Имам Абу Ханифа о джахмитах и мукатилитах

Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит аль-Куфи (80–150 гг. х.) – великий имам, табиин, родоначальник ханафитского мазхаба – крупнейшего мазхаба в фикхе. Имам был современником двух человек, которые стали известны своими новшествами и отвратительными убеждениями.

1. Джахм ибн Сафван (78–128 гг. х.). Он был известен тем, что полностью отрицал качества (сифаты) Аллаха, полагая, что Аллах находится везде, он считал Коран сотворённым, был убеждён, что Рай и Ад исчезнут, а также исповедовал множество других заблуждений.

Джахм считал уподоблением и заблуждением описание Аллаха теми словами, которыми описываются и Его творения, даже если их подобие лишь ограничивается словами, но не смыслом. Так, он считал, что недопустимо называть Аллаха Знающим, Живым, Слышащим, Видящим, Волеизъявляющим, потому что творениям тоже свойственны эти качества. Точно так же он считал уподоблением приписывание Аллаху сифатов аль-хабария: йад, ваджх, айн, истива и др., несмотря на то, что те, кто утверждал эти сифаты, очищал их от телесных качеств и признаков творений, а знание о том, что подразумевается, оставляли на Аллаха. То есть сам факт утверждения, что это сифаты, был, по его мнению, равнозначен уподоблению (ташбих).

2. Мукъатиль ибн Сулейман (умер в 150 г. х.) – толкователь Корана, который, опровергая Джахма и его убеждения, сам впал в крайность, уподобив Аллаха творениям и приписав Ему телесные качества.

Так, имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260–324 гг. х.) писал в труде «Макалят аль-Исламийин» (с. 220), рассказывая о некоторых воззрениях Джахма:

الذي تفرد به جهم القول بأن الجنة والنار تبيدان وتفنيان وأن الإيمان هو المعرفة بالله فقط والكفر هو الجهل به فقط . ويحكى عنه أنه كان يقول: لا أقول أن الله سبحانه شيء لأن ذلك تشبيه له بالأشياء. وكان يقول: إن علم الله — سبحانه! — محدث فيما يحكى عنه ويقول بخلق القرآن وأنه لا يقال: إن الله لم يزل عالماً بالأشياء قبل أن تكون.

«Одно из мнений, которым был известен Джахм – это мнение о том, что Рай и Ад исчезнут и пропадут, и что вера – это только познание Аллаха, а неверие – это только незнание об Аллахе.

Рассказывают, что он говорил: “Я не говорю, что Аллах является чем-то, потому что иначе это будет уподоблением Его другим вещами”. Он также говорил: “Поистине, знание Аллаха – преславен Он – имеет начало”, это передаётся от него. Он заявлял о сотворённости Корана и о том, что он не говорит, что Аллах знал обо всех вещах, ещё до того, как они появились».

Также имам аль-Ашари передал в книге «Макалят аль-Ислямийин» (с. 207) некоторые убеждения Мукатиля:

وقال داود الجواربي ومقاتل بن سليمان أن الله جسم وأنه جثة على صورة الإنسان لحم وذم وشعر وعظم له جوارح وأعضاء من يد ورجل ولسان ورأس وعينين وهو مع هذا لا يشبه غيره ولا يشبهه

«Дауд аль-Джаварби и Мукатиль ибн Сулейман сказали, что Аллах – это тело в образе человека, состоящее из мышц, крови, волос и костей, имеющее такие конечности и органы, как рука, нога, язык, голова и глаза, при этом Он не похож на других, и никто не похож на Него».

Хафиз аз-Захаби сказал в труде «Тазкират аль-Хуффаз» (1/159):

وظهر بخراسان الجهم بن صفوان ودعا إلى تعطيل الرب عز وجل وخلق القرآن, وظهر بخراسان في قبالته مقاتل بن سليمان المفسر وبالغ في إثبات الصفات حتى جسم، وقام على هؤلاء علماء التابعين وأئمة السلف وحذروا من بدعهم

«В Хорасане появился Джахм бин Сафван, который призывал к отрицанию атрибутов Аллаха и мнению о сотворённости Корана. Также в Хорасане появился [имеющий] противоположные ему [убеждения] Мукатиль бин Сулайман, муфассир, который впал в такую крайность в утверждении (исбате) атрибутов, что даже придал Аллаху телесность. Против них выступили учёные-табиины и имамы саляфов и предостерегли людей от их нововведений (бид’а)».

