Имам аль-Ашари и его связь с шафиитами

Как известно, мазхаб имама Абуль-Хасана аль-Ашари в акыде получил широкое распространение среди учёных шафиитского, маликитского и ханафитского мазхаба в фикхе, особенно среди шафиитов и маликитов.

Это отмечал ещё знаменитый мухаддис, хафиз Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки (384–458 гг. х.) в своём письме к ‘Амиду аль-Мульк:

حال شيخنا أبى الحسن الأشعرى رحمة الله عليه ورضوانه وما يرجع إليه من شرف الأصل وكبر المحل فى العلم والفضل وكثرة الأصحاب من الحنفية والمالكية والشافعية الذين رغبوا فى علم الأصول وأحبوا معرفة دلائل العقول

«…о положении нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им, и о той почётной основе, относящейся к нему, о величии его знаний, достоинствах и многочисленности его последователей среди ханафитов, маликитов и шафиитов, которые стремились к науке об основах религии и желали познать доводы разума». (Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиия аль-Кубра», 3/397)

Одна из причин, по которой шафииты приняли мазхаб имама аль-Ашари, заключается в том, что имам Абуль-Хасан аль-Ашари поддерживал тесную связь с учёными, которые были лидерами шафиитов в те времена. Это факихи, которые являлись наследниками школы имама аш-Шафии. Они учились у учеников имама аш-Шафии и учеников его учеников.

Став непосредственными свидетелями силы доводов имама аль-Ашари, ознакомившись из уст имама аль-Ашари с его методологией и аргументацией, шафииты согласились с ними и приняли их. Они засвидетельствовали, что акыда имама аль-Ашари – это акыда Ахлю-Сунна валь-Джамаа. Имам аль-Ашари заслужил их похвалу и признание.

Приведём несколько примеров взаимоотношений и связи имама аль-Ашари с шафиитскими имамами.

 

1. Первым в списке идёт Закарийя ибн Яхья ас-Саджи (220–307 гг. х.) – имам, хафиз, мухаддис, факих. Он получал знания по фикху у таких учеников имама аш-Шафии, как аль-Музани, аз-За’фарани и Раби ибн Сулейман ар-Рави.

Его иснад до имама аш-Шафии таков: Закария ас-Саджи – аль-Музани – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби сказал о нём в труде «Сияр» (14/198):

الإمام الثبت الحافظ ، محدث البصرة وشيخها ومفتيها أبو يحيى ، زكريا بن يحيى البصري الشافعي . وكان من أئمة الحديث .وقال الشيخ أبو إسحاق في ” طبقات الشافعية ” ومنهم زكريا بن يحيى الساجي ، أخذ عن الربيع والمزني

«Имам, доверенный хафиз, мухаддис, шейх и муфтий Басры Абу Яхья Закария ибн Яхья аль-Басри аш-Шафии. Шейх Абу Исхак сказал в книге “Табакат аш-Шафиия”: “Одним из них был Закария ибн Яхья ас-Саджи, который учился у ар-Раби’а и аль-Музани”».

Имам аль-Ашари учился у Закарии ас-Саджи и перенял у него методологию Ахлю-Хадис.

Хафиз Ибн Касир в своей книге «Табакату Шафи’ийин» (1/192) сказал:

وروى عنه جماعة منهم الشيخ أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري وأخذ عنه مذهب أهل سنة من المحدثين

«От Закарии ас-Саджи передавала знания целая группа [учёных], среди них шейх Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Ашари, который и перенял у него мазхаб Ахлю-Сунна в [методологии] мухаддисов».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Лисан аль-Мизан» (2/488) сказал:

وحدث عنه أيضًا أبو الحسن الأشعري وأخذ عنه مذا هب أهل الحديث

«Абуль-Хасан аль-Ашари передавал знания от Закарии ас-Саджи и перенял у него мнения Ахлю-Хадис».

Интересный случай передаёт Ибн Асакир в книге «Табйин казиб аль-муфтари». Как известно, имам аль-Ашари в первую очередь был мутакаллимом. Мутазилиты, которых имам аль-Ашари победил в очередной дискуссии, хотели унизить имама аль-Ашари, задав ему вопрос по фикху и надеясь, что ему нечего будет ответить. Что же из этого вышло?

