى كتاب غاية المرام على كتابه فى المقالات معول المتكلمين فى معرفة مذاهب الخوارج وسائر أهل الأهواء
«Абу Али аль-Карабиси был мутакаллимом мазхаба Ахлю-Сунна, учителем в науке калям, так же, как он был учителем в науке о хадисе и фикхе. У него есть книга “Аль-Макалят”.
Хатыб, отец имама Фахруддина, сказал также в труде “Гъаятуль-Марам” о его книге “Аль-Макалят”: “Опора мутакаллимов в познании мазхабов хариджитов и остальных еретиков”».
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ХУСЕЙНОМ АЛЬ-КАРАБИСИ И ИМАМОМ АХМАДОМ
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади сказал в труде «Тарих Багдад» (8/611):
حَدَّثَنِي أَبُو الطيب الماوردي قَالَ: جاء رجل إِلَى أَبِي عَلِيّ الْحُسَيْن بن عَلِيّ الكرابيسي فَقَالَ: ما تقول فِي القرآن؟ فَقَالَ حسين الكرابيسي: كلام اللَّه غير مخلوق، فَقَالَ لَهُ الرجل: فما تقول فِي لفظي بالقرآن؟ فَقَالَ لَهُ حسين: لفظك بالقرآن مخلوق، فمضى الرجل إِلَى أَبِي عَبْد اللَّهِ أَحْمَد بن حنبل فعرفه أن حسينا قَالَ لَهُ إن لفظه بالقرآن مخلوق، فأنكر ذلك وَقَالَ: هي بدعة، فرجع الرجل إِلَى حسين الكرابيسي فعرفه إنكار أَبِي عَبْد اللَّهِ أَحْمَد بن حنبل لذلك وقوله هذا بدعة، فَقَالَ لَهُ حسين: تلفظك بالقرآن غير مخلوق فرجع إِلَى أَحْمَد بن حنبل فعرفه رجوع حسين وأنه قَالَ: تلفظك بالقرآن غير مخلوق فأنكر أَحْمَد بن حنبل ذلك أيضا وَقَالَ: هذا أيضا بدعة، فرجع الرجل إِلَى أَبِي عَلِيّ حسين الكرابيسي فعرفه إنكار أَبِي عَبْد اللَّهِ أَحْمَد بن حنبل وقوله هذا أيضا بدعة، فَقَالَ حسين: أيش نعمل بهذا الصبي؟ إن قلنا مخلوق قَالَ بدعة، وإن قلنا غير مخلوق قَالَ بدعة؟ فبلغ ذلك أبا عَبْد اللَّهِ فغضب لَهُ أصحابه فتكلموا فِي حسين، وكان ذلك سبب الكلام فِي حسين والغمز عليه بذلك.
«Абу ат-Тайиб аль-Маварди передал мне следующее: “Некий человек прибыл к Абу Али Хусейну ибн Али аль-Карабиси и сказал ему: “Что ты скажешь про Коран?”, а Хусейн аль-Карабиси ответил: “Это несотворённая речь Аллаха”, человек продолжил: “А что ты скажешь про слова Корана?”, на что он ответил: “Твоё произнесение Корана сотворено”. После этого человек пришёл к Абу Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалю и сообщил ему об этом, а имам Ахмад осудил это, сказав: “Новшество”.
Тогда этот человек вернулся к Хусейну аль-Карабиси и поведал ему об ответе Ахмада, а именно о том, что его (аль-Карабиси) слова являются новшеством (по мнению Ахмада).
После этого Хусейн сказал: “Твоё произнесение Корана не сотворено”. Человек вернулся к Ахмаду ибн Ханбалю и дал ему знать, что Хусейн отказался от своих прежних слов и сказал: “Твоё произнесение Корана не сотворено”, но имам Ахмад осудил и эти слова, сказав: “Это тоже нововведение”.
Этот человек снова пришёл к Абу Али Хусейну аль-Карабиси и сообщил ему об осуждении Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля и о его словах: “Это тоже нововведение”, на что Хусейн сказал: “Что мы можем поделать с этим юношей? Когда мы говорим, что оно (произнесение Корана) сотворено, он говорит, что такие слова – новшество. А когда говорим, что оно не сотворено, он говорит, что и эти слова – нововведение”.
