Диалог с псевдосалафитом, приписывающим Аллаху сторону и место

Псевдосалафит сказал: «Нельзя осознать разумом то, что не расположено в какой-либо стороне и месте, отсюда следует, что этого (то есть того, что не расположено в какой-либо стороне или месте) не существует».

Я – Марван аль-Баджави – сказал: «Оставь сейчас это и ответь мне: каково определение слов “мир” и “миры”, которые упоминаются в аяте Корана “Господь миров”?».

Он ответил: «Мир – это всё, помимо Аллаха».

Я сказал: «Хорошо, является ли сторона и место Всевышним Аллахом? Или же они являются частью чего-то иного – мира?»

Он ответил: «Конечно, они являются частью чего-то иного».

Я сказал: «В таком случае Он не нуждается в них (стороне и месте)».

Он спросил: «Как?»

Я сказал: «Потому что Аллах Преславный сказал в Коране: “Аллах не нуждается в творениях (мирах)” (сура Алю Имран, аят 97), но ты уже сказал, что сторона и место являются частью мира, а Он не нуждается в них».

Он продолжил: «Однако нельзя охватить разумом идею, что нечто существующее не располагается в какой-либо стороне и месте».

Я сказал: «Это лишь твоё воображение, а не рациональное суждение. Скажи мне: располагался ли Тот, кто установил границы сторон и создал их, в какой-либо стороне до того, как установить эти границы?».

Он замолчал.

Я сказал: «Если он обладал стороной и до этого, то сторона была бы безначальной и вечной, как и Он сам. А это означает безначальность мира, ведь сторона также относится к созданному. Тот, кто придерживается этой идеи, бесспорно, является неверующим. В таком случае Он будет нуждаться в стороне, потому что Он не будет свободен от неё, а нуждающийся в чём-то не является Господом. Это также противоречит ясному священному тексту. Таким образом, мнение, что Бог предвечно находится в какой-то стороне, ложно.

Если же установлено, что в предвечности Бог не нуждался в сторонах, то Он не будет нуждаться в них и в вечности, иначе стороны либо совершенствуют Его (после того, как их не было), либо являются Его недостатком. Если они являются недостатком, то ведь это абсурд – по той причине, что Он чист от недостатков. А если они совершенствуют Его, то это значит, что Он был несовершенным до их существования, а они Его усовершенствовали в вечности, и это тоже является абсурдом. А то, что ведёт к абсурду, само является абсурдом. Поэтому идея о том, что Всевышний находится в какой-то стороне или месте в предвечности или вечности, ложна, ибо Он не нуждается в мирах ни в предвечности, ни в вечности».

Он возразил: «Тогда мы не способны постичь Аллаха!».

Я сказал: «Выражение “Неспособность познать (Аллаха) – и есть познание (Его)” принадлежит правдивому представителю этой уммы Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. Как же иначе, если мы не способны постичь даже истинную сущность Его творения, например, души! Разве в таком случае мы будем способны постичь и вообразить истинную сущность Всевышнего? Но это не мешает нам познавать Его через Его качества, чтобы убедиться в Его существовании. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

تَفَكَّرُوا فِي آلَاءِ اللَّهِ ، وَلَا تَفَكَّرُوا فِي اللَّهِ

“Размышляйте о знамениях Аллаха, но не размышляйте о самом Аллахе”[1]; в другой версии говорится:

تفكروا في كل شيء ، ولا تفكروا في ذات الله

“Размышляйте о всякой вещи, но не размышляйте о сущности Аллаха”[2], а в третьей сказано:

تفكروا في خلقه ولا تفكروا في الخالق ، لا تقدرون قدره

“Размышляйте о творениях Творца, но не о самом Творце, вы не оцените Его должным образом”[3]».

Он спросил: «В таком случае почему некоторые осуждают это и отрицают осознание Его?».

Я ответил: «Это власть воображения, а не разума, человек выносит суждение о том, чего он не видел, в соответствии с тем, к чему он привык в наблюдаемых и ощущаемых вещах, и тогда он воображает, что вещь, которую он не наблюдал и не ощущал своим физическим восприятием, подобна той вещи, которая обязательно занимает место и пространство. Он подобен тому, кто вырос и жил в пустыне и никогда не видел ни моря, ни реки, не слышал о них, и не видел воды, кроме той, что поднимают из колодца. Он видел, что любой, кто падал в него или погружался – птица, человек или скотина – умирал, и если сказать ему, что под водой есть огромный мир, где существа живут множество лет, то он, конечно, осудит говорящего и не примет его слов. Такое отрицание не является суждением разума, оно плод воображения и результат проведения аналогии между тем, что он видел, и тем, чего не видел».

Он сказал: «Те, кто противоречит тебе, тоже опираются на священные тексты и аяты!».

Я возразил: «Во-первых, не я один так говорю. Это мнение Ахлю-Сунны. Да, оппоненты опираются на аяты, но оставляют без внимания другие аяты и хадисы. Вместе с тем они абсолютно отрицают аллегорическое толкование и образность выражений и принимают только буквальный смысл. Таким образом, они создают противоречие аятов и священных текстов и сталкивают их друг с другом. А ведь Аллах Всевышний сказал: “Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, они нашли бы в нём много противоречий”  (сура Ан-Ниса, аят 82)».

Он вопросил: «Как это?»

Я ответил: «Потому что Аллах сказал (буквальный перевод): “Но вся земля в Судный день окажется лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей”, также он сказал: “Куда бы вы ни повернулись, там лик Аллаха”, “Разве вы в безопасности от того, кто в небе?” и тому подобные аяты. И буквальный смысл этих аятов противоречит друг другу. Если понять все эти аяты буквально, то они будут противоречить друг другу, а если дать одному из них аллегорическое толкование, а другие понять буквально, то это распоряжение текстами без доказательств (почему одни из них понимаются буквально, а другие нет? Какое доказательство привело толкователя именно к такому пониманию? – прим. пер.)».

Он спросил: «Каково же решение?».

Я сказал: «Решение заключается в том, чтобы понимать неясные аяты в свете ясных, как, например, слова Аллаха: “Аллах не нуждается в творениях (мирах)” (cура Алю Имран, аят 97) “Нет ничего, подобного Ему” (сура Аш-Шура, аят 11), “А Его они не смогут охватить своим знанием” (сура Та Ха, аят 110), а также понимать смысл таких аятов в том совершенном ключе, который подобает Ему, Преславному, который допускается в арабском языке (в аллегориях и образных выражениях), на котором Коран был ниспослан, и который согласовывается с безошибочным рациональным мышлением и ясными аятами. Либо же смысл неясных аятов нужно оставить на Аллаха, отрицая в отношении Него материальный смысл, который присущ творениям и явлениям, имеющим начало в существовании. Что же касается следования неясным аятам и уверенности в их буквальном смысле вкупе с игнорированием ясных аятов, то ведь Аллах сказал: “Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых неясен (муташабихат). И те, чьи сердца заблуждаются, следуют неясным аятам” (сура Алю Имран, аят 7)».

Источник: Страница шейха Марвана аль-Баджави на Facebook.

 

[1] Аль-Байхаки, «Шуаб аль-Иман», 458; Ат-Табарани, «Му’джам аль-Аусат», 6319.

[2] Аль-Байхаки, в «Аль-Асма ва Сифат», 618; Абу Шейх, в «Аль-Азыма», 1/212.

[3] «Ат-Таргиб ва Тархиб», 670.

Похожие материалы