Введение в усуль аль-фикх. Предисловие. История этой науки

 بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين, والصلاة والسلام على سيدنا محمد وعلى آلهِ وصحبه أجمعين 
 
أما بعد
 
Предисловие
 
Сайт Даруль-Фикр.ру начинает публикацию цикла уроков по науке усуль аль-фикх. Многие слышали про эту науку, но, к сожалению, на русском языке о ней мало сказано, мало написано, и, тем более, нет ни книг, ни подробных уроков.
 
Усуль аль-фикх, или основы фикха, – одна из важнейших шариатских наук, которая помогает понимать нашу религию в целом, понимать, каковы принципы расстановки приоритетов в вынесении шариатских решений, поэтому великие ученые, такие, как имам аль-Газали, сказали, что перед изучением фикха (фуру’а мазхаба) нужно изучать усуль аль-фикх. Такова логика Шариата.
 
Эта наука находится на стыке наук. Студенты шариатского знания перед изучением усуля должны иметь представление о других науках, хотя бы на уровне базовых понятий.
 
Первая наука, без которой не обойтись, – это, безусловно, акыда. Без понимания усуль ад-дин (акыды) очень сложно понять природу хукма, то есть шариатского решения, понять расхождения, которые есть в усуль аль-фикх, особенно между мутазилитами и ашаритами. Для понимания усуля очень важно понимать акыду. Что такое хукм? Это повеление Аллаха. Надо знать, предвечно оно или нет, сотворено или нет, надо знать расхождения ашаритов с мутазилитами. Тут многое находится на стыке усуля и акыды.
 
Также необходимо разбираться в нахву, то есть иметь общие представления о грамматике арабского языка, потому что один из аспектов науки усуль аль-фикх – это язык, а точнее, понимание повелений и запретов в их языковом значении. Поэтому нужно иметь базовое понимание грамматики.
 
Также нужно разбираться в вопросах логики (мантык). Ведь один из аспектов усуль аль-фикх – это рассмотрения понятий “частное – общее”, “конкретное – широкое”. Понимание этих вопросов очень важно. В наши дни часто не понимают, что такое ‘амм (общее) что такое хасс (частное), что ограниченное, а что общее. Очень часто заблудшие приводят аяты, хадисы по какой-то теме, но, на самом деле, эти аяты и хадисы не имеют к этой теме никакого отношения. Частный смысл они переносят на общее значение или, наоборот, вырывают слова из контекста. Все это – из-за незнания усуль аль-фикх. Без этих знаний невозможно понимать тексты Шариата (нусус) – ни Коран, ни хадис, потому что без них непонятна сама природа тех или иных расхождений, которые есть в Шариате.
 
Также необходимо иметь базовые представления о фикхе. Усуль – это основа фикха, природа фикха. И в усуле приводятся примеры из фикха. Если ты не понимаешь эти примеры, то ты не понимаешь и правило, которое они иллюстрируют. Поэтому хотя бы базовое понимание фикха необходимо.
 
Итак, усуль аль-фикх – это сложная наука, которая находится на стыке нескольких наук.
 
Как основу для «Введения в усуль аль-фикх» мы использовали книгу «Аль-Каваид аль-асасийя фи усуль аль-фикх» (Основные правила усуль аль-фикх) современного ученого шейха Мухаммада ибн Аляви аль-Малики, рахимахуллах, составленную как толкование на матн имама аль-Джувейни, рахимахуллах, «Варакат», снабдив наш перевод некоторыми дополнениями и примечаниями.
 
 
История изучения усуль аль-фикх
Одно из лучших определений усуль аль-фикх дает имам аль-Байдави: “Усуль аль-фикх – это изучение доказательств фикха в общем виде, способов получения пользы от них и качеств, которыми должен обладать извлекающий решения”.
 
Иными словами, усуль аль-фикх изучает три больших раздела:
·         общие принципы;
·         доказательства фикха – как их использовать;
·         и кто имеет право на это – его качества.
 
Усуль аль-фикх – это инструмент иджтихада – обязательная наука для муджтахида. Поскольку мы никогда не достигнем этого уровня, то нам это нужно только для того, чтобы понимать логику нашей религии.
Первым человеком, который написал книгу по усулю, был имам Шафии, рахимахуллах. Он написал «Рисалю» как ответ Абдуррахману ибн Махди, мухаддису из Ирака, в котором тот задавал вопросы: как выносить решения, если один далиль противоречит другому, какое доказательство принимать в расчет в первую очередь, какое – во вторую и другие вопросы.
 
Имам Шафии считается автором первой книги по усулю. Однако это не значит, что этой науки не было в принципе. Она была. Но она была в сознании муджтахидов. И у каждого мужтахида мутлак – у каждого из них были свои принципы. Например, имам Малик в вынесении решений во многом опирался на амаль Медины и считал, что деяние мединцев – это как хадис мутаватир. Например, он оставлял достоверный хадис (ахад), не достигший степени мутаватир, ради деяния мединцев, если они противоречили друг другу. Вот пример усуля имама Малика, рахматуллахи алейхи.
 
