Тафвид – путь сподвижников и табиинов

“Довод Ислама”, имам Абу Хамид аль-Газали сказал в своей книге «Ильджам аль-‘авам ‘ан ‘ильм аль-калям» (стр. 49):

«Ты — да укажет тебе Аллах верную дорогу — спросил меня о сообщениях, из которых невежественные люди из числа заблудших хашавитов делают вывод о подобии Творца творениям, ведь они верят касательно Аллаха и Его атрибутов в то, от чего Он пречист, как образ, рука, стопа, нисхождение, перемещение, сидение и укрепление на Троне и прочее, взятое ими из буквального смысла преданий. Поистине, они возомнили, что их убеждение и есть убеждение праведных предшественников (саляфу-с-салих).

Ты захотел, чтобы я раскрыл тебе убеждение праведных предшественников и объяснил, во что обязаны верить люди касательно подобных преданий, подняв занавес с истины, а также объяснил, к познанию чего следует стремиться и от погружения во что надлежит воздержаться.

Я ответил на твою просьбу, приближаясь к Аллаху, путём раскрытия очевидной истины без заискивания, попытки угодить кому-то и фанатичной приверженности одной из школ — истина больше заслуживает уважения, а правдивость и справедливость более достойны бережного отношения к себе. Я прошу Аллаха о поддержке и успехе, ведь Он — Тот, кто отвечает на мольбу воззвавшего к Нему.

Знай, что явная истина, в которой нет сомнения у обладателей осведомлённости — путь праведных предшественников, под которыми я имею в виду сподвижников и табиинов. Здесь мы проанализируем их путь, а его анализ сам по себе является неоспоримым аргументом его истинности.

Суть пути праведных предшественников, который, на наш взгляд, является истиной, в том, что на обычного человека, до которого дошёл один из этих хадисов, ложится семь обязанностей:

1) убеждённость в том, что Аллах лишён недостатков;

2) подтверждение;

3) признание своей слабости;

4) молчание;

5) удержание себя;

6) воздержанность;

7) признание познания этого определёнными людьми.

Под убеждённостью в том, что Аллах лишён недостатков, я имею в виду отрицание телесности и её последствий.

Подтверждение — это вера в то, что сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а также в то, что упомянутое им есть истина и что он правдив своих словах; вера в то, что сказанное им есть истина в той форме, в какой он это высказал, и в том значении, которое он имел в виду.

Признание слабости — признание того, что это не в его силах и компетенции.

Молчание — это значит не спрашивать о смысле этих преданий, не погружаться в него; знать, что подобные вопросы являются нововведением, что, погружаясь в них, человек подвергает опасности свою веру и что, сделав это, он может впасть в неверие, сам того не понимая.

Удержание себя — значит не изменять слова, указывающие на атрибуты, и не переводить их, не добавлять к ним ничего и не убавлять, не собирать разные тексты по этой теме в одном месте и не разделять их. Следует ограничиться лишь переданным выражением в контексте, падеже, склонении и форме, в которых оно передаётся.

Воздержанность означает удержать себя от поисков и размышлений касательно этого.

Признание познания этого определёнными людьми — значит не иметь убеждение, что если смысл этого сокрылся от него из-за его слабости, то он сокрылся и от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), от других пророков, правдивых и приближённых рабов Аллаха.

Вот семь задач, в обязательность которых для обычных людей верили все праведные предшественники, и не следует полагать, что они имели разногласия в чём-либо из упомянутого».

Похожие материалы