Порицаемые действия связанные с могилами

Шейх уль-ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909 – 974 гг. х.) говорит в своей книге «Аз-Заваджир»:

«Девяносто третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый тяжкие грехи: превращение могил в мечети, разжигание на них светильников, превращение их в идолов, ритуальный обход вокруг них, целование их и совершение молитв в их направлении.

Ат-Табарани передал следующее от Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) с цепочкой рассказчиков, в которой нет изъянов:

عهدي بنبيكم قبل وفاته بخمس ليال فسمعته يقول: إنه لم يكن نبي إلا وله خليل من أمته وإن خليلي أبو بكر بن أبي قحافة، وإن الله اتخذ صاحبكم خليلا، ألا وإن الأمم قبلكم كانوا يتخذون قبور أنبيائهم مساجد وإني أنهاكم عن ذلك، اللهم إني بلغت ثلاث مرات، ثم قال اللهم اشهد ثلاث مرات

«За пять ночей до своей смерти ваш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял с меня обет, и я слышал, как он говорил: “Не было прежде пророка, у которого не было бы близкого друга из его общины. Моим же близким приятелем является Абу Бакр ибн Аби Кухафа. Поистине, Аллах избрал вашего спутника близким другом. Разве общины, жившие до вас, не превращали могилы своих пророков в мечети? Я же запрещаю вам это. О Аллах! Я довёл трижды!”. Затем он сказал: “О Аллах! Трижды засвидетельствуй!”». Конец хадиса. Текст ат-Табарани гласит:

لا تصلوا إلى قبر، ولا تصلوا على قبر

«Не молитесь в направлении могилы и не молитесь на могиле».

Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа и ибн Хиббан передают от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) хадис:

لعن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — زائرات القبور والمتخذين عليها المساجد والسرج

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял посетителей могил, которые превращают их в мечети и [развешивают в них] светильники».

У Муслима сказано:

ألا وإن من كان قبلكم كانوا يتخذون قبور أنبيائهم مساجد فإني أنهاكم عن ذلك

«Те, кто был до вас, превращали могилы своих пророков в мечети, я же запрещаю вам это». У Ахмада сказано:

إن من شرار الناس من تدركهم الساعة وهم أحياء، والذين يتخذون القبور مساجد

«Худшими людьми являются те, кого конец света настигнет живыми, а также те, кто превращает могилы в мечети». У Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима говорится:

الأرض كلها مسجد إلا المقبرة والحمام

«Вся земля является мечетью («масджидом», то есть местом поклонения), кроме бань и кладбищ».

У двух шейхов (аль-Бухари и Муслима) и Абу Дауда передаётся хадис:

قاتل الله اليهود اتخذوا قبور أنبيائهم مساجد

«Да поразит Аллах иудеев, которые превратили могилы своих пророков в мечети». Ахмад передаёт от Усамы, Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи передают от Аиши и ибн Аббаса, а Муслим – от Абу Хурайры следующее:

لعن الله اليهود والنصارى اتخذوا قبور أنبيائهم مساجد

«Аллах проклял иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в мечети».

У Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи сказано:

أولئك إذا كان فيهم الرجل الصالح فمات بنوا على قبره مسجدا، وصوروا فيه تلك الصور أولئك شرار الخلق عند الله يوم القيامة

«Когда среди этих людей умирал праведный мужчина, они строили на его могиле мечеть и рисовали в ней эти изображения. Они будут худшими творениями перед Аллахом в День суда». Ибн Хиббан передал от Анаса следующие слова:

نهى — صلى الله عليه وسلم — عن الصلاة إلى القبور

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) запретил молиться в направлении могил».

У Ахмада и ат-Табарани говорится:

إن من شرار الناس من تدركهم الساعة وهم أحياء، ومن يتخذ القبور مساجد

«Худшими людьми являются те, кого Судный день застанет живыми, и те, кто превратил могилы в мечети». У ибн Са’да передано:

ألا إن من كان قبلكم كانوا يتخذون قبور أنبيائهم وصالحيهم مساجد فلا تتخذوا القبور مساجد فإني أنهاكم عن ذلك

«Те, кто жил до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети, но вы не превращайте могилы в мечети, потому что я запретил вам это». У Абдурраззака сказано:

إن من شر الناس من يتخذ القبور مساجد

«Худшими людьми являются те, кто превращает могилы в мечети», а также:

كانت بنو إسرائيل اتخذوا قبور أنبيائهم مساجد فلعنهم الله تعالى

«Сыны Израилевы превращали могилы своих пророков в мечети, и Аллах проклял их за это».

