Многие поздние суфийские хизбы, вирды и записанные мавлиды требуют пересмотра и исправления, так как в них примешаны элементы, которые не соответствуют ни Шариату, ни здравому смыслу, и которые к тому же ведут к запретному. Некоторые суннитские суфии-факихи приложили значительные усилия в этом направлении.
Во многих из этих записей и текстов суфийских хизбов, вирдов и мавлидов были внесены изменения и упущения невежественными людьми. Многие из них содержат искажения и подтасовки. Некоторые из этих текстов были выдуманы суфиями-вуджудитами, которые составили формулировки, которые соответствуют их убеждениям и объединяют в себе противоречивые идеи. Они принимаются теми, кто не знает их истинных намерений, и думают, что это речи избранных рабов Аллаха, которые содержат в себе скрытые тайны и тому подобное. Эти тексты распространяются в обществе подобно огню в сухой траве.
Например, термин «пригоршня света», который они используют, чтобы описать то, о чем говорится в некоторых вымышленных текстах, означает чистый свет Аллаха, часть Его сущности и то, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является Вечным Человеком или душой всего сущего в том смысле, что все сущее было создано из него. Такие сообщения были сочинены лжецами, которые выдумывали ложные хадисы, из которых вытекают ужасные последствия. Например, они устанавливают награды за чтение хизба, которые превосходят награды за чтение всего Корана, или за чтение нескольких строк в молитве… Это очень скверно.
Имам аз-Зуркани аль-Малики (1055–1122 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Шарх аль-Мавахиб» (1/55):
وأمَّا ما ذكر من أن الله قبضَ من نورِ وجهِه قبضةً ونظر إليها فعرقت وذلقت، فخلق اللهُ من كل نقطة نبيًّا، وأن القبضة كانت هي النبي، وأنه كان كوكباً دريًّا، وأن العالم كله خُلق منه، وأنه كان موجوداً قبل أن يخلق أبواه، وأنه كان يحفظ القرآن قبل أن يأتيه جبريل، وأمثال هذه الأمور.. كلُّ ذلك كذبٌ مفترىً باتفاق أهل العلم بحديثه
«Что касается утверждений о том, что Аллах взял пригоршню света Своего Лика и посмотрел на нее, и эта пригоршня очистилась и приняла форму; что Аллах создал этот свет из каждой капли Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); что эта пригоршня является самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует); что он был яркой звездой, и что весь мир был создан из него, и что он существовал до создания своих родителей; что он выучил Коран до того, как его принес Джибриль (мир ему), и другие подобные вещи… Все это — ложь и вымысел, по единогласному мнению ученых, специализирующихся в хадисах».
Имам Абдулхай аль-Лякнави (1264–1304 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Асар аль-марфуа фи аль-ахбар аль-маудуа» (стр. 42):
ومنها ما يذكرونه في ذكر المولد النبوي أن نور محمد صلى الله عليه وسلم خلق من نور الله، بمعنى أن ذاته المقدسةَ صارت مادةً لذاته المنوَّرةِ، وأنه تعالى أخذ قبضةً من نوره فخُلق من نوره! وهذا سفسطةٌ من القول؛ فإنَّ ذات ربِّنا تبارك وتعالى [منزهةٌ] من أن تكون مادةً لغيره
«Из вымышленных рассказов — то, что они упоминают по теме дня рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), что он был создан из света Аллаха, то есть Его священная Сущность стала материалом для светлой сущности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и что Всевышний взял пригоршню Своего света и создал его из нее! Это софизм, так как наш Господь (Свят Он и Велик) выше того, чтобы Его Сущность стала материалом для кого-то другого».
Среди тех, кто занялся очисткой этих хизбов, вирдов, молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мавлидов, а также проводил проверку того, что в них принимается и отвергается, обращая внимание на искажения Шариата со стороны поздних авторов, — большой ученый Мухаммад Хасанайн Махлуф аль-Адави аль-Малики аль-Халвати, шейх и большой ученый Мухаммад аль-Хыдр бин Майабба аш-Шанкыти, а также покойный шейх Мухаммад Заки Ибрахим аш-Шазили (да смилуется над ним Аллах). Последний исследовал некоторые вирды и хизбы, составленные шейхом Ибрахимом ад-Дусуки (да смилуется над ним Аллах), изучал древние рукописи и пришел к выводу, как я помню, что такие слова с неизвестными смыслами в его хизбах являются ложно приписанными шейху, как «тухур бада’к мухаббибаху сураху сакафатис сакатым» и «када када кардадан»… Он упомянул, что кто-то говорил, что это ассирийские слова. Шейх Мухаммад Заки Ибрахим аш-Шазили (да смилуется над ним Аллах) изучил этот вопрос и спросил у ряда людей, которые знают ассирийский и говорят на нем, и все они ответили, что это не ассирийские слова. Тогда он убрал эти слова из хизбов, потому что не позволено поклоняться посредством того, смысл чего неизвестен, так как это может содержать некий смысл неверия, о котором не будет известно.