Когда весть об этом дошла до Абу Абдуллаха, его сторонники разгневались и начали нелестно отзываться о Хусейне. Это и было причиной того, что Хусейна дискредитировали и о нём злословили”».
Хафиз Ибн Абдиль-Барр сообщил в труде «Аль-Интика» (с. 106) относительно разногласий между аль-Карабиси и Ахмадом ибн Ханбалем следующее:
وَكَانَتْ بَيْنَهُ وَبَيْنَ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ صَدَاقَةٌ وَكِيدَةٌ فَلَمَّا خَالَفَهُ فِي الْقُرْآنِ عَادَتْ تِلْكَ الصَّدَاقَةُ عَدَاوَةً فَكَانَ كُلُّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا يَطْعَنُ عَلَى صَاحِبِهِ وَذَلِكَ أَنَّ أَحْمَدَ بْنَ حَنْبَلٍ كَانَ يَقُولُ مَنْ قَالَ الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ فَهُوَ جَهْمِيٌّ وَمَنْ قَالَ الْقُرْآنُ كَلامُ اللَّهِ وَلا يَقُولُ غَيْرُ مَخْلُوقٍ وَلا مَخْلُوقٌ فَهُوَ وَاقِفِيٌّ وَمَنْ قَالَ لَفْظِي بِالْقُرْآنِ مَخْلُوق فَهُوَ مُبْتَدع وَكَانَ الكرابيسى وعبد الله بْنُ كِلابٍ وَأَبُو ثَوْرٍ وَدَاوُدُ بْنُ عَلِيٍّ وطبقاتهم يَقُولُونَ ان الْقُرْآن الذى تكلم بِهِ الله صِفَةٌ مِنْ صِفَاتِهِ لَا يَجُوزُ عَلَيْهِ الْخَلْقُ وَإِنَّ تِلاوَةَ التَّالِي وَكَلامِهِ بِالْقُرْآنِ كَسْبٌ لَهُ وَفِعْلٌ لَهُ وَذَلِكَ مَخْلُوقٌ وَإِنَّهُ حِكَايَةٌ عَنْ كَلامِ اللَّهِ وَلَيْسَ هُوَ الْقُرْآنُ الَّذِي تَكَلَّمَ اللَّهُ بِهِ
«Между ним и имамом Ахмадом ибн Ханбалем была верная дружба. Когда они впали в разногласия между собой в вопросах Корана, эта дружба обернулась враждой, и каждый из них стал дискредитировать другого. Это потому, что Ахмад ибн Ханбаль говорил, что тот, кто заявляет, что Коран сотворён, является джахмитом. А кто скажет, что Коран – это речь Аллаха, но не уточнит, сотворён он или нет, то такой будет сведущим человеком. А тот, кто скажет, что наше чтение Корана сотворено – нововведенец.
Аль-Карабиси, Абдуллах ибн Куляб, Абу Саур, Дауд ибн Али и личности их уровня говорили, что Коран, которым говорит Аллах – это одно из его качеств, которое не может быть сотворено. А чтение и произнесение Корана человеком – это “кясб”[1] и действие, которое сотворено. Оно является пересказом речи Аллаха, а не Кораном, которым говорил Аллах».
Далее Ибн Абдиль-Барр сказал в книге «Аль-Интика» (с. 106):
وَهَجَرَتِ الْحَنْبَلِيَّةُ أَصْحَابُ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ حُسَيْنًا الْكَرَابِيسِيَّ وَبَدَّعُوهُ وَطَعَنُوا عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ مَنْ قَالَ بِقَوْلِهِ فِي ذَلِكَ
«Ханбалиты, сторонники Ахмада ибн Ханбаля, прекратили поддерживать связь с Хусейном аль-Карабиси, обвинили его в ереси и осудили его и всех, кто придерживался его мнения».
ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
Хафиз аз-Захаби сказал в труде «Сияр» (12/82):
ولا ريب أن ما ابتدعه الكرابيسي ، وحرره في مسألة التلفظ ، وأنه مخلوق هو حق ، لكن أباه الإمام أحمد لئلا يتذرع به إلى القول بخلق القرآن ، فسد الباب ، لأنك لا تقدر أن تفرز التلفظ من الملفوظ الذي هو كلام الله إلا في ذهنك .