Хафиз Ибн Асакир писал:

أخبرنا الأستاذ الإمام أبو منصور عبد القاهر بن طاهر البغدادي قال سمعت عبد الله بن محمد بن طاهر الصوفي يقول : رأيت أبا الحسن الأشعري رضي الله عنه في مسجد البصرة وقد أبهت المعتزلة في المناظرة ، فقال له بعض الحاضرين: قد عرفنا تبحرك في علم الكلام وأنا أسألك عن مسألة ظاهرة في الفقه ،  فقال: سل عما شئت ، فقال له: ما تقول في الصلاة بغير فاتحة الكتاب؟ فقال: حدثنا زكريا بن يحيى الساجي حدثنا عبد الجبار حدثنا سفيان حدثني الزهري عن محمود بن الربيع عن عبادة بن الصامت عن النبي صلى الله عليه وسلم قال : لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب قال : وحدثنا زكريا نا بندار نا يحيى بن سعيد عن جعفر بن ميمون حدثني أبو عثمن عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: أمرني رسول الله صلى عليه وسلم أن أنادي بالمدينة إنه لاصلاة إلا بفاتحة الكتاب. قال: فسكت السائل ولم يقل شيئا.

«От Абу Мансура Абдуль-Кахира ибн Тахира аль-Багдади передаётся, что он слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн Тахир ас-Суфи сказал: “Я увидел Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, в мечети Басры. Мутазилиты были побеждены в дискуссии. Один из присутствующих сказал ему: “Мы знаем о твоих глубоких познаниях в науке калям, а я задам тебе явный вопрос по фикху”. Он ответил: “Спрашивай, о чём хочешь”. Тот спросил: “Что ты скажешь о намазе без аль-Фатихи?”.

Имам аль-Аш’ари ответил: “Закарийя ибн Яхья ас-Саджи нам рассказал, что Абдуль-Джаббар рассказал им, что Суфьян рассказал им, что аз-Зухри от Махмуда ибн Рабиа передал ему от Убадата ибн Самита, а  тот от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) следующие слова: «Не засчитывается молитва у того, кто не прочёл суру аль-Фатиха»“. Также Закарийя рассказал нам, что Бундар рассказал им, что Яхья ибн Саид передал им от Джафара ибн Маймуна, что Абу Усман передал тому слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повелел мне объявить в Медине, что намаз без аль-Фатихи не засчитывается”.

Далее Абдуллах ибн Мухаммад ибн Тахир сказал: “Тогда тот, кто задал вопрос, замолчал и ничего не ответил””». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 274. Дару-т-Таква)

Как видите, имам аль-Ашари был не только мутакаллимом, но и мог уверенно отвечать на вопросы по фикху. Он ответил, приведя хадис со своим иснадом через имама Закарию ас-Саджи и тем самым заставил мутазилита умолкнуть.

 

2. Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурайдж аль-Багдади (умер в 306 г. х.) – имам шафиитов своего времени. Его прозвали обновителем религии 3 века по хиджре. Его иснад до имама аш-Шафии: Ибн Сурайдж – Абуль-Касым аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии. Также передаётся, что он получал знания непосредственно и у имама аль-Музани и аз-За’фарани.

Имам Абу Исхак аш-Ширази сказал о нём в труде «Табакату-уль-Фукаха» (с. 106):

كان من عظماء الشافعيين وأئمة المسلمين وكان يقال له الباز الأشهب، وولي القضاء بشيراز وكان يفضل على جميع أصحاب الشافعي حتى على المزني

«Он – Ибн Сурайдж – был одним из великих шафиитов и имамов мусульман. Его называли “серый сокол”. Он был назначен кадием города Шираза. Его считали лучшим соратником Аш-Шафии, даже лучше Аль-Музани».

Хафиз Ибн Касир сообщил в книге «Аль-Бидая ва Нихая» (15/101):

وأخذ الحديث عن زكريا بن يحيى الساجي، وتفقه بابن سريج

«Он – аль-Ашари – получал знания о хадисе у Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, а фикху обучался у ибн Сурайджа».

Имам аль-Ашари успел почерпнуть кое-что из этого океана знаний.

 

3. Абу Бакр ас-Сайрафи (умер в 330 г. х.) – факих шафиитов, ученик Ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии таков: Абу Бакр ас-Сайрафи – Абуль-Аббас ибн Сурайдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз Ибн Касир сказал о нём в труде «Табакат Шафи’ийин» (с. 246):

محمد بن عبد الله أبو بكر الصيرفي الفقيه الشافعي أحد أصحاب الوجوه في الفروع وأصول الفقه، وتفقه على ابن سريج، ويقال: كان الصيرفي أعلم الناس بأصول الفقه بعد الشافعي، رضي الله عنه

«Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах ас-Сайрафи, шафиитский факих, один из “асхаб аль-вуджух»[1] в фикхе и усуль аль-фикхе. Обучался фикху у Ибн Сурайджа. Некоторые сказали о нём: “Ас-Сайрафи лучше всех остальных, кроме имама аш-Шафии, знал усуль аль-фикх”».

