Ширк на могилах – это миф?

Одной из крайностей псевдосалафитов является такфир мусульман, практикующих истигасу к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и праведникам.

Учёные Ахлю-Сунна валь-Джамаа не считают истигасу ширком, однако разногласят касательно того, дозволена она или нет.

Но это не означает, что люди, практикующие истигасу, не могут впасть в ширк. История знает такие примеры, и это уже другая крайность.

Имам, хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) пишет в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» (10/262) относительно праведной госпожи Нафисы бинт аль-Хасан, захороненной в Египте, в Каире:

قال: ولاهل مصر فيها اعتقاد. قلت: وإلى الآن قد بالغ العامة في اعتقادهم فيها وفي غيرها كثيرا جدا، ولا سيما عوام مصر فإنهم يطلقون فيها عبارات بشيعة مجازفة تؤدي إلى الكفر والشرك، وألفاظا كثيرة ينبغي أن يعرفوا أنها لا تجوز… والذي ينبغي أن يعتقد فيها ما يليق بمثلها من النساء الصالحات، وأصل عبادة الاصنام من المغالاة في القبور وأصحابها، وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم بتسوية القبور وطمسها، والمغالاة في البشر حرام. ومن زعم أنها تفك من الخشب أو أنها تنفع أو تضر بغير مشيئة الله فهو مشرك.

«Ибн Халикан сказал: “И у людей Египта есть убеждения в отношении неё”.

Я – Ибн Касир – скажу: “И до настоящего времени простонародье перешло границы в своём убеждении о ней и о других людях. Особенно невежды Египта. Они используют в отношении неё страшные необдуманные выражения, приводящие к неверию и многобожию, и много выражений, о недозволенности которых им надо знать…

И необходимо иметь в отношении неё убеждение в соответствии с тем, что ей подобает как праведной женщине.

Основа поклонения идолам – чрезмерность в отношении могил и их обитателей (усопших). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал равнять могилы. А чрезмерность в отношении людей запретна. И тот, кто утверждает, что она защищает, приносит пользу или вред без воли на то Аллаха, является многобожником”».

Ибн Халикан и Ибн Касир отмечают ключевой момент – убеждение. Если делающий истигасу имеет убеждение, о котором сказал Ибн Касир, то он впадает в ширк.

Также шейх уль-ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) говорит относительно посещения могилы праведной госпожи Нафисы:

وما زال قبرها مقصودا بالزيارة والتبرك به، حتى اشتهر عن نقل بعض العلماء أن المصريين كانوا يسمون الدعاء عندها الترياق المجرب! وقد غلا في ذلك بعض العوام، بل كلهم، حتى إن بعضهم يقع في الكفر وهو لا يشعر، والله المستعان.

«Её могилу не перестают посещать с целью снискать благодать, так, что благодаря сообщениям от некоторых учёных стало широко известно, что египтяне называют мольбу у её могилы испытанным лекарством! Некоторые простолюдины проявили крайность в этом, более того все они. Часть из них даже впали в куфр и не почувствовали этого! Лишь к Аллаху мы взываем!». (См. «Аль-Джаухар вад-дурар фи тарджамати шейх аль-ислам ибн Хаджар» хафиза ас-Сахави, 2/949)

Хафиз Ибн Хаджар свидетельствует, что некоторые невежды Египта впадали в куфр, не понимая этого.

К чему это? В наше время мы тоже слышим от разных шейхов и студентов (не ваххабитов), как некоторые невежды практикуют истигасу, имея недопустимые убеждения относительно тех, к кому они обращаются с просьбами. А это многобожие, о котором говорили Ибн Касир и Ибн Хаджар аль-Аскаляни, и знающим людям необходимо предостерегать других от подобного.

Шейх Абдур-Рахман ибн Мухаммад Ба’аляви аш-Шафии (1250–1320 гг. х.) пишет в своей книге «Бугъят аль-Мустаршидин»:

نعم؛ ينبغي تنبيه العوام على الفاظ تصدر منهم تدل على القدح في توحيدهم، فيجب ارشادهم واعلامهم بأن لا نافع ولا ضارالا الله تعالى، لا يملك غيره لنفسه ضرا ولا نفعا الا بإرادة الله تعالى

«Да, следует указывать простым людям на слова, исходящие от них, которые указывают на порочность в их Единобожии. Обязательно следует наставлять и оповещать их, что ничто не приносит пользу или вред, кроме Всевышнего Аллаха, никто другой не способен наносить вред или приносить пользу без воли на то Всевышнего Аллаха».

P.S. Псевдосалафитский шейх Абдул-Мухсин аль-‘Аббад в своей книге «Ар-Радд аля ар-Рифаии ва аль-Буты» (с. 58) процитировал слова Ибн Касира о том, что невежды впали в крайность на могиле праведной Нафисы и говорят то, что приводит к куфру и ширку. Но он урезал их, оставив самую важную часть, в которой Ибн Касир ставит условие попадания в ширк:

ومن زعم أنها تفك من الخشب أو أنها تنفع أو تضر بغير مشيئة الله فهو مشرك.

«И тот, кто утверждает, что она защищает, приносит пользу или вред без воли на то Аллаха, является многобожником».

Очевидно, что по мнению Ибн Касира и остальных учёных Ахлю-Сунна сам факт обращения с просьбой (истигасы) к усопшему не является многобожием. Для псевдосалафитов же это многобожие и не имеет значение какое убеждение при этом было у просящего.

Похожие материалы