Аллаху не присущи несотворенные ограничения

В наше время призыв следовать «акыде саляф» стал популярным и актуальным, каким не был, наверно, ни в одну эпоху. Но из-за невежества и беспечности большинства мусульман к своей религии, многие стали считать, что, кто громче и дольше кричит про «акыду саляф», тот ей и следует. На деле же мало кто может проанализировать убеждения той или иной группы.

И явный признак интереса к «акыде саляф» выражается в том, что издается множество древних текстов, касающихся акыды и вероубеждения, в то время как люди совершенно разных убеждений пишут к ним комментарии и составляют примечания, пытаясь доказать, что автор этого древнего текста был «на их мазхабе».

Один из пропагандистских ходов отдельных сектантов против ашаритов — противопоставление «акыды саляфов» и «акыды халяфов». И часть сектантов, возводя свое заблуждение к нашим праведным предкам, стали при этом их противопоставлять подавляющему большинству уммы, следующей акыде имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари.

Для разоблачения этой лжи мы кратко рассмотрим ключевой вопрос расхождения в вопросах акыды: «Наличие или отсутствие у Всевышнего Аллаха ограничений и направления».

Для понимания этого вопроса мы прибегнем к словам величайших ученых из числа саляфов и потом приведем толкование этих слов современными сектантами, которые, на самом деле, искажают их акыду и пытаются ограничить их слова, вкладывая этими ограничениями свои заблуждения в уста наших праведных предков.

В наше время сложно найти книгу по акыде более обсуждаемую и изучаемую, чем «Акыда ат-Тахавийя». И ашариты, и так называемые «салафиты» пишут вплоть до наших дней примечания и пояснения к этому тексту. 

Для выяснения позиций и их сравнения мы обратимся к одному из самых важных мест этого текста:

وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

В этих словах имам ат-Тахави ясно отрицает в отношении Всевышнего Аллаха ограничения, направление, наличие у Всевышнего Аллаха частей и органов. И, что дальше для нас будет важным, имам ат-Тахави не делает никаких исключений из этих слов, то есть имам ат-Тахави не говорит, что отрицает только часть ограничений или какой-то определенный вид направлений.

И этот смысл усиливается тем, что имам употребил эти слова во множественном числе и с определенным артиклем, а это, как говорят ученые по усулю, указывает на всеохватываемость (`умум) отрицания, то есть Аллах не ограничен никакими из видов ограничений и направлений.

Также мы должны знать, что имам ат-Тахави в самом начале своей акыды говорит: «Это разъяснение (баян) убеждений Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа», — а это означает, что в этой книге нет неясных формулировок (иджмаль), которые нельзя исповедовать так, как сказано в тексте, и которые бы нуждались в каких-то дополнениях или исключениях.

Современные искажения «Акыды ат-Тахавиййи»

 

Теперь обратимся к современным толкования некоторых салафитских шейхов. 

Ибн Баз говорит в толковании этих слов ат-Тахави:

Примечание Ибн База:

جاءك تعليق إبن باز : قوله: تعالى عن الحدود والغايات والأركان والأعضاء والأدوات والجهات الست كسائر المبتدعات، هذا الكلام فيه إجمال قد يستغله أهل التأويل والإلحاد في أسماء الله وصفاته وليس لهم بذلك حجة، لأن مراده رحمه الله تنزيه البارئ سبحانه عن مشابهة المخلوقات، لكنه أتى بعبارة مجملة تحتاج إلى تفصيل حتى يزول الاشتباه فمراده بالحدود يعني التي يعلمها البشر فهو سبحانه لا يعلم حدوده إلا هو سبحانه لأن الخلق لا يحيطون به علما، كما قال عز وجل في سورة طه: {يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلا يُحِيطُونَ بِهِ عِلْمًا}//سورة طه الآية 110//. ومن قال من السلف بإثبات الحد في الاستواء أو غيره فمرداه حد يعلمه الله سبحانه لا يعلمه العباد. وأما (الغايات والأركان والأعضاء والأدوات) فمراده رحمه الله تنزيهه عن مشابهة المخلوقات في حكمته وصفاته الذاتية من الوجه واليد والقدم ونحو ذلك، فهو سبحانه موصوف بذلك لكن ليست صفاته مثل صفات الخلق ولا يعلم كيفيتها إلا هو سبحانه، وأهل البدع يطلقون مثل هذه الألفاظ لينفوا بها الصفات بغير الألفاظ التي تكلم بها وأثبتها لنفسه حتى لا يفتضحوا وحتى لا يشنع عليهم أهل الحق، والمؤلف الطحاوي رحمه الله لم يقصد هذا المقصد لكونه من أهل السنة المثبتين لصفات الله، وكلامه في هذه العقيدة يفسر بعضه بعضا ويصدق بعضه بعضا ويفسر مشتبهة بمحكمه، وهكذا قوله: (لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات) مراده الجهات الست المخلوقة وليس مراده نفي علو الله واستوائه على عرشه، لأن ذلك ليس داخلا في الجهات الست بل هو فوق العالم ومحيط به، وقد فطر الله عباده على الإيمان بعلوه سبحانه وأنه في جهة العلو وأجمع أهل السنة والجماعة من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم وأتباعهم بإحسان على ذلك، والأدلة من الكتاب والسنة الصحيحة المتواترة كلها تدل على أنه في العلو سبحانه فتنبه لهذا الأمر العظيم أيها القارئ الكريم واعلم أنه الحق وما سواه باطل. والله ولي التوفيق.