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, тоже имел свои принципы усуля, свое понимание. Одна из особенностей ханафитского усуля – более жесткие требования к хадисам, чем у других. Вот, например, одно из требований для вынесения хукмов – принимались только те хадисы, которые практиковались передатчиками. Если же передатчик сам не практикует хадис, который передает, то он, по усулю имама Абу Ханифы, считался отмененным. Также имам Абу Ханифа между двумя противоречащими хадисами отдавал предпочтение тому хадису, где среди передатчиков есть алимы. Это тоже пример усуль аль-фикх.
 
Соответственно, у каждого мужтахида были свои принципы и свое понимание принципов вынесения решений, но имам Шафии был первым, кто написал об этом отдельную работу.
 
Ханафиты говорят, что первую работу написал имам Абу Юсуф, но она не сохранилась. Поэтому, чтобы быть точными, мы можем сказать, что имам Шафии был первым, чья книга дошла до наших дней. Но в книгах по истории усуля говорится, что первой книгой в этой области была именно «Рисаля».
 
Затем после имама аш-Шафии, рахматуллахи алейхи, можно выделить два способа написания книг по усулю:
  1. тарикатуль-мутакаллимин (шафии, малики, ханбали)
  2. тарикатуль-фукаха (ханафи).
 
Это значит путь мутакаллимов и путь факихов.
 
Путь мутакаллимов
 
Мутакаллимы – ученые, которые занимались наукой калам, вели дискуссии по вопросам калама, обсуждали, сотворена речь Аллаха или нет, и другие подобные вопросы.
 
И основоположниками этого метода усуль аль-фикх были два мутазилита: Аби Хусейн аль-Басри, который написал книгу«Му’тамад», и Кади Абдуль-Джаббар, который написал «Аль- ‘Удда». Первая книга сохранилась, а вторая – нет. Они написали свои книги на основе «Рисали» имама Шафии, продолжили и развили его метод.
 
Метод мутакаллимов выделяется тем, что он строится от общего – к частному. Сначала в книгах рассматриваются общее положения, например, что повеление указывает на обязательность и так далее. Решаются логические задачи, делается упор на логику, рациональность, доказательство как таковое.
 
Затем пришли два великих ашарита. Имам аль-Харамейн Абу Ма’али аль-Джувейни, рахимахуллах, написал «Аль-Бурхан». Эта книга сохранилась и в наши дни издана. Это великая книга в области усуля. А затем его ученик имам аль-Газали, рахимахуллах, написал «Мустасфа» – величайшую книгу в науке усуль. Все его книги уникальны, они являются одними из лучших в своей области. Поэтому его и называют Худжатуль-Ислам (довод Ислама).
 
И эти четыре книги составляют основу науки усуль аль-фикх.
 
Затем имам Фахруддин ар-Рази, рахимахуллах, собрал эти четыре книги, сделал их мухтасар, то есть краткое изложение, и назвал его «Аль-Махсуль». Потом то же самое сделал имам аль-Амиди, рахимахуллах, и назвал свой труд «Аль-Ихкам». Последующие ученые больше не обращались напрямую к тем первым четырем книгам, а уже обращались к работам имамов ар-Рази и аль-Амиди, делали мухтасары их книг и писали разные шархи. Так развивалась наука усуль аль-фикх.
 
Может возникнуть такой вопрос: разве мы можем брать науку у мутазилитов? Ответ: они, хоть и являются заблудшим течением, не являются неверными. И из того, что они писали, можно взять пользу. Если они говорят истину – мы ее берем. Но, безусловно, там, где проявлялись их заблуждения, ученые, которые сократили их книги (имам ар-Рази, например), отбросили эти заблуждения и разъяснили ошибки мутазилитов. Поэтому самостоятельно, не разбираясь в вопросах усуля, эти книги мутазилитов читать нежелательно.
 
Затем «Аль-Махсуль» был сокращен имамом аль-Армави, рахимахуллах, а его сокращенный вариант уже был сокращен имамом Байдави, рахимахуллах, под названием «Минхадж-уль вусуль иля ‘ильмиль-усуль». Это одна из лучших книг по усулю. Ученые и учащиеся всего мира концентрируются именно на этой книге.
 
Что касается «Аль-Ихкам», то его кратко изложил имам Ибн Хаджиб аль-Малики, рахимахуллах, и его книга называется «Мухтасар Ибн Хаджиб». На эту книгу тоже сделаны шархи, и студенты шариатского знания подробно ее изучают.
 
Путь факихов.
 
