Акыда саляфов: имам аль-Маджишун

Имам Абдуль-Азиз ибн Абдуллах аль-Маджишун (ум. 164 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) — великий мухаддис, муфтий Медины и сподвижник имама Малика — сказал:

«1) Знай же, что Всевышний Аллах — Первый[1] и всегда таковым был, но Он не подобен остальным вещам, которые стали первыми, а потом перестали ими быть[2].

2) И также Он — Последний[3], Который всегда является таковым, но Он не является таким из последних, то есть он не является какое-то время последним, а затем перестает таким быть. Он — Последний, Который никогда не исчезнет, и Он — Первый, Который никогда не погибнет. Он — Предвечный (аль-Кадим)[4], у существования Которого нет начала; Он не возник так, как возникли все творения; Он не был маленьким, а затем увеличился, и не был слабым, который затем стал сильнее, и не был несовершенным, который затем усовершенствовался, и не был невеждой, который затем обучился, — Он всегда являлся Знающим, Великим и Величественным[5], и не было и мгновения, чтобы Он не был Аллахом.

3) И Он всегда был Господом: Он таковым является сейчас и таковым будет всегда.

У Него не появилось знание после того, как не было этого знания, и не появилось могущество после того, как этого могущества не было. Он не изменяется из какого-то состояния в другое состояние[6] через увеличение или уменьшение, потому что вся власть и величие и так были свойственны Ему. Увеличить что-то можно только тому, в ком чего-то не хватало до этого увеличения и который потом может лишиться этого. И также, как увеличить силу может тот, кто затем может лишиться этой силы, став таким же, каким он был до увеличения этой силы. И также увеличить свое знание может лишь тот, кто затем может стать настолько же невежественным, насколько он был до увеличения этого знания[7].

Но Вечный, Который никогда не исчезнет, Живой, Который никогда не умрет, Творец видимого и невидимого, Знающий обо всем без обучения, является Одним (аль-Вахид) во всем и Единым во всех аспектах.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ

Нет никого, подобного Ему[8]”,

كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ۚ

“Все погибнет, кроме Него[9]”.

И Он всегда Такой, Каким Он был.

4) Всевышний Аллах никогда не возвращался к какому-то состоянию, в котором Он был до этого, и ничего не было до Него, которое могло как-то оказывать на Него влияние. И не подобает никакому из Его атрибутов несуществование, а затем появление, потому что это все — признак творений[10], а не атрибут Творца, потому что Он творит, но Сам не был сотворен, Он начал[11], но не был Сам начат. И также, как Он не был начат, Он никогда не исчезнет; и также, как Он никогда не исчезнет, Он никогда не перестанет быть Господом, потому что истлевают и умирают лишь те, кто до начала жизни были мертвыми[12].

Всевышний Аллах сказал:

وَكُنْتُمْ أَمْوَاتًا فَأَحْيَاكُمْ ۖ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

Ведь вы были мертвыми, а Он оживил вас?! Потом Он умертвит вас, потом оживит, а после вас вернут к Нему”[13].

Также Всевышний Аллах сказал:

قَالُوا رَبَّنَا أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ

Они скажут: “Господь наш! Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды””[14].

Это и есть две смерти[15]. Но наш Господь никогда не был мертвым, чтобы оживать, и поэтому Он — Живой, Который никогда не умрет. И Он — Господь всех творений как до их сотворения[16], так и после их сотворения.

Всевышний Аллах знал все о Своих творениях до их сотворения, зная их точное количество, установив все о них в Скрижалях. И все с этими творениями произошло в точности с Его решением и согласно Его предопределению.

И в сотворении Им творений нет ничего более величественного в плане Его власти, чем до их сотворения согласно Его предопределению[17]. Это — Его знание и Его действие, и никто не сможет обладать этими двумя качествами так же, как Он.

И Он — Владыка Судного Дня еще до самого Судного Дня, и также Он будет его Владыкой в день самого Судного Дня. Творения же были ничем до их сотворения, а затем после существования они опять станут ничем, а затем они будут воскрешены.

Всевышний Аллах сказал:

كَمَا بَدَأْنَا أَوَّلَ خَلْقٍ نُعِيدُهُ ۚ

Как Мы создали творения в первый раз, так же (легко) воссоздадим их”[18].

5) Он сотворил творения, начав их[19], и Он знал до их существования, что они будут делать, а сотворить их деяния для Него легко.

Всевышний Аллах сказал:

وَهُوَ الَّذِي يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ

Он — Тот, кто дает начало творениям, а затем воссоздает их. И это для Него не сложнее”[20].

Для Аллаха нет ничего, что может быть сложнее или легче, но это образное выражение, чтобы рабы смогли понять Его силу, но Он выше любого примера[21].

Как же что-то для Него может быть легче чего-то, когда Он, сказав: “Будь”, может создать все, что хочет?! В этом слове нет никакой трудности, и поэтому нет ничего более сложного или менее сложного, и поэтому для Аллаха сотворить небеса и землю так же легко, как и сотворить самое маленькое творение.

Всевышний Аллах сказал:

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ إِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۗ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ

Сотворение и воскрешение вас (всех не труднее для Аллаха, чем сотворение и воскрешение) одного человека. Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий”[22].