«Нет сомнений – те новые идеи, зафиксированные аль-Карабиси в главе о произнесения Корана, о том, что оно (произнесение) сотворено, являются истиной. Однако Ахмад опроверг это, чтобы этим утверждением не воспользовались [те, кто придерживается] мнения о сотворённости Корана. Таким образом, Ахмад закрыл двери к этому. Потому что ты не способен разграничить произнесение (Корана) и само произносимое, которое и есть Коран».
Хафиз Ибн Касир сказал в книге «Табакат аш-Шафи’ийин» (с. 133):
وهذا هو المنقول عن البخاري وداود بن على الظاهري , وكان الإمام أحمد يسدُّ في هذا البابَ لأجل حسم مادة القول بخلق القرآن
«[Мнение о том, что чтение Корана сотворено], передаётся от аль-Бухари и Дауда ибн Али аз-Захири. А имам Ахмад лишь закрывал врата к этой теме, чтобы обрубить любые пути, ведущие к мнению о сотворённости Корана”».
Имам Таджуддин ас-Субки сказал в книге «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» (3/299):
والذي عندنا أن أحمد رضي الله عنه أشار بقوله: (هذه بدعة) إلى الجواب عن مسألة اللفظ، إذ ليست مما يعني المرء، وخوض المرء فيما لا يعنيه من علم الكلام بدعة، فكان السكوت عن الكلام فيه أجمل وأولى، ولا يُظنَّ بأحمد رضي الله عنه أنه يدعي أن اللفظ الخارج من بين الشفتين قديم، ومقالة الحسين هذه قد نُقل مثلها عن البخاري، والحارث بن أسد المُحاسبي، ومحمد بن نصر المروزي، وغيرهم. وستكون لنا عودة في ترجمة البخاري إلى الكلام في ذلك. ونقل أن أحمد لما قال: (هذه بدعة) رجع السائل إلى الحسين، فقال له: تلفُّظُك بالقرآن غير مخلوق، فعاد إلى أحمد فعرَّفه مقالة الحسين ثانيا، فأنكر أحمد أيضا ذلك، وقال: (هذه أيضا بدعة). وهذا يدلك على ما نقوله، من أن أحمد إنما أشار بقوله: (هذه بدعة) إلى الكلام في أصل المسألة؛ وإلا فكيف ينكر إثبات الشيء ونفيه! فافهم ما قلناه، فهو الحق إن شاء الله تعالى. وبما قال أحمد نقول، فنقول: الصواب عدم الكلام في المسألة رأسا، ما لم تدع إلى الكلام حاجة ماسة، ومما يدلك أيضا على ما نقوله، وأن السلف لا ينكرون أن لفظنا حادث، وأن سكوتهم إنما هو عن الكلام في ذلك، لا عن اعتقاده
«Мы считаем, что имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) под своими словами “Это новшество” имел в виду ответы на вопрос о произнесении Корана, так как этот вопрос никаким боком не касается человека. А углубление человека в вопросы науки калям, которые его не касаются, является новшеством, поэтому молчание в этой тематике правильней и лучше. Но из слов имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) не понимается, будто он считал звук, исходящий из уст, предвечным.
Также подобное изречение аль-Хусейна (аль-Карабиси) передаётся от аль-Бухари, аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасаби, Мухаммада ибн Насра аль-Марвази и других. Вскоре мы вернёмся к разговору об этом – в биографии аль-Бухари.
Передаётся, что когда Ахмад сказал: “Это новшество”, то спрашивающий вернулся к аль-Хусейну (аль-Карабиси), и аль-Хусейн сказал: “Произнесение тобой Корана не сотворено”. Спрашивающий вновь вернулся к Ахмаду и рассказал о том, что сказал аль-Хусейн во второй раз, а Ахмад отверг и это, сказав: “Это тоже новшество”.
