Можно ли говорить, что Аллах везде?

Один из постулатов вероубеждения Ахлю-Сунна валь-Джама’а заключается в том, что Всевышний Аллах существует без привязки к месту и не ограничен в пространстве каким-либо образом.

Имам Абуль-Хасан аль-Ашари (260–324 гг. х) сказал:

فقل : كان ولا مكان ، فخلق العرش والكرسي ، ولم يحتج إلى مكان ، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه

«Был Аллах, и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси и по прежнему не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остался таким же, каким был до его сотворения». (Передал Ибн Асакир в «Табйин»)

Имам Абу Джафар ат-Тахави (229–321 гг. х.) сказал:

وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть заключённым в какие-то рамки или иметь части, конечности или органы. Он не пребывает в шести сторонах света, как всё сотворенное». («Акыда ат-Тахавия»)

В этом вопросе также существует две крайности:

1. убеждение, что Аллах находится на Троне. Это исповедуют современные псевдосалафиты (ваххабиты). Многие из них говорят, что Аллах именно сидит на Троне;

2. убеждение, что Аллах находится везде, повсюду. Это убеждение исповедовали джахмиты и некоторые псевдосуфии. И среди людей распространилось выражение «Аллах везде», и его начали употреблять простолюдины. Возможно, кто-то вкладывает в него тот смысл, что Аллах пребывает везде Своим Знанием и Могуществом, а кто-то верит именно в вездесущность Аллаха.

Однако удивительно то, что ваххабиты стали приписывать ашаритам убеждение о вездесущности Аллаха. Якобы ашариты говорят, что Аллах везде.

Например, псевдосалафитский шейх Абдур-Рахман Аль-Баррак написал в своём комментарии к книге «Фатхуль-Бари» (7/492):

 فإن من ذهب إلى ذلك من الأشاعرة وغيرهم ينفون عن الله عز وجل عندية المكان ….. لأنه تعالى بزعمهم في كل مكان.

«И те из ашаритов и представителей других течений, кто последовал этому, отрицали наличие места у Аллаха… потому что Аллах, по их мнению, находится в каждом месте».

То же самое говорит другой шейх псевдосалафитов Абдуллах аль-Гунайман в своём комментарии к разделу «Книга Единобожия» из «Сахих» аль-Бухари.

«Пречист Ты [о Аллах]! А это — великая клевета». (Коран, 24:16)

Чтобы опровергнуть это несправедливое обвинение, достаточно открыть любую книгу по вероубеждению Ахлю-Сунна, принадлежащую перу учёного-ашарита. Далее мы приведём высказывания ашаритских учёных по этому поводу.

Имам Абуль-Хасан аль-Ашари (260–324 гг. х.) сказал в книге «Аль-Ибана» (стр. 91):

وزعمت المعتزلة والحرورية والجهمية أن الله في كل مكان، فلزمهم أنه في بطن مريم والحشوش والأخلية، وهذا خلاف الدين، تعالى الله عن قولهم

«Мутазилиты, хуруриты и джахимиты заявили, что Аллах находится везде, и из их слов вытекает, что Он и в утробе Марьям, и в выкидыше, и в отхожих местах – всё это противоречит самой религии Ислам, Аллах выше их слов Своим совершенным Величием».

Имам Ибн Фурак аль-Асбахани (ум. в 406 г. х.) в своей книге «Мушкилюль-Хадис» писал (с. 63):

اعلم أن الثلجي كان يذهب مذهب النجار في القول بأن الله في كل مكان وهو مذهب المعتزلة، وهذا التأويل عندنا منكر من أجل أنه لا يجوز أن يقال إن الله تعالى في مكان أو في كل مكان

«Знай, что ас-Сальджий был приверженцем секты “ан-наджар” во мнении, что Аллах в каждом месте (везде), а это мнение мутазилитов. И такое толкование считается у нас порицаемым, потому что непозволительно говорить, что Аллах в [каком-либо] месте или во всех местах (везде)».

Также Ибн Фурак сказал о тех, кто подразумевает под этим Всезнание Аллаха:

فمتى ما رجعوا في معنى إطلاق ذلك إلى العلم والتدبير كان معناهم صحيحًا واللفظ ممنوعًا

«И когда они берут для этого выражения значение “знание” и “правление”, то смысл, который они вкладывают, правильный, но само выражение запрещено».

Имам Абу Бакр аль-Байхаки аш-Шафии (384–458 гг. х.) говорит в книге «Аль-И’тикад» (с. 114) в главе об истава, приведя аяты и хадисы по теме:

وَالْأَخْبَارُ فِي مِثْلِ هَذَا كَثِيرَةٌ، وَفِيمَا كَتَبْنَا مِنَ الْآيَاتِ دَلَالَةٌ عَلَى إِبْطَالِ قَوْلِ مَنْ زَعَمَ مِنَ الْجَهْمِيَّةِ أَنَّ اللَّهَ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى بِذَاتِهِ فِي كُلِّ مَكَانٍ، وَقَوْلُهُ عَزَّ وَجَلَّ {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ}، إِنَّمَا أَرَادَ بِهِ بِعِلْمِهِ لَا بِذَاتِهِ

«Сообщений, подобных этому, много, и в упомянутых нами аятах указание на несостоятельность слов джахмитов о том, что Аллах Своей сущностью пребывает в каждом месте, и под словами Аллаха “Он с вами, где бы вы ни находились” подразумевается, что Аллах пребывает везде Своим знанием (то есть знает всякую вещь), но не Своей сущностью».