Кади Ибн Халикан сказал в книге «Вафайат аль-А’йан» (4/199) следующее:

كان من جملة الفقهاء، أخذ الفقه عن أبي العباس بن سريج، واشتهر بالحذق في النظر والقياس وعلوم الأصول، وله في أصول الفقه كتاب لم يسبق إلى مثله. حكى أبو بكر القفال في كتابه الذي صنفه في الأصول أن أبا بكر الصيرفي كان أعلم الناس بالأصول بعد الشافعي، وهو أول من انتدب من أصحابنا للشروع في علم الشروط، وصنف فيه كتابا أحسن فيه كل الإحسان.

«Он был одним из факихов. Обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурайджа. Прославился тем, что искусно проводил исследования, аналогии и умело разбирался в основных науках. По усуль аль-фикху он написал книгу, подобной которой прежде него никто не написал. Абу Бакр аль-Каффаль сообщил в своей книге по науке усуль аль-фикха, что Абу Бакр ас-Сайрафи лучше всех людей после имама аш-Шафии разбирался в науке усуль аль-фикха, и он первый из наших соратников, кто взялся за науку об условиях и написал по ней книгу, в которой всё великолепно изложил».

Так вот, имам Абу Бакр ас-Сайрафи по достоинству оценил вклад имама аль-Ашари в победу над мутазилитами.

От Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада ибн Язида передаётся, что имам Абу Бакр ас-Сайрафи (умер в 330 г. х.) сказал:

أخبرنا الشيخ أبو الحسن علي بن أحمد المالكي قال نا الشيخ أبو منصور محمد بن عبد الملك الشافعي قال أنا أحمد بن علي بن ثابت الحافظ حدثني محمد بن علي الصوري قال سمعت عبد الغني بن سعيد الحافظ يقول سمعت أبا الحسن علي بن محمد بن يزيد يقول سمعت أبا بكر بن الصيرفي يقول كانت المعتزلة قد رفعوا رؤسهم حتى أظهر الله تعالى الأشعري فحجزهم في أقماع السمسم

«Мутазилиты высоко держали голову, пока Аллах не ниспослал имама аль-Ашари, который загнал их в стебельки кунжутного растения». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 218. Дару-т-Таква)

 

4. Абу Исхак аль-Марвази (умер в 340 г. х.) – имам шафиитов своего времени. Он был наиболее приближённым и великим учеником Ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии: Абу Исхак аль-Марвази – Абуль-Аббас ибн Сурейдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби сказал о нём в труде «Сияр» (15/429):

الإمام الكبير ، شيخ الشافعية ، وفقيه بغداد أبو إسحاق إبراهيم بن أحمد المروزي ، صاحب أبي العباس بن سريج ، وأكبر تلامذته . اشتغل ببغداد دهرا ، وصنف التصانيف ، وتخرج به أئمة كأبي زيد المروزي ، والقاضي أبي حامد أحمد بن بشر المروروذي مفتي البصرة ، وعدة .

«Великий имам, шейх шафиитов, факих Багдада Абу Исхак Ибрахим ибн Ахмад аль-Марвази, сподвижник Абуль-Аббаса ибн Сурейджа и самый видный его ученик. Он работал в Багдаде долгое время, писал книги. Под его руководством сформировались такие имамы, как Абу Зейд аль-Марвази и Кади Абу Хамид Ахмад ибн Бишр аль-Марвазури – муфтий Басры».

Имам аль-Хатыб аль-Багдади сказал о нём в книге «Тарих Багдад» (6/498):

أحد الأئمة من فقهاء الشافعيين، شرح المذهب، ولخصه، وأقام ببغداد دهرا طويلا، يدرس ويفتي، وأنجب من أصحابه خلق كثير، ثم انتقل في آخر عمره إلى مصر، فأدركه أجله بها، وإليه ينسب درب المروزي الذي في قطيعة الربيع.

«Шафиитский имам, разъяснявший мазхаб. Он жил в Багдаде долгое время, преподавал и выносил фетвы, выпустил множество учеников. К концу жизни переехал в Египет и там принял смерть. Улица аль-Марвази, которая находится в районе ар-Раби, названа в его честь».