«Его (ат-Тахави) слова: «Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное». В этих словах есть неясность (иджмаль), которую используют люди таавиля и безбожия (ильхад) в отношении имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, но для них нет в этом довода, потому что автор, да смилуется над ним Аллах, имел в виду отрицание подобия Всевышнего творениям, но он использовал пространную фразу, которая нуждается в детализации для устранения некоторых сомнений в этом вопросе. Он под «ограничениями» имел в виду ограничения, которые знают творения, но ограничения Всевышнего знает только Он сам, потому что творения не могут охватить Его знанием. Как сказал Всевышний Аллах в суре «Та Ха»: «Он знает то, что впереди и позади них, но они не могут объять Его своим знанием» [Та Ха:110]. И те саляфы, которые сказали о наличии у Всевышнего Аллаха ограничения в отношении качества «истива» и других, имели в виду ограничение, которое знает Аллах, но не знают Его рабы. Его слова: «превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы» — автор имеет в виду отрицание подобия творениям в своей мудрости и сущностных сифатах, таких как «аль-ваджх», «аль-йад», «аль-кадам». Аллах описан этим, но образ этого никто не знает, кроме Аллаха, а заблудшие употребляют эти слова для отрицания этих сифатов словами, которыми Всевышний Аллах не описывал себя. И они не были опозорены, пока люди истины не стали их критиковать. И автор не имел в виду этот смысл, потому что он был из числа Ахлю-с-Сунна, утверждающих сифаты. И его слова в этой акыде разъясняют друг друга, подтверждая смысл и ясное разъясняет неясное. И его слова: «Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное». Он имеет в виду отрицание сотворенных направлений, а не отрицание возвышения Аллаха и Его возвышение над Аршем, потому что это не входит в шесть направлений, а находится в верху мира и охватывает его. И Аллах вложил в людей веру в Его возвышение и то, что Он находится в направлении возвышения. И на это существует иджма Ахлю-с-Сунна из числа сподвижников и тех, кто за ними следует. И доказательств из Корана и Сунны-мутаватир, указывающих на возвышение Аллаха, много. Читатель, поразмысли над этим и знай, что это истина, а все остальное — ложь».

Вывод:

Ибн Баз утверждает, что в этих словах имама ат-Тахави заложена неясность (иджмаль). Ученые по усулю «муджмаль» определяют как «то, что нуждается в разъяснении», то есть это слова, смысл которых до конца не ясен и, ввиду этого, их невозможно практиковать, так как неясно, что именно имел в виду автор.

Но такое описание этих слов противоречит словам самого имама ат-Тахави в описании своей акыды: «Это разъяснение (байан) акыды Ахлю-с-Сунна». Имам ат-Тахави описал свою акыду противоположным образом, нежели это сделал Ибн Баз, потому что основа в вопросах акыды — это разъяснение и описание вопросов таким образом, чтобы прочитавший эти строки мог практиковать прочитанное так, как было написано. А если в словах автора есть неясность, в которой может содержаться искажение текстов Корана и Сунны, то он обязан уточнить смысл таким образом, чтобы читатель не впадал в ошибку в этих вопросах. 