Это всё говорит о том же, о чем говорим и мы: Ахмад под своими словами “Это новшество” имел в виду погружение в разговоры об этой теме, иначе как он мог утверждать и отрицать одну и ту же вещь одновременно? Пойми же, что мы сказали. Это и есть истина, иншаАллах!
Что говорит Ахмад, то говорим и мы. Мы говорим, что истина в том, чтобы изначально не погружаться в рассуждения на эту тему без крайней необходимости. Мы говорим, что произнесение Корана сотворено и праведные предшественники (саляфы) также не отрицали сотворённость процесса чтения Корана. Они (саляфы) всего лишь не разговаривали на эту тему, но были уверены (в сотворённости произнесения)».
БЫЛИ ЛИ ПОДОБНЫЕ КОНФЛИКТЫ С ДРУГИМИ УЧЁНЫМИ?
Хафиз Ибн Касир (701 – 774 гг. х.) сказал в книге «Табакат аш-Шафи’ийин» (с. 226) биографии имама ат-Табари:
قلت: كان قد وقع بينه وبين الحنابلة، أظنه بسبب مسألة اللفظ، واتهم بالتشيع وطلبوا عقد مناظرة بينهم وبينه، فجاء ابن جرير، رحمه الله، لذلك، ولم يجئ منهم أحد، وقد بالغ الحنابلة في هذه المسألة، وتعصبوا لها كثيرا، واعتقدوا أن القول بها يقضي إلى القول بخلق القرآن، وليس كما زعموا، فإن الحق لا يحتاط بالباطل، والله أعلم
«Между (ат-Табари) и ханбалитами случались разногласия. Я думаю это было из-за вопроса произнесения Корана. Его заподозрили в том, что он принял шиизм. Ханбалиты потребовали провести дискуссию. Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, пришел на диспут, а с их стороны никто не пришел. Ханбалиты проявили чрезмерность в этом вопросе и проявляли много фанатизма. Они были убеждены, что высказывание по этой теме ведет к мнению о сотворенности Корана, но самом деле это было не так, как они утверждали. Истину не окружают ложью! А Аллах знает лучше».
УРОВЕНЬ АЛЬ-КАРАБИСИ В НАУКЕ ХАДИСА
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади сказал в книге «Тарих Багдад» (8/611):
وحديث الكرابيسي يعز جدا وذلك أن أَحْمَد بن حنبل كَانَ يتكلم فيه بسبب مسألة اللفظ، وكان هو أيضا يتكلم فِي أَحْمَد، فتجنب الناس الأخذ عنه لهذا السبب.
«Хадисы аль-Карабиси довольно сильны, ведь Ахмад ибн Ханбаль дискредитировал его из-за вопроса о произнесении (Корана), а аль-Карабиси в свою очередь дискредитировал Ахмада. Поэтому люди опасались учиться у аль-Карабиси».
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в книге «Лисан аль-Мизан» (2/305):
وقال مسلمة بن قاسم في الصلة: كان الكرابيسي غير ثقة في الرواية وكان يقول بخلق القرآن وكان مذهبه في ذلك مذهب اللفظية وكان يتفقه للشافعي وكان صاحب حجة وكلام. فتعقب ذلك الحكم المستنصر الأموي على مسلمة وأقذع في حق مسلمة في طرة كتابه وقال كان الكرابيسي ثقة حافظا لكن أصحاب أحمد بن حنبل هجروه لأنه قال إن تلاوة التالي للقرآن مخلوقة فاستريب بذلك عند جهلة أصحاب الحديث.
«Масляма ибн Касим сказал в книге “Ас-Сылят”: “Аль-Карабиси не был достоин доверия (сикат) в том, что касалось передачи хадисов. Он говорил, что Коран сотворён. В этом вопросе он следовал мнению утверждающих, что чтение Корана сотворено. Он обучался фикху у имама аш-Шафии, знал доказательства и науку калям”.
Аль-Хакам аль-Мустансыр аль-Умави осуждал за это Масляму и порицал его на заглавной странице своей книги, написав: “Аль-Карабаиси был достойным доверия (сикат) хафизом, однако сторонники Ахмада ибн Ханбаля оборвали с ним связь, потому что он говорил, что произнесение Корана человеком, читающим его, сотворено, и это ввело в заблуждение невежд из числа сторонников хадиса (асхаб аль-хадис)”».