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392–463 гг. х.) передал в «Тарих Багдад» (15/212):

حدثني مسعود بن ناصر السجزي، قال: أخبرنا علي بن بشرى السجستاني، قال: حدثنا محمد بن الحسين الآبري، قال: سمعت إسماعيل بن أسد، يقول: سمعت إسحاق بن إبراهيم، يقول: قال أبو حنيفة: أتانا من المشرق رأيان خبيثان: جهم معطل، ومقاتل مشبه.

«Исхак ибн Ибрахим сказал, что Абу Ханифа говорил: “Два мерзких убеждения пришли к нам c Востока: от Джахма (ибн Сафвана), опустошителя божественных атрибутов (муаттыль), и от Мукъатиля (ибн Сулеймана), уподобляющего Аллаха Его творениям (мушаббих)”».

Также аль-Хатыб аль-Багдади передал в книге «Тарих Багдад» (15/514):

أخبرنا الخلال، قال: أخبرنا الحريري، أن علي بن محمد النخعي، حدثهم قال: حدثنا محمد بن الحسن بن مكرم، قال: حدثنا بشر بن الوليد، قال: سمعت أبا يوسف، يقول: قال أبو حنيفة: صنفان من شر الناس بخراسان، الجهمية والمشبهة، وربما قال: والمقاتلية

«Абу Юсуф сказал, что Абу Ханифа сказал: “Два типа людей в Хорасане являются худшими – джахмиты и мушаббиха”. Возможно, он сказал “и мукатилиты”».

Также аль-Хатыб аль-Багдади передал в труде «Тарих Багдад» (15/215):

أخبرنا الحسن بن محمد الخلال، قال: أخبرنا علي بن عمرو الحريري، أن علي بن محمد بن كاس النخعي، حدثهم قال: حدثنا جعفر بن أحمد الطنجوري، قال: حدثنا علي بن الحسن الرازي، عن محمد بن سماعة، عن أبي يوسف، أن أبا حنيفة ذكر عنده جهم ومقاتل، فقال: كلاهما مفرط، أفرط جهم في نفي الشبيه، حتى قال: إنه ليس بشيء، وأفرط مقاتل بن سليمان، حتى جعل الله مثل خلقه

«От Абу Юсуфа сообщается, что когда в присутствии Абу Ханифы были упомянуты Джахм и Мукатиль, то он сказал: “Оба они являются крайними. Джахм проявил крайность в отрицании подобия Аллаха творениям, пока не сказал: «Поистине, Он (Господь) не является чем-либо (шейун)», а Мукатиль ибн Сулейман проявил такую крайность, что придал Аллаху подобие с Его творениями».

Также аль-Хатыб аль-Багдади передал в труде «Тарих Багдад» (15/213) высказывание главного ученика имама Абу Ханифы – кади Абу Юсуфа (113–182 гг. х.):

أخبرنا أبو سعيد محمد بن موسى بن الفضل الصيرفي، قال: أخبرنا أبو العباس محمد بن يعقوب الأصم، قال: حدثنا محمد بن إسحاق الصاغاني، قال: حدثنا محمد بن إشكاب، قال: سمعت أبي، يقول: سمعت أبا يوسف، يقول بخراسان: صنفان ما على الأرض أبغض إلي منهما: المقاتلية، والجهمية.

«От Ишкаба сообщается, что Абу Юсуф говорил: “В Хорасане существуют две группы людей, которых я ненавижу больше всех на этой Земле – мукъатилиты и джахмиты”».

Хафиз Ибн Хиббан передал в книге «Аль-Маджрухин» (3/14) слова имама Абу Ханифы:

سمعت إبراهيم بن محمد بن يوسف قال سمعت الخضر بن حيان سمعت يحيى بن نصر بن حاجب سمعت أبا حنيفة يقول يا أبا يوسف احذر صنفين من خراسان الجهمية والمقاتلية

«От Яхьи ибн Наср ибн Хаджиб сообщается, что Абу Ханифа говорил [своему ученику]: “О Абу Юсуф, остерегайся двух течений Хорасана: джахмитов и мукатилитов”».

Похожие материалы