Но истинная причина этих слов Ибн База заключается в желании «подделать» слова имама ат-Тахави в соответствии со своей акыдой. И каждый раз, когда встретится что-либо, противоречащее взглядам современных «салафитов», то они скажут: «Это общие слова, автор не имел этого в виду и т. д.»

Где доказательства из слов ат-Тахави, что он подразумевал под отрицанием «ограничений» только ограничения известные человеку?! Ведь эти слова означают, что у Всевышнего Аллаха есть ограничения, а это коренным образом противоречит словам имама ат-Тахави, и, на самом деле, это отрицание его слов. 

И удивительно доказательство, которое приводит автор из Корана из суры «Та Ха»: из утверждения Аллаха о том, что творения не могут объять Всевышнего, он выводит утверждение, что это происходит потому, что границы существования Аллаха знает только Аллах!

Имам аль-Куртуби (600-671 гг. по хиджре/1204-1274 гг.) толкует этот аят:

قوله تعالى: { وَلاَ يُحِيطُونَ بِهِ عِلْماً } الهاء في «به» لله تعالى؛ أي أحد لا يحيط به علما؛ إذ الإحاطة مشعرة بالحدّ ويتعالى الله عن التحديد.

«Слова Всевышнего: «И они не охватывают Его знанием». Местоимение «его» возвращается к Аллаху, то есть не могут Аллаха охватить знанием, потому что охватывание указывает на ограничение, а Аллах чист от ограниченности!»

Итак, мы видим, что смысл этого аята — в обратном: Всевышний Аллах не может быть охвачен ничьим знанием, потому что Он сущностно не ограничен и не имеет границ, и Его невозможно охватить никаким образом!

Еще более омерзительное утверждение идет после этого «доказательства»: автор пишет, что отрицается «сотворенное направление». Какой смысл у этих слов? Что несотворенные направления не отрицаются!

Пречист Аллах! Что такое «несотворенные направления»?! Разве может быть что-то несотворенным, кроме Всевышнего Аллаха? Или Ибн Баз имеет в виду, что сам Аллах есть «несотворенное направление»? Где доказательство этому утверждению? Где в Коране и достоверной Сунне утверждается, что «у Аллах есть ограничения, которые только Он знает» и что «Аллах описан несотворенным направлением»?!

Ведь современные «салафиты», опираясь на учение Ибн Таймиййи, говорят о принципе «утверждения и отрицания лишь того, что Аллах и Его Посланник утверждали или отрицали».Но «салафиты» сами же, первыми, нарушают свое правило и обманывают, говоря, что это их мазхаб и акыда, потому что в Коране и Сунне нет ничего об «ограничениях Аллаха, которые только Аллах знает» или «о несотворенных направлениях».

Также Ибн Баз указал, что «некоторые» саляфы утверждали в отношении Аллаха «ограничение» (хадд), толкуя таким образом качество «истива». Но кто эти саляфы? Их саляфы — это каррамиты-муджассима, которые описывали Всевышнего Аллаха имеющим границы и направление. 

Истинная же акыда саляфов иная. Имам ханбалитов своего времени Абдуль-Вахид ат-Тамими (341-410 гг. по хиджре/952-1019 гг.) в книге «И’тикад имам Ахмад ибн Ханбал» (с. 87) сказал:

وسئل (أي الإمام أحمد) قبل موته بيوم عن أحاديث الصفات, فقال: تمر كما جاءت, ويؤمن بها إذا كانت بأسانيد صحاح, ولا يوصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية, ليس كمثله شىء وهو السميع البصير, ومن تكلم في معناها ابتدع

«Имама Ахмада спросили за день до его смерти про хадисы о сифатах. Он (Ахмад) ответил: «Оставляем их как пришли и верим в них, когда приходят с достоверной цепочкой, и не описываем Аллаха более, чем Он Сам Себя описал, без границ и пределов, «нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». И тот, кто ведет речь об их смыслах, вводит новшество».

Мы видим, что саляфы отрицали в отношении Аллаха ограничения и не указывали ни на какие «ограничения, которые известны только Аллаху».  Для более подробного изучения акыды имама Ахмада можно обратиться к упомянутой книги имама Абдуль-Ваххида ат-Тамими, в которой собраны изречения имама Ахмада касательно вероубеждения.