Также Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَمْرُنَا إِلَّا وَاحِدَةٌ كَلَمْحٍ بِالْبَصَرِ

Мы повелеваем только один раз, (и повеление выполняется) в мгновение ока[23]”.

И это все — слово: “Будь”, и будет так, как Он пожелал.

فَسُبْحَانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

Пречист Тот, у кого власть над всем миром! И к Нему вы будете возвращены”[24].

Он скрыл сокровенное от Своих творений, но ничего из этого не скрыто для Него. Его знание о вещах такое же до их появления, как и после их появления.

Все, что Он знал, что будет, Он предписал этому произойти, потому что Он записал в Скрижалях то, что знал, что произойдет, но Он не записал это, чтобы запомнить, и, сотворив Свои творения, Всевышний Аллах не прибавил к Своему знанию ничего, что бы могло добавить что-то к Его власти. Он полностью независим от Своих творений Своей властью, которой Он их сотворил.

Всевышний Аллах сказал:

فَسُبْحَانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ وَمَا ذَٰلِكَ عَلَى اللَّهِ بِعَزِيزٍ

Если Он пожелает, то уничтожит вас и создаст новые творения. Это для Аллаха не сложно”[25].

И Он — Вечный, Единый, непохожий на творения, не родивший и не рожденный, и нет ничего, подобного Ему.

(Этот текст по акыде передал имам Абу Шейх аль-Асбахани (ум. 369 г. х.) в книге «Аль-Азама» (1/387) по иснаду от Абу Я’ля аль-Маусыли от Салиха ибн Малика аль-Хаваризми от Абдуль-Азиза ибн Абдуллаха ибн Аби Саляма аль-Маджишуна)

Текст на арабском:

أخبرنا أبو يعلى الموصلي، حدثنا صالح بن مالك الخوارزمي، قال: قرأ علينا عبد العزيز بن عبد الله بن أبي سلمة الماجشون رحمه الله تعالى: اعلم أن الله تعالى أول، لم يزل أولا، وليس بالأول الذي كان أول ما كان من الأشياء، وقد كان هو الآخر الذي لم يزل ليس بالآخر الذي يكون آخرا، ثم لا يكون، وهو الآخر الذي لا يفنى، والأول الذي لا يبيد، القديم الذي لا بداية له لم يحدث كما حدثت الأشياء لم يكن صغيرا فكبر، ولا ضعيفا فقوي، ولا ناقصا فتم، ولا جاهلا فعلم، لم يزل قويا عاليا كبيرا متعاليا لم تأت طرفة عين قط إلا وهو الله، لم يزل ربا، ولا يزال أبدا كذلك فيما كان، وكذلك فيما بقي يكون، وكذلك هو الآن لم يستحدث علما بعد أن لم يكن يعلم، ولا قوة بعد قوة لم تكن فيه، ولم يتغير عن حال إلى حال بزيادة، ولا نقصان لأنه لم يبق من الملك والعظمة شيء إلا وهو فيه، ولن يزيد أبدا عن شيء كان عليه إنما يزيد من سينقص بعد زيادة كما كان قبل زيادته ناقصا، وإنما يزداد قوة من سيضعف بعد قوته كما كان قبل زيادته ناقصا، وإنما يزداد علما من سيجهل بعد علمه كما كان قبل علمه جاهلا، فأما الدائم الذي لا نفاد له الحي الذي لا يموت خالق ما يرى، وما لا يرى عالم كل شيء بغير تعليم فإن ذلك هو الواحد في كل شيء المتوحد بكل شيء ليس كمثله شيء، وكل شيء هالك إلا وجهه، وراجع إلى ما كان عليه بدء أمره، ولم يكن تبارك وتعالى من شيء، فيرجع إليه، ولم يكن قبله شيء فيقضي عليه لا ينبغي أن يكون من صفته أنه لم يكن مرة، ثم كان إنما تلك صفة المخلوقين، وليست بصفة الخالق لأنه خلق، ولم يكن يخلق، وبدأ ولم يبدأ فكما لم يبدأ، فكذلك لا يفنى، وكما لا يفنى، ولا يبلى فكذلك، وعزة وجهه لم يزل ربا، وإنما يبلى ويموت من كان قبل حياته ميتا، قال الله عز وجل: {وكنتم أمواتا فأحياكم، ثم يميتكم، ثم يحييكم، ثم إليه ترجعون} [البقرة: ٢٨] وقال عز وجل: {ربنا أمتنا اثنتين وأحييتنا اثنتين} [غافر: ١١] فكلتاهما موتتان ربنا لم يكن ميتا، فحيي وكذلك هو الحي الذي لا يموت هو رب الخلق قبل أن يخلقهم كما هو ربهم بعد أن خلقهم، وقد أحاط بهم قبل خلقهم علما، وأحصاهم عددا، وأثبتهم كتابا، فكان من أمره في تقديره إياهم قبل أن يكونوا على ما هم عليه من أمرهم بعدما كانوا ليس خلقه إياهم بأعظم في ملكه من تقديره ذلك منهم قبل أن يكونوا بعلمه إنما هو علمه وفعله لا يستطيع أحد أن يقدر واحدا منهما قدره، وهو مالك يوم الدين قبل أن يأتي، وهو مالكه حين يأتي لم يكن الخلق شيئا قبل أن يخلقهم، حتى خلقهم، ثم يردهم إلى أن لا يكونوا شيئا، ثم يعيد خلقهم، قال تعالى: {كما بدأنا أول خلق نعيده} [الأنبياء: ١٠٤] ، فهو ابتدع الخلق، وابتدأهم وعلم قبل أن يكونوا ما يصيرون إليه، ثم هين بعد ذلك تكوينهم عليه، قال: {وهو الذي يبدأ الخلق ثم يعيده} [الروم: ٢٧] ، وهو أهون عليه، وليس بأهون عليه من شيء، ولكنه قال ذلك مثلا، وعبرة ليعرف العباد ما وصف به من القدرة وله المثل الأعلى، وكيف يكون شيء أهون عليه من شيء، وإذا أراد شيئا يقول: «كن» فيكون إنما هو كلمة ليس لها عليه مئونة لا يبعد عليها كبير، ولا يقل عليها صغير خلق السماوات والأرض، وما بينهما كخلق أصغر خلقه، قال {ما خلقكم ولا بعثكم إلا كنفس واحدة} [لقمان: ٢٨] ، قال: {إن كانت إلا صيحة واحدة} [يس: ٢٩] ، وقال: {وما أمرنا إلا واحدة كلمح بالبصر} [القمر: ٥٠] ، فهذا كله {كن فيكون فسبحان الذي بيده ملكوت كل شيء وإليه ترجعون} [يس: ٨٣] غيب الغيوب عن خلقه، ولم يغيبها عن نفسه، علمه بها قبل أن تكون كعلمه بها بعدما كانت ما علم أنه كائن قد قضى أن يكون، وذلك أنه قد كتب ما علم، وقضى ما كتب لم يكتب ما علم تذكرا، ولم يزدد بخلقه بعدما خلقهم علما يزيده إلى ملكه شيئا، وهو الغني عنهم بملكه الذي به خلقهم، قال: {إن يشأ يذهبكم ويأت بخلق جديد وما ذلك على الله بعزيز} [إبراهيم: ١٩] ، هو أبد الأبد الواحد الصمد الذي {لم يلد، ولم يولد، ولم يكن له كفوا أحد} [الإخلاص: ٣]