Имам Абу Хамид аль-Газали сказал в своей книге «Аль-Арба’ин фи Усулид-Дин» (с. 198)::

 فمنه غلط من قال: إنه في كل مكان. وكل من نسبه إلى مكان أو جهة فقد زلّ فضلّ، ورجع غاية نظره إلى التصرف في محسوسات البهائم، ولم يجاوز الأجسام وعلائقها. وأول درجات الإيمان مجاوزتها، فبه يصير الإنسان إنسانًا فضلاً عن أن يصير مؤمنًا

«Ошиблись те, кто сказали об Аллахе: “Поистине, Он в каждом месте (везде)”. Каждый, кто приписал Аллаху место или направление – оступившийся и заблудший. Всё своё мышление он подчинил произволу животных инстинктов и не отошёл от ложных представлений приписывания Богу тела и всего телесного. А ведь первая ступень веры обязательно предполагает уход от этих представлений. Тем самым человек становится человеком [распоряжающимся своим разумом], помимо того, что он становится верующим».

Имам Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (600–671 гг. х.) сказал в своем тафсире (5/379), комментируя слова Аллаха «Он вместе с ними» (4:108):

وَمَعْنَى (وَهُوَ مَعَهُمْ) أَيْ بِالْعِلْمِ وَالرُّؤْيَةِ وَالسَّمْعِ، هَذَا قَوْلُ أَهْلِ السُّنَّةِ. وَقَالَتِ الْجَهْمِيَّةُ وَالْقَدَرِيَّةُ وَالْمُعْتَزِلَةُ: هُوَ بِكُلِّ مَكَانٍ، تَمَسُّكًا بِهَذِهِ الْآيَةِ وَمَا كَانَ مِثْلَهَا، قَالُوا: لَمَّا قَالَ (وَهُوَ مَعَهُمْ) ثَبَتَ أَنَّهُ بِكُلِّ مَكَانٍ، لِأَنَّهُ قَدْ أَثْبَتَ كَوْنَهُ مَعَهُمْ تَعَالَى اللَّهُ عَنْ قَوْلِهِمْ، فَإِنَّ هَذِهِ صِفَةُ الْأَجْسَامِ وَاللَّهُ تَعَالَى مُتَعَالٍ عَنْ ذَلِكَ أَلَا تَرَى مُنَاظَرَةَ بِشْرٍ فِي قَوْلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ: (مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوى ثَلاثَةٍ إِلَّا هُوَ رابِعُهُمْ) حِينَ قَالَ: هُوَ بِذَاتِهِ فِي كُلِّ مَكَانٍ فَقَالَ لَهُ خَصْمُهُ: هُوَ فِي قَلَنْسُوَتِكَ وَفِي حَشْوِكَ وَفِي جَوْفِ حِمَارِكَ. تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يَقُولُونَ!

«И смысл слов: “Он вместе с ними” в том, что Он вместе с ними знанием, зрением и слухом. Это слово Ахлю Сунны. Джахмиты, кадариты и мутазилиты сказали: “Он в каждом месте”, придерживаясь подобных аятов. Они сказали: “Когда Всевышний сказал “Он вместе с ними“, стало известно, что Он в каждом месте, потому что Он утвердил Своё пребывание вместе с ними”, пречист Аллах от их слов, поистине, это телесное качество, а Аллах пречист от этого.

Не видел ли ты дискуссию Бишра относительно слов Аллаха “Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым” [который сказал]: “Он Своей сущностью в каждом месте”. А его оппонент сказал ему: “Он в твоей тюбетейке, в тебе, внутри твоего осла?!”.

Пречист Аллах от того, что они говорят».

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал в своём тафсире (3/240):

وقوله: ( وَهُوَ اللَّهُ فِي السَّمَاوَاتِ وَفِي الأرْضِ يَعْلَمُ سِرَّكُمْ وَجَهْرَكُمْ وَيَعْلَمُ مَا تَكْسِبُونَ ) اختلف مفسرو هذه الآية على أقوال، بعد الاتفاق على تخطئة قول الجَهْمِيَّة الأول القائلين بأنه – تعالى عن قولهم علوًا كبيرًا- في كل مكان

«Что касается слов Всевышнего “Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете” (Коран, 6:3), то толкователи Корана разошлись во мнениях относительно этого аята, в то время как они единогласны в ошибочности слов джахмитов о том, что Всевышний – который пречист от того, что они говорят – находится в каждом месте (то есть везде)».

Таким образом, мы показали, что ашариты ясным текстом говорят, что убеждение о вездесущности Аллаха является заблуждением и абсурдом.

«Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». (Коран, 17:81)

Хвала Аллаху.

Похожие материалы