Также о таких взглядах передает от имама Ахмада и имам Ибн Куддама аль-Макдиси. Ибн Куддама (541-620 гг. по хиджре/1146-1223 гг.) в книге «Люмъатуль И’тикад» (с. 5) сказал:

قال الإمامُ أبو عبدِ الله أحمدُ بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه وسلم : « إن الله ينزِل إلى سماء الدنيا » ، أو « إن الله يُرى في القيامة » ، وما أشبهَ هذه الأحاديثَ نؤمِن بها ، ونصدِّق بها بلا كيفٍ ، ولا معنًى ، ولا نرُدّ شيئا منها ، ونعلَم أن ما جاءَ به الرسول حقٌ ، ولا نرُدّ على رسولِ الله صلى الله عليه وسلم ، ولا نصِف الله بأكثرَ مما وصَف به نفسَه بلا حدٍ ولا غايةٍ { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ } ، ونقول كما قال ، ونصِفه بما وصَف به نفسَه ، لا نتعدَّى ذلك ، ولا يبلُغه وصف الواصفين

«Имам Абу Абдиллях Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, сказал о словах Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, «схождение Аллаха», «видение Аллаха» и хадисах, подобных этим : «Мы верим в них и считаем их достоверными, не спрашивая «как» и без (углубления) в смысл, и мы не отвергаем из этого ничего и не опровергаем Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и не описываем Аллаха больше, чем Он Себя описал, не придавая границ, «нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». И мы говорим так, как Он сказал, и описываем Его, как Он описал Себя. Мы не переступаем через это, и не достигнет этого описания описывающий».

Мы видим, что вышеприведенные слова имама ат-Тахави — это серьёзная проблема для современных сектантов, и поэтому некоторые из них (например, Албани) даже отказывались верить в то, что эти слова принадлежат самому имаму ат-Тахави и намекали на искажение его слов. Но что делать со словами имама Ахмада ибн Ханбаля или со словами великого мухаддиса Ибн Хиббана (270-354 гг. по хиджре/884-956 гг.), который сказал в книге «Ас-Сикат» (1/1):

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, Который не ограничен границами, и для Него нет ограниченного срока, после которого Он бы исчез, и Его не охватывает место и не объемлет все существующее время».

Или со словами великого шафиитского ученого из числа саляфов Абу Бакра аль-Исмаили

Имам Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 гг. по хиджре/891-982 гг.) пишет в книге «Вероубеждение Ахлю Сунна» (с. 24):

ويعتقدون جواز الرؤية من العباد المتقين لله عز وجل في القيامة ، دون الدنيا ، ووجوبها لمن جعل الله ذلك ثواباً له في الآخرة ، كما قال : (وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ) (القيامة:22) (إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ) (القيامة:23) , وقال في الكفار : (كَلَّا إِنَّهُمْ عَنْ رَبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَمَحْجُوبُونَ) (المطففين:15) فلو كان المؤمنون كلهم والكافرون كلهم لا يرونه ، كانوا جميعا عنه محجوبين ، وذلك من غير اعتقاد التجسيم في الله عز وجل ولا التحديد له ، ولكن يرونه جل وعز بأعينهم على ما يشاء هو بلا كيف .
 

«Они убеждены, что богобоязненные рабы, смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: “Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа”. Коран 75:22-23. Аллах сказал о неверующих: “В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой”. Коран 83:15. Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что он будут ограждены. Это все без убеждения телесности для Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса “как?”».

Приведем еще слова современных «салафитов», которые указывают на тот же смысл, что и слова Ибн База.

Аль-Фаузан пишет в примечаниях к «Акыде ат-Тахавиййи»:

وإن كان يريد بالحدود: الحدود غير المخلوقة، وهي جهة العلو، فهذا ثابت لله جل وعلا وتعالى

«Если автор имел в виду под «ограничениями» [то есть если автор хотел отрицать и «сотворенные ограничения»] несотворенные ограничения, а это направление возвышения, то это установлено для Всевышнего Аллаха».

Так мы понимаем, что аль-Фаузан утверждает в отношении Аллаха «несотворенные ограничения», то есть величественный сифат Аллаха «улюв» они понимают как «несотворенные ограничения». 

Из всего вышеприведенного мы видим, что для современных сектантов «Акыда ат-Тахавия» — это повод для продвижения своих заблуждений и искажения акыды самого имама ат-Тахави. Они заявляют, что «его слова — неясные, общие, нуждаются в разъяснении», а потом начинают распространять свою ересь.

Похожие материалы