Под факихами здесь имеются в виду ханафиты. Очень часто в книгах можно прочитать: «Сказал аль-джумхур и сказали аль-фукаха». Как это понять? “Каля аль-джумхур” означает “сказали ученые метода мутакаллимов (ханбалиты, маликиты и шафииты)”, а “каля аль-фукаха” означает “сказали ханафиты”.
Чем отличается этот метод?
 
Здесь в основе лежит другой принцип – восхождение от частного к общему. Книги по ханафитскому усулю писались на основе изучения фетв их имамов, то есть имама Абу Ханифы и двух его учеников Абу Юсуфа и Мухаммада, рахимахумуллаху Тааля, и на основе их фетв выносились общие решения, вроде: имам в решении опирался на такой принцип. Этот метод и называется тарикатуль-фукаха, потому что в этих книгах много примеров по фикху и разборов частных вопросов. В тарикатуль-мутакаллимин применяется логический принцип и больше уделяется внимания вопросам логики, а примеры по фикху приводятся лишь для иллюстрации принципа, но не как правила.
 
Самые древние книги ханафитского усуля – это книги имама аль-Матуриди, а также «Китабуль-усуль» Абуль-Хасана аль-Курхи, «Усуль» имама аль-Джасасса, «Усуль» ас-Сарахси, «Усуль» Фахруль-Исляма аль-Баздави – одна из самых известных книг. С шархом «Кашфуль-асрар» Аляутдина аль-Бухари – это основа ханафитского усуля, такая же, как книги ар-Рази и аль-Амиди – основа метода мутакаллимов. Также известная книга – «Аль-Манар аль-Анвар» имама Абуль-Бараката Насафи – на нее есть разные шархи, самый известный – шарх Ибн Малика.
 
Затем поздние ученые стали объединять эти два пути. Начал объединение шейх ас-Са’ати аль-Ханафи – он в книге «Бади’ ан-Низам» объединил две книги: «Аль-Ихкам» аль-Амиди и «Усуль» аль-Баздави. Также известна книга «Танких аль-усуль»  шейха Садру Шарийа, на которую он сам написал шарх «Таудых ‘аля Танких». Имам Саадуддин Тафтазани же написал на него хашият.
Величайшая книга (где объединяются оба метода) – это «Джам’ аль-Джавами’» имама ас-Субки, который проработал 300 книг и шархов прежде, чем составить свой труд. На «Джам’ аль-Джавами’» существует множество шархов – самый известный из них –имама аль-Махалли. Да будет Аллах доволен всеми этими учеными!
 
Метод объединения считается самым сложным, и учащиеся обычно с него не начинают.
 
Итак, мы рассказали в общем про книги по усулю. В наши дни это известная, популярная наука. Сейчас труды по ней пишут такие ученые, как Вахба аз-Зухайли, Рамазан аль-Бути, Хасан Хиту, Мустафа Буга и другие. Есть много достойных книг, но их надо рассматривать как возможность прийти к чтению древних книг, ведь лишь по ним мы можем понять суть этой науки. 
 
Книга «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни и толкования на нее
 
И книга, с которой чаще всего начинают изучение усуль-аль-фикх, – это «Матн аль-Варакат». Хоть она и краткая, но в ней заключена суть (любб) этой науки. Как объясняют толкователи, в ней есть много тонких нюансов, которых нет даже в больших книгах.
 
Известно более десяти шархов на «Матн аль-Варакат». Среди самых изучаемых – шарх имама аль-Махалли, рахимахуллах, но он достаточно краткий. На него написал хашият (примечания на полях) шейх ад-Димьяти, рахимахуллах.
 
Также известен шарх «Куррат аль-Айн» имама Аль-Хаттаба аль-Малики, рахимахуллах. Он тоже небольшой, объемом примерно 70 страниц в печатном виде, и сам автор назвал его более развернутой версией толкования имама аль-Махалли.
 
Более объемным является шарх имама Ибн Фиркаха аш-Шафии, учителя имама ан-Навави, рахимахумаЛлах. Это более сложная книга, в ней приводятся расхождения между учеными в понимании тех или иных вопросов усуля.
 
Также есть несколько назмов, то есть переложений «Варакат» в стихотворном виде, более удобном для заучивания наизусть. На эти назмы также в свою очередь писались толкования.
 
Но мы выбрали для перевода именно «Аль-Каваид аль-асасийя фи усуль аль-фикх» (Основные правила усуль аль-фикх), современное толкование шейха Мухаммада ибн Аляви аль-Малики, рахимахуллах, так как при всей доступности этой книги в ней присутствует практически все самое важное, что можно найти в классических толкованиях на «Варакат».
 
И поскольку цель этих уроков – не в понимании тонкостей, а в уяснении основных понятий – истилях (терминологии этой науки), то эта книга прекрасно подходит для этой задачи. Углубляться в расхождения между учеными в данный момент нам не нужно.
 
В «Варакат» описаны основные разделы и основные понятия усуля. При серьезном и глубоком изучении этот матн даст нам понимание того, что представляет собой эта наука.
Похожие материалы