Кади Ибн Халикан сказал о нём в книге «Вафаят аль-А’йан» (1/27):

الفقيه الشافعي؛ إمام عصره في الفتوى والتدريس، أخذ الفقه عن أبي العباس بن سريج وبرع فيه، وانتهت إليه الرياسة بالعراق بعد ابن سريج، وصنف كتبا كثيرة، وشرح مختصر المزني

«Шафиитский факих, имам своего времени в выдаче фетв и преподавании. Он обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурейджа и преуспел в этом. После ибн Сурейджа он возглавил шафиитов в Ираке. Составил множество книг и прокомментировал “Мухтасар” аль-Музани».

Абу Исхак аль-Марвази был главным учеником имама Абуль-Аббаса ибн Сурейджа.

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади сказал в труде «Тарих Багдад» (13/260) в биографии имама аль-Ашари:

وكان يجلس أيام الجمعات في حلقة أبي إسحاق المروزي الفقيه من جامع المنصور.

«По пятничным дням он (аль-Ашари) присутствовал на собраниях Абу Исхака аль-Марвази, факиха соборной мечети аль-Мансур».

От имама Абу Исхака аль-Исфарайини передаётся, что Абуль-Хасан аль-Ашари не только получал знания о фикхе у Абу Исхака аль-Марвази, но и сам преподавал науку каляма имаму аль-Марвази.

Хафиз Ибн ас-Салях (577–643 гг. х) сказал в труде «Табакат фукаха Шафиийя» (2/604):

وحكى الشيخ أبو محمد الجويني والد إمام الحرمين في ” شرحه لرسالة الشافعي ” عن الأستاذ أبي إسحاق الإسفراييني قال: دخل أبو الحسن الأشعري العراق وكان يقرأ على أبي إسحاق المروزي الفقه وهو يقرأ على أبي الحسن الكلام

«Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни – отец имама аль-Харамайна – передал в своём толковании к “Рисаля аш-Шафии” слова устаза Абу Исхака аль-Исфараини: “Абуль-Хасан аль-Ашари прибыл в Ирак и стал брать уроки по фикху у шейха Абу Исхака аль-Марвази, а тот, в свою очередь, брал уроки по каляму у Абуль-Хасана”».

 

5. Абу Сахль ас-Су’люки (296–369 гг. х.) – имам шафиитов Хорасана. Его иснад до имама аш-Шафии: Абу Сахль ас-Су’люки – Ибн Хузейма – аль-Музани – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби так описал Абу Сахля ас-Су’люки в труде «Сияр» (16/235):

الإمام العلامة ذو الفنون أبو سهل محمد بن سليمان بن محمد بن سليمان بن هارون الحنفي العجلي الصعلوكي النيسابوري ، الفقيه الشافعي ، المتكلم ، النحوي ، المفسر ، اللغوي ، الصوفي ، شيخ خراسان . قال الحاكم : هو حبر زمانه ، وبقية أقرانه ، ولد سنة ست وتسعين ومائتين وأول سماعه في سنة خمس وثلاثمائة واختلف إلى ابن خزيمة ، ثم اختلف إلى أبي علي محمد بن عبد الوهاب الثقفي ، وناظر وبرع ، ثم استدعي إلى أصبهان ، فلما بلغه نعي عمه أبي الطيب الصعلوكي ، خرج في الخفية حتى قدم نيسابور في سنة سبع وثلاثين ، ثم نقل أهله من أصبهان . أفتى ودرس بنيسابور نيفا وثلاثين سنة . وقال الفقيه أبو بكر الصيرفي : لم ير أهل خراسان مثل أبي سهل . قال الصاحب إسماعيل بن عباد ، ما رأينا مثل أبي سهل ، ولا رأى مثل نفسه . وقال أبو عبد الله الحاكم : أبو سهل مفتي البلدة وفقيهها ، وأجدل من رأينا من الشافعية بخراسان ، وهو مع ذلك أديب ، شاعر ، نحوي ، كاتب عروضي ، صحب الفقراء . قال الشيخ أبو إسحاق في ” الطبقات ” : الصعلوكي من بني حنيفة ، وهو صاحب أبي إسحاق المروزي ، مات في آخر سنة تسع وستين وثلاثمائة وكان فقيها أديبا ، متكلما ، مفسرا ، صوفيا ، كاتبا . عنه أخذ ابنه أبو الطيب وفقهاء نيسابور

«Имам, величайший учёный, овладевший многими науками, Абу Сахль Мухаммад ибн Сулейман ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Харун аль-Ханафи  (из рода Бану Ханиф) аль-Иджли ас-Су’люки ан-Нейсабури, шафиитский факих, мутакаллим, грамматист, толкователь Корана, языковед, суфий, шейх Хорасана.