Также из вымышленного есть вести, говорящие о смешении божественной и человеческой природ в сущности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этой тайной молитве. Также говорят и христиане, в убеждения которых они не верят: они говорят, что пророк Иса (мир ему) объединяет в себе божественность и человечность. Имам Абу Хайян аль-Андалуси (да смилуется над ним Аллах) в своей работе «Аль-Бахр аль-мухит» (3/464) говорит:
وأجمعوا على أن المسيح لاهوت وناسوت أي : إلهٌ وإنسان
«И они (христиане) согласны с тем, что Мессия — Ляхут и Насут, то есть он бог и человек».
Известно, что слово «Ляхут» обозначает Бога, Творца или божественную часть, а слово «Насут» обозначает человека.
Имам аз-Забиди (да смилуется над ним Аллах) в своей работе «Ат-Тадж» (36/496) говорит:
وقد ذَكَرَ الواحِدِيُّ أَنَّهم يَقولُونَ للَّهِ: لاهُوت ، وللناسِ: ناسُوت ، وهي لُغَةٌ عبْرانِيَّة ، تَكَلَّمتْ بها العَرَبُ قدِيماً
«Аль-Вахиди упоминает, что они говорят об Аллахе: “Ляхут”, и о людях: “Насут”, и это арамейский язык, на котором говорили древние арабы».
Абуль-Бака (стр. 798) говорит:
اللاهوت : الخالق، والناسوت : المخلوق
«Ляхут означает Творца, а Насут — сотворенное».
Это значение, которое первым приходит на ум при использовании этих слов.
Затем он говорит:
وربما يطلق الأول على الروح، والثاني على البدن، وربما يطلق الأول أيضا على العالم العلوي، والثاني على العالم السفلي، وعلى السبب، والمسبب، وعلى الجن، والإنس
«Возможно, первое слово употребляется в отношении души, а второе — тела. Возможно, первое слово идет в значении высшего мира, а второе — мирской жизни, причины и следствия, а также джиннов и людей».
Когда известно, что эти термины широко используются в контексте доктрины неверия, необходимо не применять их в отношении нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Если кто-то скажет, что под ними понимают значение, отличное от значения, принятого у христиан, например, как душа и тело, то мы ответим, что использование этих выражений сразу наводит слушателя на запрещенный смысл. Все сунниты из числа ашаритов и других мазхабов единогласны в том, что все, что наводит на мысль о недостатках в сущности Всевышнего Аллаха и Его посланников (мир им), или что приводит к уподоблению с людьми Писания в том, чем они отличаются или там, где проявляют неверие, запрещено использовать и является грехом. Это запрещено, даже если они могут быть объяснены в маловероятном смысле, потому что нет гарантий, что кто-то не поймет их в порицаемом смысле. о
собенно учитывая, что толкователь раскрывает их неправильные значения, которые он понял из этой молитвы, и которые указывают на то, что он подвержен влиянию вуджудизма в их страшных высказываниях, сформулированных в соответствии с их учением. Из его опасных высказываний в этом объяснении:
وهو عين الذات في مقام الجمع، فالقبضة المحمدية لما كانت من عين الذات… أطلق عليها الذات ،ولذلك قال (عَلَى الذَاتِ المُطَلْسَمِ)، ومن هذه القبضة تفرَّعت الكائنات كلُّها من عرشها إلى فرشها بذواتها وأرواحها ،فنوره صلى الله عليه وسلم هو بذرة الوجود والسبب في كل موجود
«И Он — есть истинная сущность в состоянии собранности, ведь Мухаммадова пригоршня проистекает из истинной сущности… Он называет ее “сущностью” и поэтому сказал: “На сущность тайную”. И из этой пригоршни ветвятся все существа, от небес до земли (букв. от Трона до коврика), с их собственными сущностями и душами, и сущностью и душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Этот свет является семенем существования и причиной всего сущего».
Из этого ясно вытекает мнение о разделении Сущности Аллаха и о том, что Он является материалом для чего-то другого, и что Иблис и все неверующие и все нечистоты были созданы из этой Мухаммадовой пригоршни, — световой сущности. Да будет Аллах высоко превознесен и не причастен к тому, что говорят преступники.