Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Многие из нас читают Коран с намерением получить только лишь одно вознаграждение за его чтение. Однако мы забываем о других важных намерениях при чтении Корана.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إنما الأعمالُ بالنياتِ، وإنما لكلِّ امرئٍ ما نوى
«Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести)». (аль-Бухари)
Праведные предшественники, совершая благое дело, имели множество намерений, чтобы получить большое вознаграждение за каждое намерение.
Имам Абу Хамид аль-Газали (450 – 505 гг. х.) пишет:
وأما تضاعف الفضل فبكثرة النيات الحسنة فإن الطاعة الواحدة يمكن أن ينوي بها خيرات كثيرة فيكون له بكل نية ثواب إذ كل واحدة منها حسنة ثم تضاعف كل حسنة عشر أمثالها كما ورد به الخبر
«Что же касается увеличения награды за совершаемое дело, то оно достигается за счёт множества благих намерений, ибо проявлять покорность Аллаху в чём-либо одном можно с намерением совершить множество благих дел, и за каждое из таких намерений человек получит награду, поскольку каждое из них является благим делом, а каждое благое дело, как говорится в одном из хадисов, вознаграждается в десятикратном размере». («Ихья улюм ад-Дин», 4/370)
Ниже приводятся некоторые намерения, которые следует иметь во время чтения священного Корана:
1. читая Коран, мы надеемся, что наше чтение станет причиной верного руководства (хидаят). Это самая важная и великая цель ниспослания Корана.
Всевышний Аллах сказал:
ذَٰلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ ۛ فِيهِ ۛ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ
«Эта книга — нет сомнения в ней — руководство для богобоязненных». (сура Аль-Бакара, аят 2)
Всевышний Аллах также сказал:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ
«Месяц Рамадан — (это месяц), когда был ниспослан Коран в качестве руководства для людей» (сура Аль-Бакара, аят 185);
2. читая Коран, мы надеемся на милость Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«И когда читают Коран, то (внимательно) слушайте его и молчите, чтобы вам была оказана милость». (сура Аль-А’раф, аят 204)
Милость охватывает каждое собрание (маджлис), на котором читаются аяты Корана.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ما اجتمع قوم في بيت من بيوت الله يتلون كتاب الله ويتدارسونه بينهم إلا حفتهم الملائكة وتغشتهم الرحمة وتنزلت عليهم السكينة وذكرهم الله فيمن عنده
«Если люди соберутся в доме Аллаха (в мечети или в другом месте) и прочтут Книгу Аллаха, обучат друг друга чтению Корана, на них снизойдёт успокоение и обилие милостей Всевышнего Аллаха, Его блага, их окружат ангелы, и Аллах восхвалит их среди приближенных Ему рабов» (Муслим);
3. мы надеемся, что чтение Корана исцелит наши сердца.
Всевышний Аллах сказал:
وَنُنـزلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنِينَ
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих». (сура Аль-Исра, аят 82)
Имам аль-Куртуби (600 – 671 гг. х.), разъясняя смысл этого аята, пишет в своём тафсире «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран» (10/284):
اختلف العلماء في كونه شفاء على قولين : أحدهما : أنه شفاء للقلوب بزوال الجهل عنها وإزالة الريب ، ولكشف غطاء القلب من مرض الجهل لفهم المعجزات والأمور الدالة على الله – تعالى – . الثاني : شفاء من الأمراض الظاهرة بالرقى والتعوذ ونحوه
«Учёные разошлись во мнениях относительно слова “исцеление” надвое:
1) под этим словом подразумевается исцеление сердец благодаря искоренению в них невежества и сомнений, а также поднятие завесы (причина которой – болезни души) со знамений, указывающих на существование Всевышнего Аллаха;
2) в этом аяте имеется в виду лечение телесных недугов при помощи чтения определённых сур и дуа для защиты от них».
Сообщается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал:
ما كان بين إسلامنا وبين أن عاتبنا الله بهذه الآية إلا أربع سنين
«Аллах упрекнул нас в этом аяте всего лишь спустя четыре года после того, как мы приняли Ислам» (Муслим);
4. читая Коран, мы просим Аллаха сделать его нашим заступником, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
إقرؤا القرآن فإنه يأتي يوم القيامة شفيعاً لأصحابه
«Читайте Коран, ведь, поистине, в Судный день он явится заступником за тех, кто читал его» (Муслим);
5. читая Коран, мы надеемся получить благодать Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
وَهَذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ فَاتَّبِعُوهُ
«А это (Коран) — ниспосланная Нами благодатная Книга. Следуйте ей». (сура Аль-Ан’ам, аят 155)
Всевышний Аллах также сказал:
كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ
«[Этот Коран —] благословенная Книга. Мы ниспослали её тебе, чтобы (люди) размышляли над её аятами и чтобы обладатели разума извлекли (из неё) урок». (сура Сад, аят 29)
Мы можем получить благодать Всевышнего Аллаха благодаря размышлению над Кораном и следованию ему.
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
اقرؤا سورة البقرة فإن أخذها بركة وتركها حسرة ولا تستطيعها البطلة
«Читайте суру Аль-Бакара, потому что в ней – благодать, а без неё – досада; колдунам не справиться с ней» (Муслим);
6. мы читаем Коран с намерением совершать деяния согласно нему.
Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلاوَتِهِ أُولَئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ
«Те, кому Мы дали Книгу и кто читает её как следует, верят в неё». (сура Аль-Бакара, аят 121)
Славный сподвижник Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) дал толкование этому аяту:
والذي نفسي بيده ، إن حق تلاوته أن يحل حلاله ويحرم حرامه ويقرأه كما أنزله الله
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, речь идёт о тех, кто считает дозволенным то, что дозволил Аллах, и воздерживается от того, что Он запретил». («Тафсир Ибн Касир», 1/403)
Также Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:
كان الرجل منا إذا تعلم عشر آيات لم يجاوزهن حتى يعرف معانيهن والعمل بهن
«Если один из нас заучивал десять аятов, то он не переходил к заучиванию новых аятов, пока не понимал смысла заученного и не действовал в соответствии с ними» («Тафсир ат-Табари», 1/80);
7. мы надеемся, что благодаря чтению Корана Всевышний Аллах возвысит нас.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن الله يرفع بهذا الكتاب أقواما، ويضع به آخرين
«Поистине, посредством этой Книги Аллах возвышает одних людей и принижает других». (Муслим)
Человек будет возвышен в этом мире, в загробной жизни и в вечной;
8. мы надеемся, что чтение Корана станет нашим прочным жилищем для сердец.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن الذي ليس في جوفه شيء من القرآن كالبيت الخرب
«Человек, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому» (ат-Тирмизи);
9. мы надеемся, что благодаря чтению Корана нас окружат ангелы.
Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الماهر بالقرآن مع السفرة الكرام البررة
«Человек, искусно читающий Коран, пребывает с ангелами». (Муслим)
Некоторые учёные говорят, что пребывание с ангелами помогает человеку достичь сходства с ними – в том смысле, что ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что им велено, и тому, кто часто пребывает с ангелами, облегчается совершение поклонения и отдаление от греха.
И это лишь некоторые намерения, которые следует иметь во время чтения Корана.