Аль-Хаким сказал о нём: “Он был океаном знаний своего времени – последним из своих сверстников. Родился в 296 году. Начал слушать хадисы в 305 году и посещал уроки ибн Хузеймы, затем посещал уроки Абу Али Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ас-Сакафи, дискутировал (о научных вопросах) и понаторел в этом. После этого он был приглашён в Асбахан. Когда весть о смерти его дяди Абу Тайиба ас-Су’люки дошла до него, он тайно отправился в Нишапур в 37 году. А затем и его семья переехала из Асбахана. Он выносил фетвы и преподавал в Нишапуре тридцать с чем-то лет”.

Факих Абу Бакр ас-Сайрафи сказал о нём: “Жители Хорасана не видали подобного Абу Сахлю”.

Ас-Сахиб Исмаил ибн Аббад сказал о нём: “Мы не видели подобного Абу Сахлю и он сам не видел подобного себе”.

Шейх Абу Исхак сказал в труде “Табакат”: “Ас-Су’люки из племени Ханифа был спутником Абу Исхака аль-Марвази, умер в конце 369 года. Он был правоведом, литератором, мутакаллимом, толкователем Корана, суфием, писателем. У него обучался его сын Абу Тайиб, а также факихи Нишапура”».

Абу Сахль ас-Су’люки был в таких близких отношениях с Абуль-Хасаном аль-Ашари, что они вместе устраивали собрания для диспутов с мутазилитами.

От Абу Амра ар-Разджахи передаётся, что имам Абу Сахль ас-Су’люки аш-Шафии (296–369 гг. по хиджре) сказал:

قال سمعت الفقيه أبا عمرو محمد بن عبد الله الرزجاهي رحمه الله قال سمعت الأستاذ الإمام أبا سهل محمد بن سليمان الصعلوكي رحمه الله يقول : حضرنا مع الشيخ أبي الحسن الأشعري رضي الله عنه مجلس علوي بالبصرة ، فناظره المعتزلة خذلهم الله تعالى ، وكانوا كثيرا ، حتى أتى على الكل فهزمهم ، كلما انقطع واحد أخذ الآخر ؛ حتى انقطعوا عن آخرهم ، فعدنا في المجلس الثاني ، فما عاد أحد ، فقال بين يدي العلوي: يا غلام ، اكتب على الباب:  فروا

«Мы вместе с шейхом Абу аль-Хасаном аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, посетили собрание ‘Аляви в Басре, и он дискутировал там с мутазилитами, да оставит их Аллах без помощи! Их было много, а имам аль-Ашари дискутировал с каждым из них поочерёдно и одолевал их всех. Каждый раз, как прекращал говорить один его оппонент, на его место становился другой, пока все они не закончились. Когда мы пришли на второе собрание, то на него не явился ни один из них. Тогда он перед ‘Аляви сказал: “О юноша! Напиши на дверях: они убежали”».   (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 218. Дару-т-Таква)

 

6. Абу Абдуллах ибн Хафиф (276–371 гг. х.) – факих шафиитов. Также он был учеником ибн Сурайджа. Его иснад до имама аш-Шафии: Ибн Хафиф – Абуль-Аббас ибн Сурайдж – Абуль-Касим аль-Анматы – аль-Музани и Раби’ ибн Сулейман аль-Муради – аш-Шафии.

Хафиз аз-Захаби в труде «Сияр» (16/346) сказал об имаме Абу Абдуллахе ибн Хафифе:

الشيخ الإمام العارف الفقيه القدوة ، ذو الفنون أبو عبد الله محمد بن خفيف بن اسفكشار الضبي الفارسي الشيرازي ، شيخ الصوفية . وتفقه على أبي العباس بن سريج . قال السلمي : أقام بشيراز ، وأمه نيسابورية ، وهو اليوم شيخ المشايخ ، وتاريخ الزمان ، لم يبق للقوم أقدم منه ، ولا أتم حالا ، صحب رويم بن أحمد ، وابن عطاء ، ولقي الحلاج ، وهو من أعلم المشايخ بعلوم الظاهر ، متمسك بالكتاب والسنة ، فقيه شافعي . قلت : قد كان هذا الشيخ قد جمع بين العلم والعمل ، وعلو السند ، والتمسك بالسنن ، ومتع بطول العمر في الطاعة .

