
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Грубость в наставлениях — один из признаков высокомерия»[1].
***
Между тафвидом и исбатом нет взаимоисключения: при тафвиде отрицается знание слова после его утверждения как атрибута, а при исбате утверждается знание слова до его утверждения как атрибута. Пример: мы знаем, что слово اليد в арабском языке означает «рука», но что такое «рука не как орган» мы не знаем.
***
Одним из доводов в пользу дозволенности перевода аятов и хадисов муташабихат — при наличии подходящего смыслового аналога — является то, что в хадисах о нисхождении используются различные синонимы слова «нузуль», такие как تدلى или هبط. Получается, что передатчики понимали общий смысл этих слов — иначе они не смогли бы при передаче заменять их синонимами. Либо же все эти слова соответствуют трем разным атрибутам, а в это тяжело поверить.
***
В Шариате нет куфра под названием «быть вуджудитом» или «исповедовать вахдат аль-вуджуд», потому что эти термины многозначны и разные суфии вкладывали в них разные смыслы.
***
Когда ваххабиты говорят, что ученые Ахлю-с-Сунна пинцетом вытаскивали мутазилизм из тафсира аз-Замахшари, то кого они имеют в виду: имама аль-Байдави (да смилуется над ним Аллах) или имама ан-Насафи (да смилуется над ним Аллах)?!
***
Имам Бадруддин аль-Айни (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Нельзя делать намаз за рафидитом, джахимитом, кадаритом, мушаббиха и теми, кто верит в сотворенность Корана»[2].
***
Ахль аль-Фатра
Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после открытия Мекки назначил ее управляющим Аттаба ибн Асида (да будет доволен им Аллах), а затем увидел во сне его отца, Асида, находящимся в Раю, хотя тот умер в неверии. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я толкую сон как относящийся к его сыну — Аттабу». И он засвидетельствовал Аттабу (да будет доволен им Аллах) Рай[3].
[1] «Аль-Ихья» (6/491).
[2] «Рамз аль-хакаик» (1/350).
[3] «Хашият аль-хаваджи» (7/317).