Ибн Таймийя признаёт, что имамы Ислама говорили, что возвышенность Аллаха реализована без границ, размеров, телесности, иными словами, не пространственно. Он определяет их термином «сифатия», то есть людьми, которые утверждают в отношении Аллаха атрибуты.
Ибн Таймийя сказал в книге «Баян тальбис аль-джахмия» (3/725):
أما الأول فهو قول من يقول هو فوق العرش وليس له حد ولا مقدار ولا هو جسم كما يقول ذلك كثير من الصفاتية من الكلابية وائمة الاشعرية وقدمائهم ومن وافقهم من الفقهاء والطوائف الاربعة وغيرهم وأهل الحديث والصوفية وغير هؤلاء وهم أمم لا يحصيهم الا الله ومن هؤلاء أبو حاتم ابن حبان وأبو سليمان الخطابي البستيان
«Первое мнение принадлежит тем, кто говорит, что Аллах – над (фаука) Аршем, но не имеет границ, размеров, телесности, как об этом заявляют многие “сифатиты” из числа куллябитов и имамов ашаритов, ранние из них, а также факихи и последователи четырёх мазхабов, согласившиеся с ними, сторонники хадиса, суфии и другие: всё это – множество общин, число которых знает только Аллах. К ним относятся Абу Хатим ибн Хиббан и Абу Сулейман аль-Хаттаби».
Затем ты видишь, как он утверждает в отношении Господа пространственную отделённость, которая реализована посредством размеров и сторон, и отрицает тем самым понимание возвышенности, которого придерживались имамы Ислама.
Ибн Таймийя сказал в своей книге «Баян тальбис аль-джахмия» (3/671), пытаясь аргументировать мнение о пространственной возвышенности Аллаха:
فلو لم يباين الباري لخلقه إلا بمجرد الاختلاف في الحقيقة والصفة دون الجهة والحيز والقدر لكانت مباينته لخلقه من جنس مباينة العرض لعرض آخر حال في محله أو مباينة الجسم للعرض الحال في محله وهذا يقتضي أن مباينته للعالم من جنس مباينة الشيئين اللذين هما في حيز واحد ومحل واحد فلا تكون هذه المباينة تنفي أن يكون هو العالم في محل واحد بل إذا كان العالم قائما بنفسه وكانت مباينته له من هذا الجنس كانت مباينته للعالم مباينة العرض للجسم الذي قام به ويكون العالم كالجسم وهو معه كالعرض وذلك يستلزم أن تكون مباينته للعالم مباينة المفتقر إلى العالم وإلى محل يحله لا سيما والقائم بنفسه مستغن عن الحال فيه وهذا من أبطل الباطل وأعظم الكفر فإن الله غني عن العالمين كما تقدم..
«Если же Творец не отличается от Своих творений ничем, кроме сущности и качеств, если Ему не свойственны сторона, месторасположение и размер, то такое отличие подобно отличию одной акциденции от другой, в которой она реализуется, или отличию какого-либо тела от акциденции, которая реализуется в нём. А это значит, что такое отличие (Господа от мира) – того же рода, что и различие двух вещей, которые имеют одно общее пространство и место реализации. Такое отличие не будет противоречить идее о том, что Аллах и есть мир, и оба реализованы в одном вместилище (прим. пер.: необязательно, чтобы это вместилище было местом). Более того, если мир существует сам по себе, а отличие Господа от него заключается в вышеупомянутом, то такое отличие и есть отличие акциденции от тела, которая реализуется в теле. Мир в таком случае будет подобен телу, а Всевышний будет вместе с этим телом, подобно акциденции, из чего следует, что Он нуждается в мире и в способе Своей реализации в нём, особенно если учесть, что существующее само по себе (мир) не нуждается в своих качествах, а тогда это будет одной из самых ложных идей, что можно только вообразить и самым страшным неверием, ведь Аллах в действительности не нуждается в мирах, как было упомянуто прежде».
Ты можешь наблюдать в этом тексте, что он заявляет об отделённости Аллаха от мира в пространственном смысле, а также стороной и размером. А затем заявляет, что будь эта отделённость иной, из неё вытекала бы Его нужда в мире, а это одна из самых неверных концепций и признак страшного неверия.
Ибн Таймийя отрицает всё, кроме утверждения пространства, размера и стороны, а всё, что противоречит этому, считает предпосылками к неверию. Это при том, что имамы Ислама заявляют о возвышенности без границ, телесности и величиной.
Затем ты видишь, как его последователи напыщенно разглагольствуют о том, что ибн Таймийя следует мазхабам имамов и что из его убеждений не вытекает антропоморфизм. Это люди, которые не читают, а если читают, то не понимают, кроме тех, над кем смилостивился Аллах. Достаточно нам Аллаха как руководства!
Ответы, ставящие в тупик
Спросил один из псевдосалафитов: «Что расположено над семью небесами?».
Я ответил: «Арш и его подножие (аль-Курсий)».
Он продолжил: «А что над (фаука) Аршем?».
«Аллах над (фаука) Аршем», – ответил я.
Тогда он воскликнул: «Аллах Велик! Ты признаёшь мазхаб предшественников, согласно которому Аллах над Аршем?».
Я сказал: «Да, свидетельствую, что Аллах над (фаука) Аршем, как были уверены предшественники, чьё убеждение передали Абу аль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди, а также их последователи».
Он сказал: «Однако эти люди не говорят, что Аллах над Аршем».
Я ответил: «Послушай, сынок! Всевышний Аллах никак не реализуется внутри материального мира по той причине, что из этого проистекала бы Его нужда в нём, и не является Он местом для реализации мира в нём по той причине, что из этого вытекала бы необходимость изменений в Его сущности. Согласно этому Всевышний Аллах – над Аршем, в том смысле, что Он отличен от него и отделён от него (прим. пер.: отделён не в пространственном смысле)».
«Хорошо, – продолжил он, – тогда в чём разногласие с салафитами?».
Я сказал: «Разногласие с современными салафитами – в вопросе занимания Аллахом определённого места».
Он попросил: «Не пояснишь ли ты мне это?»
Я ответил: «Возвышенность, по нашему мнению, это отделённость от мира Сущности Творца, о которой мы ничего не знаем и которая не постижима нашими умами. Эта отделённость также реализована Его вечным существованием, то есть тем, что Он не нуждается абсолютно ни в чём, будь то место или время, пространство или реальная действительность.
Что же касается современных салафитов из числа последователей ибн Таймийи (теймиты) и ваххабитов, то возвышенность, по их мнению, это отграниченность Аллаха от материального мира пространством. В том смысле, что они будто осознали реальную сущность Творца и посчитали, что она имеет границы и пределы, как и все остальные тела, которые занимают определённую часть пространства, и в соответствии с ними (границами и пределами) Творец отделяется от мира и отличен от него. Это явный антропоморфизм («таджсим»).
Аллах Премного выше всего того, что приписывается Ему. Хвала Аллаху, Господу миров, который облагодетельствовал нас милостью «танзиха»[1].
[1] «Танзих» – концепция, которая не допускает в отношении Аллаха какого-либо изъяна или недостатка.