«Шейх, имам, познавший Аллаха, факих, образец для подражания, овладевший многими науками, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Хафиф ибн Исфикшар ад-Дабий аль-Фарисий, аш-Ширази, шейх суфиев. Он обучался фикху у Абуль-Аббаса ибн Сурейджа.

Ас-Сулями сказал: «Он проживал в Ширазе, а мать его была родом из Нишапура. На сегодняшний день он является шейхом шейхов, целой историей, а среди людей не осталось более продвинутого человека, чем он, и более высокого по своему положению. Он был спутником Рувайма ибн Ахмада и ибн Ата. Встречался с Халяджем. Он лучше всех шейхов знал явные науки (науки шариата), крепко держался Корана и Сунны и был шафиитским факихом».

Я – аз-Захаби – скажу: «Таким и был этот шейх. Он обладал знаниями и действовал в соответствии с ними, а также передавал хадисы по надёжным цепочкам передач и придерживался Сунны. Он был одарён долгой жизнью в подчинении Аллаху!».

Ибн Хафиф рассказал интересный случай о его знакомстве с имамом аль-Ашари.

Кади Абу Бакр аль-Бакиллани (338–403 гг. х.) передаёт, что имам Абу Абдуллах ибн Хафиф (276–371 гг. х.) сказал:

أخبرنا الشيخ أبو المظفر أحمد بن الحسن الشعري أنا أبوالفضل محمد بن علي بن أحمد البسطامي قال وسمعت القاضي أبا بكر محمد بن الحسين الإسكافي قال وسمعت القاضي أبا بكر محمد بن الطيب بن محمد الأشعري رحمه الله يقول سمعت أبا عبد الله بن خفيف يقول: دخلت البصرة ، وكنت أطلب أبا الحسن الأشعري رحمه الله ، فأرشدت إليه ، وإذا هو في بعض مجالس النظر ، فدخلت فإذا ثم جماعة من المعتزلة ، فكانوا يتكلمون ، فإذا سكتوا وأنهوا كلامهم ، قال لهم أبو الحسن الأشعري لواحد واحد: قلت كذا وكذا ، والجواب عنه كذا وكذا إلى أن يجيب الكل ، فلما قام خرجت في أثره ، فجعلت أقلب طرفي فيه ، فقال: أيش تنظر؟ فقلت: كم لسان لك وكم أذن لك وكم عين لك ، فضحك ، فقال لي: من أين أنت؟ قلت: من شيراز، وكنت أصحبه بعد ذلك.

«Я прибыл в Басру и искал Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, и мне показали дорогу к нему. Я застал его на дискуссионном собрании. Когда я вошёл туда, то нашёл группу мутазилитов, которые вели с ним разговор. Они замолчали, и Абуль-Хасан аль-Ашари начал говорить с каждым из них поочерёдно: “Ты сказал так-то и так-то, а ответ этому будет такой-то и такой-то”, и так продолжалось, пока он не ответил каждому. Когда он вышел с собрания, я последовал за ним и стал разглядывать его. Тогда он спросил: “Что ты смотришь?”, а я ответил: “Сколько у тебя языков, сколько ушей и сколько глаз?”. Тогда он рассмеялся и спросил: “Откуда ты?”, я сказал: “Из Шираза”. После этого я стал его спутником». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 219. Дару-т-Таква)

Также ученики имама Абу Абдуллаха ибн Хафифа (276–371 гг. по хиджре) передали, что он рассказывал следующее:

