В дополнение к тому, что было высказано в прошлой главе (что те, кто полагает, что Аллах является телом или занимает место в пространстве, не являются мусульманами), вот некоторые высказывания известных ученых, свидетельствующие о том же:
Аль-Аскаляни сказал, что они не мусульмане:
قال حذاق المتكلمين ما عرف الله من شبهه بخلقه أو أضاف إليه اليد أو أضاف إليه الولد فمعبودهم الذي عبدوه ليس هو الله وإن سموه به (فتح الباري, ابن حجر العسقلاني, دار المعرفة — بيروت ، 1379, 3 / 359)
Блестящий ученый калама сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаха Его созданиям, или приписывает Ему руки (в смысле части тела или конечности) или ребенка; тот поклоняется не Аллаху, даже если он называет того, кому он поклоняется, Аллахом».
Ан-Навави и аль-Кади Ияд сказали, что они не мусульмане:
قوله صلى الله عليه و سلم ( فليكن أول ما تدعوهم إليه عبادة الله فإذا عرفوا الله فأخبرهم إلى آخره ) قال القاضي عياض رحمه الله هذا يدل على أنهم ليسوا بعارفين الله تعالى وهو مذهب حذاق المتكلمين في اليهود والنصارى أنهم غير عارفين الله تعالى وان كانوا يعبدونه ويظهرون معرفته لدلالة السمع عندهم على هذا وان كان العقل لا يمنع أن يعرف الله تعالى من كذب رسولا قال القاضي عياض رحمه الله ما عرف الله تعالى من شبهه وجسمه من اليهود أو اجاز عليه البداء أو أضاف إليه الولد منهم أو أضاف إليه الصاحبة والولد وأجاز الحلول عليه والانتقال والامتزاج من النصارى أو وصفه مما لا يليق به أو أضاف إليه الشريك والمعاند في خلقه من المجوس والثنوية فمعبودهم الذى عبدوه ليس هو الله وان سموه به اذ ليس موصوفا بصفات الاله الواجبة له فاذن ما عرفوا الله سبحانه فتحقق هذه النكتة واعتمد عليها وقد رأيت معناها لمتقدمى أشياخنا وبها قطع الكلام ابوعمران الفارسى بين عامة اهل القيروان عند تنازعهم في هذه المسألة هذا آخر كلام القاضي رحمه الله تعالى. (المنهاج شرح صحيح مسلم بن الحجاج , النووي , دار إحياء التراث العربي200-199/ 1, 1392)
(По поводу) высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пускай сначала призовут их к поклонению (к служению) Аллаху, а потом, когда они познают Аллаха, скажи им…» — аль-Кади Ияд сказал: «Оно (то есть предшествующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) указывает, что они (христиане) не знают Аллаха». Такое высказывание относительно иудеев и христиан сделал блестящий ученый калама: что они не знают Аллаха (تعالى), даже если поклоняются Ему (то есть называют того, кому они поклоняются, Его именем), и создают впечатление, будто они знают Его, на основе (лишь) того, что они передают между собой, хотя это невозможно представить даже мысленно, что тот, кто не уверовал в Посланника, действительно знает Аллаха.
Аль-Кади Ияд, рахимахуллах, сказал, что если кто-то уподобляет Аллаха Его творениям, или верит, что у Него есть тело, подобно иудеям и христианам, или верит, что Он приобретает знания в течении долгого времени, или утверждает, что у Него есть супруга или ребенок, или говорит, что Он существует в созданных вещах, или считает, что Он перемещается с места на место, или смешивает Его с творениями, как христиане, или наделяет его тем, что Ему не подобает, или наделяет его сотоварищем или соперником, как зороастрийцы-дуалисты, то все, чему они служат, не является Аллахом, даже если они называют его (кому они поклоняются ) Его именем. Это потому, что он не описан качествами, которыми необходимо описан Аллах. Соответственно, они не знают Аллаха (سبحانه) — мы считаем это мнение верным и передали его от наших предшественников-шейхов.