 

 

Сноски: 

[1] В значении безначальности.

[2] Имеется в виду, что это является сущностным атрибутом Всевышнего Аллаха, а значит — неизменным атрибутом, не приобретенным, то есть его невозможно потерять, как это возможно у атрибутов творений.

[3] В том значении, что Его существование не имеет конца.

[4] Описывать Аллаха именем Предвечный (аль-Кадим) не является признаком философии, как об этом говорят ваххабиты.

[5] Имам аль-Маджишун (да смилуется над ним Аллах) ясно указывает на то, что также, как Аллах не имеет ни начала, ни конца, также и Его божественные атрибуты не имеют ни начала, ни конца, и никакие изменения не происходят во Всевышнем Аллахе, потому что изменения — признак тварности и слабости.

[6] Это прямое указание имама (ум. в 164 г. х.) о том, что Всевышний Аллах не изменяется.

[7] Имам аль-Маджишун (да смилуется над ним Аллах) в этих словах ясно излагает краеугольный принцип суннитского каляма: любое изменение является недостатком, указывающим на сотворенность.

[8] Коран, 42:11.

[9] Коран, 28:88.

[10] Это ключевое правило, в котором ваххабиты разногласят с Ахлю-Сунна. Ахлю-Сунна считают, что изменения указывают на сотворенность, а ваххабиты верят, что Всевышний Аллах меняется и изменяется, а само это правило они относят к джахмитам и мутазилитам. И поэтому, в терминологии ибн Тайймии и его последователей, имам аль-Маджишун — куллябит.

[11] Имам аль-Маджишун (да смилуется над ним Аллах) указывает что в этой последовательности «творить, начинать» существует первое творение, что опровергает заблуждение ибн Таймии о бесконечной цепи творений в прошлом.

[12] То есть то, что не существовало, а затем появилось, так же может потом умереть и исчезнуть, а Постоянный и Вечный Господь не может изменяться.

[13] Коран, 2:28.

[14]Коран, 40:11.

[15] Несуществование до жизни — это первая смерть, а смерть после жизни — вторая.

[16] То есть цепь творений имеет начало, а не как об этом говорит ибн Таймия.

[17] Это прямое опровержение слов ибн Таймии, который считал, что творить более совершенно для Аллаха, чем не творить, и поэтому Аллах творит всегда.

[18] Коран, 21:104.

[19] Это является прямым указанием на начало цепи творений.

[20] Коран, 30:27.

[21] Это является явным указанием на то, что нельзя буквально понимать все тексты Корана и Сунны.

[22] Коран, 31:28.

[23] Коран, 54:50.

[24] Коран, 36:83.

[25] Коран, 35:16-17.

Похожие материалы