وأخبرنا الشيخ أبو عبد الله محمد بن الفضل بن أحمد الفقيه الفراوي أنا الأستاذ أبو القاسم عبد الكريم بن هوزان القشيري قال سمعت الشيخ أبا عبد الله محمد بن عبد الله بن عبيد الله الشيرازي الصوفي يقول سمعت بعض أصحاب أبي عبد الله بن خفيف يقول سمعت أبا عبد الله بن خفيف يقول: دخلت البصرة في أيام شبابي لأرى أبا الحسن الأشعري لما بلغني خبره ، فرأيت شيخا بهي المنظر، فقلت له: أين منزل أبي الحسن الأشعري؟ فقال: وما الذي تريد منه؟ فقلت: أحب أن ألقاه، فقال: ابتكر غدا إلى هذا الموضع . قال: فابتكرت ، فلما رأيته تبعته ، فدخل دار بعض وجوه البلد ، فلما أبصروه أكرموا محله ، وكان هناك جمع من العلماء ومجلس نظر ، فأقعدوه في الصدر، ثم إنه سأل بعضهم مسألة ، فلما شرع في الكلام ودخل هذا الشيخ ، فأخذ يرد عليه ويناظره حتى أفحمه ، فقضيت العجب من علمه وفصاحته ، فقلت لبعض من كان عندي: من هذا الشيخ؟  فقال: أبو الحسن الأشعري. فلما قاموا تبعته ، فالتفت إلي وقال: يا فتى كيف رأيت الأشعري؟ فخدمته ، وقلت: يا سيدي؛ كما هو في محله ، ولكن مسألة ، فقال : ما هي؟ فقلت: مثلك في فضلك وعلو منزلتك كيف لم تسأل ويسأل غيرك؟  فقال إنا لا نكلم هؤلاء ابتداء ، ولكن إذا خاضوا في ذكر ما لا يجوز في دين الله رددنا عليهم بحكم ما فرض الله سبحانه وتعالى علينا من الرد على مخالفي الحق.

«В дни своей молодости я прибыл в Басру, чтобы увидеть Абуль-Хасана аль-Ашари после того, как весть о нём дошла до меня. Я встретил шейха красивой внешности и спросил у него: “Где находится дом Абуль-Хасана аль-Ашари?”, он ответил: “А что ты хочешь от него?”, я сказал: “Я хочу увидеться с ним”. Он же сказал: “Завтра пораньше приходи на это место”. Я прибыл на то место пораньше, и когда увидел того шейха, то последовал за ним, пока он не вошёл в дом неких знатных горожан, а когда они увидели его, то проявили почтение к его статусу. Там была группа учёных и дискуссионное собрание. Они усадили его посредине. Он задал им какой-то вопрос и принялся говорить, как вдруг зашёл шейх (то есть имам аль-Ашари) и стал опровергать его и дискутировать, пока не заставил его замолчать. Я очень удивился его (аль-Ашари) знаниям и красноречию и спросил у тех, кто был рядом со мной: “Кто этот шейх?”, на что они ответили: “Абуль-Хасан аль-Ашари”. Когда люди разошлись, я последовал за ним (за имамом аль-Ашари), а он обернулся ко мне и сказал: “О юноша! Что ты думаешь об аль-Ашари?”, а я отвечал, стараясь угодить: “О мой господин! Думаю, он соответствует своему положению, однако вопрос…”, он спросил: “Какой?”, я ответил: “Почему они не спрашивают равного тебе по статусу и степени, а спрашивают у кого-то помимо тебя?”, на что он сказал: “Мы изначально не разговариваем с этими! Однако если они пускаются в разговоры о том, что не дозволяется в религии Аллаха, то мы опровергаем их согласно решению, которым нас обязал Аллах (Свят Он и Велик) – опровергать тех, кто противоречит истине”». (Ибн Асакир, «Табйин казиби-ль муфтари», с. 219-220. Дару-т-Таква)

 

7. Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили (277–371 гг. х.) – имам, мухаддис, шейх-уль-Ислам.

Имам Абу Бакр аль-Исмаили сказал:

أعاد الله تعالى هذا الدين بعدما ذهب يعني أكثره بأبي الحسن الأشعري وأحمد بن حنبل وأبي نعيم الأستراباذي

“Всевышний Аллах восстановил эту религию посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Нуайма аль-Истарабази после того как она — то есть большая её часть — ушла”». (Аз-Заркаши, «Ташниф аль-Масами», 4/849; Ибн Асакир, «Тарих Димашк», 37/99)

Имам аль-Ашари заслужил столь высокую оценку своего современника, шейх уль-Ислама Абу Бакра аль-Исмаили. А ведь имам аль-Исмаили безусловно был из авторитетнейших имамов своего времени.

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. по хиджре) сказал о нём в книге «Табакат Шафиийин» (с. 305):

أبو بكر الإسماعيلي الجرجاني الفقيه الإمام الحافظ، أحد كبراء الشافعية فقها، وحديثا، وتصنيفا

«Абу Бакр аль-Исмаили аль-Джурджани – факих, имам, хафиз, один из великих шафиитов в фикхе, хадисе и написании книг».

Имам аль-Хаким (321–405 гг. по хиджре) сказал о нём:

 قال الحاكم : كان الإسماعيلي واحد عصره , وشيخ المحدثين والفقهاء , وأجلهم في الرئاسة والمروءة والسخاء , ولا خلاف بين العلماء من الفريقين وعقلائهم في أبي بكر .