СЧИТАЛ ЛИ ИМАМ АХМАД ПРОИЗНЕСЕНИЕ КОРАНА НЕ СОТВОРЕННЫМ?
Имам, хафиз Абу Бакр аль-Байхаки (384 – 458 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Асма ва-с-Сифат» (2/20):
أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، وأبو سعيد بن أبي عمرو قالا : ثنا أبو العباس محمد بن يعقوب قال : سمعت أبا بكر محمد بن إسحاق يقول : سمعت أبا محمد فوران يقول : جاءني ابن شداد برقعة فيها مسائل ، وفيها : إن لفظي بالقرآن غير مخلوق . فدفعتها إلى أبي بكر المروزي ، فقلت له : اذهب بها إلى أبي عبد الله وأخبره أن ابن شداد ها هنا ، وهذه الرقعة قد جاء بها ، فما كرهت منها أو أنكرته فاضرب عليه . فجاءني بالرقعة وقد ضرب على موضع : لفظي بالقرآن غير مخلوق ، وكتب : القرآن حيث يصرف غير مخلوق . قلت : أبو عبد الله هذا هو أحمد بن حنبل رضي الله عنه
وأخبرنا أبو عبد الله ، وأبو سعيد قالا : ثنا أبو العباس ، قال : سمعت محمدا ، يقول : سمعت أبا محمد فوزان يقول : جاءني صالح بن أحمد ، وأبو بكر المروزي عندي فدعاني إلى أبي عبد الله وقال لي : إنه قد بلغ أبي أن أبا طالب قد حكي عنه أنه يقول : لفظي بالقرآن غير مخلوق . فقوموا إليه ، فقمت واتبعني صالح وأبو بكر ، فدار صالح من بابه فدخلنا على أبي عبد الله ووافانا صالح من بابه ، فإذا أبو عبد الله غضبان شديد الغضب يتبين الغضب في وجهه ، فقال لأبي بكر : اذهب جئني بأبي طالب . فجاء أبو طالب ، وجعلت أسكن أبا عبد الله قبل مجيء أبي طالب ، وأقول : له حرمة . فقعد بين يديه وهو يرعد متغير الوجه ، فقال له أبو عبد الله : حكيت عني أني قلت : لفظي بالقرآن غير مخلوق ؟ قال : إنما حكيت عن نفسي ، فقال له : لا تحك هذا عنك ولا عني ، فما سمعت عالما يقول هذا . وقال له : القرآن كلام الله غير مخلوق حيث يصرف . فقلت لأبي طالب وأبو عبد الله يسمع : إن كنت حكيت هذا لأحد فاذهب حتى تخبره أن أبا عبد الله قد نهى عن هذا
فهاتان الحكايتان تصرحان بأن أبا عبد الله أحمد بن حنبل رضي الله عنه بريء مما خالف مذهب المحققين من أصحابنا ، إلا أنه كان يستحب قلة الكلام في ذلك ، وترك الخوض فيه ، مع إنكار ما خالف مذهب الجماعة
أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، قال : قرأت بخط أبي عمرو المستملي ، سمعت أبا عثمان سعيد بن إشكاب الشاشي يقول : سألت إسحاق بن راهويه بنيسابور عن اللفظ بالقرآن ، فقال : لا ينبغي أن يناظر في هذا ، القرآن كلام الله تعالى غير مخلوق .