Важное примечание. Некоторые шафииты посчитали эти шесть деяний большими грехами, словно они взяли это мнение из упомянутых мной хадисов. Каким образом они вывели такое постановление из этих хадисов, предельно ясно, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял тех, кто сделал подобное с могилами своих пророков, и назвал худшими творениями перед Аллахом в Судный день тех, кто сделал подобное с могилами своих праведников. В этом заключается предостережение для нас, как передаётся в версии хадиса: «… он предостерегал от того, что творили они…», то есть пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал этими словами свою общину от совершения того, что совершали те люди, дабы не были они прокляты, как были прокляты те.

Превращение могилы в мечеть означает совершение молитвы на ней или по направлению к ней. В этом случае слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Молитва по направлению к ней» будут повтором, если только не интерпретировать их в значении совершения молитвы на ней. Такая трактовка превращения могилы в мечеть будет верной, если эта могила пророка или праведника будет возвеличена, как на это указывает версия хадиса: «Когда среди этих людей умирал праведный мужчина…».

Из этого учёные-шафииты извлекли следующий вывод: «Совершение молитвы в сторону могил пророков и праведников с целью их возвеличивания и соискания благодати запрещено».

Они поставили два условия для действительности запрета: эта могила возвеличивается; по направлению к могиле – или на ней – совершается намаз с целью соискания благодати и возвеличивания. То, что это действие является большим грехом, ясно из упомянутых хадисов, как ты уже узнал. Они (шафииты) словно провели для этого действия аналогию со всеми видами возвеличивания, например, с разжиганием светильников на могилах с целью возвеличивания и соискания благодати, а также с ритуальным обходом. Такая аналогия не является слабой, особенно когда в вышеупомянутых хадисах явно говорится о проклятии тех, кто разжигает на могилах светильники. А слова шафиитов о нежелательности этого понимаются в том значении, когда эти действия выполняются не с целью сникания благодати посредством покойного и его возвеличивания.

Что же касается превращения могил в идолов, то запрет на это есть в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не превращайте мою могилу после меня в идола, которому поклоняются», – то есть не возвеличивайте её так, как это делают другие со своими идолами, совершая перед ними земные поклоны и тому подобное. Если имам аз-Захаби в своих словах «превращение их в идолов» подразумевал этот смысл, то его слова, что это большой грех и даже неверие, при определённых условиях будут обоснованы. Если же он этим хотел сказать, что любое неразрешённое возвеличивание является большим грехом, то это маловероятно.

Да, некоторые ханбалиты сказали, что совершение молитвы у могилы с целью снискать благодать является настоящей враждой с Аллахом и Его посланником и новшеством в религии, на которое нет разрешения от Аллаха по причине запрета этого, а затем, по единогласному мнению, и что самым большим грехом и причиной многобожия является совершение молитвы у могил и превращение их в мечети или же постройка [мечетей] на них.

Мнение же о нежелательности этого понимается в другом значении, потому что невозможно представить, чтобы учёные разрешили действие, за которое Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял, согласно множественным сообщениям (мутаватир).

Необходимо как можно быстрее разрушить постройки и купола, которые возвышаются над могилами, так как всё это хуже «мечетей вреда»[1] и они построены в обход запрета Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ведь он запретил это и приказал разрушать почитаемые могилы. Необходимо убрать все светильники и лампы с могил, и передача их в вакуфное имущество и обеты, связанные с ними, недействительны». Конец слова Ибн Хаджара.

 

[1] Во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), лицемеры построили мечеть. Поскольку эта мечеть была построена с целью нанесения вреда мусульманам, в Коране она была названа Масджиду-д-Дирар. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал разрушить эту мечеть, не позволив существовать этому очагу смуты. – прим. ред.

Похожие материалы