Ар-Рази сказал, что они не мусульмане:
الدليل دل على أن من قال إن الإله جسم فهو منكر للإله تعالى وذلك لأن إله العالم موجود ليس بجسم ولا حال في الجسم فإذا أنكر المجسم هذا الموجود فقد أنكر ذات الإله تعالى فالخلاف بين المجسم والموحد ليس في الصفة بل في الذات فصح في المجسم أنه لا يؤمن بالله أما المسائل التي حكيتموها فهي اختلافات في الصفة فظهر الفرق وأما إلزام مذهب الحلولية والحروفية فنحن نكفرهم قطعاً فإنه تعالى كفر النصارى بسبب أنهم اعتقدوا حلول كلمة اللَّهِ في عيسى وهؤلاء اعتقدوا حلول كلمة اللَّهِ في ألسنة جميع من قرأ القرآن وفي جميع الأجسام التي كتب فيها القرآن فإذا كان القول بالحلول في حق الذات الواحدة يوجب التكفير فلأن يكون القول بالحلول في حق جميع الأشخاص والأجسام موجباً للقول بالتكفير كان أولى (مفاتيح الغيب — دار الكتب العلمية, 16 /24)
Имеются все доводы в пользу того, что те, кто говорит, что Бог — это тело, являются неверующими в Бога (Который Превыше всего и Пречист от всех недостатков). Причина (такого мнения) состоит в том, что Господь мира существует и Он не является телом и не воплощен в теле. Так, если кто-то полагает, что Бог является телом, и отрицает Его нематериальное существование, тот (в сущности) не уверовал в Бога (каков Он есть на самом деле). Это означает, что разногласие между теми, кто считает, что Бог является телом, и монотеистами (в исламском понимании — что у Бога нет сотоварища, ни полностью, ни частично, ни в Сущности, ни в атрибутах), состоит не в расхождении относительно каких-то (Его) атрибутов, но это разногласие относительно (самой Его) сущности (то есть вопроса о том, кого можно считать Богом), так что (учеными) установлено, что те, кто полагает, что Бог является телом, не верят в Аллаха.
Что касается сект хулюлийя (тех, кто полагает, что Аллах воплощается в созданных вещах, таких, как небо или человеческое тело) и хуруфийя (тех, кто полагает, что атрибут Аллаха Речь\Калям состоит из звуков и букв), мы недвусмысленно говорим, что они неверующие. Ведь, если Аллах объявил христиан неверующими за то, что они утверждали, что Речь Аллаха воплотилась в Иисуса, так тем более (заслуживают такого названия) хуруфийя, которые полагают, что Речь Аллаха содержится в языке всех, кто читает Коран и во всех физических вещах, на которых был написан Коран. Соответственно, если вера в то, что Речь Аллаха воплотилась в одном единственном теле (Иисуса) является неверием, то подобные заявления (что она находится во всех формах и телах) являются неверием в еще большей степени.
Ас-Субки сказал, что они идолопоклонники:
Ас-Субки в своем (труде) «Табакату-ш-Шафиияту-ль-Кубра» говорит относительно аятов Корана, в которых (как кому-то может показаться) говорится о физических атрибутах (Аллаха):
طبقات الشافعية الكبرى : إنما المصيبة الكبرى والداهية الدهياء الإمرار على الظاهر والاعتقاد أنه المراد وأنه لا يستحيل على الباري فذلك قول المجسمة عباد الوثن الذين في قلوبهم زيغ يحملهم الزيغ على اتباع المتشابه ابتغاء الفتنة عليهم لعائن الله تترى واحدة بعد أخرى ما أجرأهم على الكذب وأقل فهمهم للحقائق طبقات الشافعية الكبرى ج 5 ص 192
«Утверждения муджассимитов (антропоморфистов), идолопоклонников, заставляет их всегда обращаться к (этим) неоднозначным аятам».
Аль-Куртуби и Ибн аль-Араби
الصحيح القول بتكفيرهم ، إذ لا فرق بينهم وبين عباد الأصنام والصور.
Подобным образом, аль-Куртуби в своих комментариях к Корану, передает от своего шейха Ибн аль-Араби, относительно тех, кто говорит, что Аллах имеет тело: «Достоверное мнение — что они (такие люди) неверующие, потому что нет никакой разницы между ними и теми, кто поклоняется идолам и изображениям» (Тафсир аль-Куртуби, 4/14).