«Аль-Исмаили был уникальным учёным своего времени, шейхом мухаддисов и факихов, самым достойнейшим из них. Среди учёных не было разногласий относительно него». («Сияр а’лям ан-нубаля», 12/314).

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Хафиз Ибн Асакир, приведя похвалу имамов в адрес Абуль-Хасана аль-Ашари, сказал в книге «Табйин казиби-ль муфтари» (с. 274):

فكفى أبا الحسن فضلا أن يشهد بفضله مثل هؤلاء الأئمة وحسبه فحرا أن يثني عليه الأماثل من علماء الأمة ولا يضره قدح من قدح فيه لقصور الفهم ودناءة الهمة ولم يبرهن على ما يدعيه في حقه إلا بنفس الدعوى ومجرد التهمة

«Достаточно для Абуль-Хасана достоинства в том, что его заслуги засвидетельствовали подобные имамы, и достаточно для него гордости в том, что его хвалили одни из достойнейших учёных этой общины. Его репутации не вредит осуждение некоторых людей, которые имеют изъян в понимании и занимаются низменной деятельностью. Они не аргументируют его осуждение ничем, кроме самих этих осуждений и простых обвинений».

Великий толкователь Корана, хафиз Ибн Касир в книге «Табакат Шафи’ийин» (с. 698) высказал похвалу высказался о книге Ибн Асакира «Табйин казиб аль-муфтари»:

تبيين كذب المفتري على الشيخ ابي الحسن الاشعري مجلد ذكر ترجمة حسنة للاشعري وطبقات اصحابه الى زمانه ، وذكر اعتقاده من كتابه الابانة وغيرها من الكتب التي صار اليها الاشعري بعد رجوعه عن الاعتزال ونزوعه الى طريقة اهل السنة والاعتدال ، ورد فيه على من رماه بالعظائم ، وبين مناقبه ومآثره على الفضائل والعزائم

«[Хафиз Ибн Асакир] дал в “Табйин кязиб аль-муфтари аля шейх Аби аль-Хасан аль-Ашари” хорошую биографию аль-Ашари и его сторонников вплоть до современности. Также он перечислил его убеждения из книги “Аль-Ибана” и других книг, к которым пришёл аль-Ашари после своего покаяния в мутазилизме и стремлении к прямому пути Ахлю-Сунна, и опроверг в ней того, кто обвинял его в больших грехах. Также упомянул в ней его достойные качества и то, что показывает его достоинства и намерения».

Ибн Касир включил имама Абуль-Хасана аль-Ашари в число учёных, которые придерживались шафиитского мазхаба. О причинах этого он сообщил в книге «Табакат Шафи’ийин» (с. 212):

وقد أطنب الحافظ الكبير أبو القاسم ابن عساكر ، رحمه الله ، في ترجمة الأشعري ، وبالغ وأفاد فجمع مجلدا في ذلك ، وذكر من ينسب إلى مذهبه من العلماء من بعده ، فذكر عامتهم من الشافعية ، وهذا هو الذي حملني على ذكره في طبقات الشافعية ، ليعرف زمانه وفضله ومحله ، والله يرحمه آمين

«Великий хафиз Абуль-Касим ибн Асакир, да смилуется над ним Аллах, многословно передал биографию аль-Ашари. Он принёс огромную пользу и составил целый том о нём. Он перечислил, какие учёные относили себя к имаму аль-Ашари после его смерти. И большинство из них были шафиитами. Это то, что подвигло меня к упоминанию аль-Ашари в разделе об уровнях учёных шафиитов, чтобы [люди] знали о его эпохе, его достоинстве и положении, да смилуется над ним Аллах. Амин».

После всего вышеперечисленного, вы узнали, что у имама Абуль-Хасана аль-Ашари была тесная взаимосвязь с шафиитскими имамами. Они были лояльны к имаму аль-Ашари. Имам получал знания у шафиитов, а шафииты получали знания у него. Последующее поколение имамов шафиитов стали относить свою акыду к нему, и таким образом абсолютное большинство шафиитов стали ашаритами. И это положение, вот уже 1117 лет, сохраняется по сей день.

И вся хвала Аллаху, Господу Миров.

 

[1] Категория факихов, способных выводить новые появившиеся вопросы и отвечать на них посредством усуля своего мазхаба или по аналогии со старыми вопросами, на которые уже ответил основатель их мазхаба.

Похожие материалы