سمعت أبا عمرو محمد بن عبد الله البسطامي ، يقول : سمعت أحمد بن إبراهيم الإسماعيلي ، يقول : سمعت عبد الله بن محمد بن ناجية ، يقول : سمعت عبد الله بن أحمد بن حنبل ، يقول : سمعت أبي يقول : من قال لفظي بالقرآن مخلوق يريد به القرآن ، فهو كافر
قلت : هذا تقييد حفظه عنه ابنه عبد الله وهو قوله : « يريد به القرآن » فقد غفل عنه غيره ممن حكى عنه في اللفظ خلاف ما حكينا حتى نسب إليه ما تبرأ منه فيما ذكرنا
«Абу Абдуллах аль-Хафиз и Абу Саид ибн Абу Амр сообщили нам, что Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Якуб рассказал им, как он слышал следующие слова Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака [ибн Хузеймы]: «Я слышал Абу Мухаммада Фаврана, который говорил:
«Ко мне пришёл ибн Шаддад с клочком бумаги, на котором были записаны некоторые вопросы. Одним из них был вопрос о сотворённости произнесения Корана. Я отдал эту записку Абу Бакру аль-Марвази и сказал ему: «Иди с этим к Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду) и сообщи ему, что ибн Шаддад здесь, а это – записка, с которой он явился, и пусть он вычеркнет то, что ему не нравится, или то, что он не признаёт». Затем он вернулся обратно с этой запиской, на которой была зачёркнута надпись: «Произнесение Корана не сотворено», а вместо неё написано: «Коран, как бы он ни изменялся по флексиям, не сотворён»”».
Абу Абдуллах и Абу Саид сообщили нам, что Абуль-Аббас рассказал им, что слышал, как Мухаммад говорил: «Я слышал, как Абу Мухаммад Фавран сказал: «Ко мне пришёл Салих ибн Ахмад (сын имама Ахмада), а у меня в это время был Абу Бакр аль-Марвази. Салих позвал меня к Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду) и сказал мне: «До моего отца дошла весть, что Абу Талиб передал от него, что произнесение Корана не сотворено. Явитесь же к нему!». Я встал и отправился к нему вместе с Салихом и Абу Бакром. Мы вошли к Абу Абдуллаху (Ахмаду), за нами вошёл Салих, и мы обнаружили Абу Абдуллаха (Ахмада) сильно разгневанным, и гнев его явственно читался на лице. Ахмад сказал Абу Бакру аль-Марвази: «Иди и приведи мне Абу Талиба!». Я начал успокаивать Абу Абдуллаха (Ахмада) до прихода Абу Талиба и сказал: «Он неприкосновенен». Когда Абу Талиб пришёл, Абу Абдуллах (Ахмад) сел перед ним с сильно изменившимся от гнева лицом и сказал ему: «Ты рассказываешь, что я якобы говорю, будто произнесение Корана не сотворено?». На что он ответил: «Я говорил это от своего имени». Тогда Абу Абдуллах (Ахмад) сказал: «Не говори этого ни от своего, ни от моего имени! Я не слышал ни одного учёного, который говорил бы такое! Коран – это речь Аллаха, которая не сотворена, как бы он ни изменялся по флексиям». Я сказал Абу Талибу (а Абу Абдуллах слышал это): «Если ты говорил это кому-либо, то отправляйся и сообщи ему, что Абу Абдуллах (Ахмад) запрещает это»”».
Эти две истории явно показывают, что Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) непричастен к тому, что противоречит мнению исследователей из числа наших сторонников (ашаритов), разве что он не любил много говорить на эту тему и не углублялся в неё, вместе с тем осуждая то, что противоречит мазхабу общины.
Этому же подобно следующее. Абу Абдуллах аль-Хафиз передал нам, что он читал то, что было написано рукой Абу Амра аль-Мустамли: «Я слышал, как Абу Усман Саид ибн Ишкаб аш-Шаши говорил: «Я спросил Исхака ибн Рахавейха, будучи в Нишапуре, о произнесении Корана, на что он ответил: «Не следует вести об этом диспутов. Коран – речь Аллаха, и он не сотворён»».
Я слышал, как Абу Амр Мухаммад ибн Абдуллах аль-Бастами сказал, что слышал, как Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили говорил, что он слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн Нахия сказал, что слышал Абдуллаха ибн Ахмада ибн Ханбаля, сказавшего:
«Я слышал, как мой отец говорил: «Кто скажет, что произнесение Корана сотворено – имея в виду сам Коран – тот впал в неверие»».
Выражение «имея в виду сам Коран» сохранил от [Ахмада] его сын [Абдуллах]. На это не обратили внимание остальные, которые передавали от него по теме произнесения Корана противоположное тому, что рассказали мы. Дело дошло того, что ему приписали слова, к которым он не имеет отношения, как мы и сказали».
[1] Кясб – то, что творит Аллах, но приобретает человек.