Наше чтение Корана сотворено?

Предисловие

Коран – это речь Аллаха, а речь Аллаха – предвечный атрибут, и он не сотворён. Это убеждение Ахлю-Сунна валь-Джамаа: ашаритов и матуридитов.

Одним из наиболее распространённых видов лжи об ашаритах является утверждение ваххабитов, будто ашариты говорят, что Коран сотворён, то есть предвечный атрибут Аллаха – речь – сотворён. После того как они приписали это убеждение ашаритам, они обозвали их джахмитами, а затем обвинили в неверии. Таким образом, они сначала приписали ашаритам это заблуждение, а затем на этом основании объявили их неверными.

Нет сомнений, что это наглая ложь и клевета, ведь ашариты, все, как один, утверждают обратное. Откуда же взялось это обвинение?

Джахмиты и мутазилиты утверждали, что Коран сотворён, имея в виду именно атрибут Аллаха – речь. Учёные-саляфы утверждали, что Коран – не сотворён.

Некоторые из учёных-саляфов, в числе которых был и имам Абу Ханифа, ввели в оборот утверждение, что наше чтение Корана сотворено.

Имам Абу Ханифа сказал в книге «Аль-Фикх аль-Акбар» (Хинд: 1399, стр. 2):

والقرآن كلام الله تعالى في المصاحف مكتوب, وفي القلوب محفوظ وعلى الألسن مقروء, وعلى النبي عليه الصلاة والسلام منزّل, ولفظنا بالقرآن مخلوق وكتابتنا له مخلوقة وقرائتنا له مخلوقة والقرآن غير مخلوق

«Коран – это речь Всевышнего Аллаха, записанная на страницах (мусхафах), сохранённая в сердцах, произносимая языками, ниспосланная Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Наше выражение Корана сотворено, наше чтение Корана сотворено, а сам Коран не сотворён».

Процесс чтения, произносимые нами звуки, а также напечатанный мусхаф (бумага и чернила) – всё это сотворено. А сам Коран как речь Аллаха не сотворён.

Об имаме Абу Ханифе ещё в ту эпоху распространилась недостоверная информация, что он якобы утверждал, будто Коран сотворён. Однако это была клевета.

Хафиз аль-Байхаки (384–458 гг. х.) передал в своей книге «Аль-Асма ва Сифат» (стр. 243):

وَقَرَأْتُ فِي كِتَابِ أَبِي عَبْدِ الْلَّهِ مُحَمَّدِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ يُوسُفَ بْنِ إِبْرَاهِيمَ الدَّقَّاقِ بِرِوَايَتِهِ عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ أَبِي صَالِحٍ الْهَمَذَانِيُّ , عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ أَيُّوبَ الرَّازِيِّ , قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ سَابِقٍ , يَقُولُ: سَأَلْتُ أَبَا يُوسُفَ , فَقُلْتُ: أَكَانَ أَبُو حَنِيفَةَ يَقُولُ الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ؟ , قَالَ: مَعَاذَ اللَّهِ , وَلَا أَنَا أَقُولُهُ , فَقُلْتُ: أَكَانَ يَرَى رَأْيَ جَهْمٍ؟ فَقَالَ: مَعَاذَ اللَّهِ وَلَا أَنَا أَقُولُهُ ” رُوَاتُهُ ثِقَاتٌ

«Я прочёл в книге Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Мухаммада ибн Юсуфа ибн Ибрахима ад-Дакъакъа слова, переданные им от аль-Касима ибн Аби Солиха аль-Хамазанийя, а им – от Мухаммада ибн Айюба ар-Рази: “Я слышал, как Мухаммад ибн Сабика сказал: “Я спросил у Абу Юсуфа, исповедовал ли Абу Ханифа утверждение, что Коран сотворён”. Абу Юсуф отвечал: “Упаси Аллах! И я не исповедую этого”. “А исповедовал ли он мнение Джахма?” “Упаси Аллах! И я не исповедую его””. Передатчики этих слов заслуживают доверия.

وَأَنْبَأَنِي أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ , إِجَازَةً , أنا أَبُو سَعِيدٍ أَحْمَدُ بْنُ يَعْقُوبَ الثَّقَفِيُّ , ثنا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الدَّشْتَكِيُّ , قَالَ: سَمِعْتُ أَبِي يَقُولُ: سَمِعْتُ أَبَا يُوسُفَ الْقَاضِي , يَقُولُ: كَلَّمْتُ أَبَا حَنِيفَةَ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى سَنَةً جَرْدَاءَ فِي أَنَّ الْقُرْآنَ مَخْلُوقٌ أَمْ لَا؟ فَاتَّفَقَ رَأْيُهُ وَرَأْيِي عَلَى أَنَّ مَنْ قَالَ: الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ , فَهُوَ كَافِرٌ قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ رُوَاةُ هَذَا كُلُّهُمْ ثِقَاتٌ

Абу Абдуллах аль-Хафиз рассказал мне в виде иджазы: “Абу Саид Ахмад ибн Якуб ас-Сакафи рассказал нам, что Абдуллах ибн Ахмад ибн Абдуррахман ибн Абдуллах ад-Даштаки рассказал, что слышал, как его отец говорил: “Я слышал, как Абу Юсуф аль-Кади говорит: “Я говорил с Абу Ханифой в неурожайный год о том, является ли Коран сотворённым. Мы оба сошлись на том, что тот, кто скажет, будто Коран сотворён, является кафиром”””. Абу Абдуллах сказал: “Все передатчики этого предания заслуживают доверия”».

Также одним из тех, кто использовал выражение «процесс чтения Корана сотворён» был факих, имам Хусейн ибн Али аль-Карабиси (умер в 248 г. х.), ученик имама аш-Шафии.

Он утверждал, что наше чтение Корана сотворено, и когда это донесли до имама Ахмада, то он сказал, что это новшество.

Причиной же этой позиции имама Ахмада было не то, что имам считал, будто процесс чтения не сотворён, а то, что имам Ахмад на корню обрубал все разговоры об этом, дабы у простых людей не возникло неправильного представления о том, что сам Коран сотворён.

Имам Таджуддин ас-Субки (717–771 гг. х.) сказал в книге «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» (3/299):

قلت: والمروي أنه قيل للكرابيسي: ما تقول في القرآن؟ قال: كلام الله غير مخلوق، فقال له السائل: فما تقول في لفظي بالقرآن؟ فقال: لفظك به مخلوق، فمضى السائل إلى أحمد بن حنبل، فشرح له ما جرى، فقال: هذه بدعة.
والذي عندنا أن أحمد رضي الله عنه أشار بقوله: (هذه بدعة) إلى الجواب عن مسألة اللفظ، إذ ليست مما يعني المرء، وخوض المرء فيما لا يعنيه من علم الكلام بدعة، فكان السكوت عن الكلام فيه أجمل وأولى، ولا يُظنَّ بأحمد رضي الله عنه أنه يدعي أن اللفظ الخارج من بين الشفتين قديم، ومقالة الحسين هذه قد نُقل مثلها عن البخاري، والحارث بن أسد المُحاسبي، ومحمد بن نصر المروزي، وغيرهم. وستكون لنا عودة في ترجمة البخاري إلى الكلام في ذلك.
ونقل أن أحمد لما قال: (هذه بدعة) رجع السائل إلى الحسين، فقال له: تلفُّظُك بالقرآن غير مخلوق، فعاد إلى أحمد فعرَّفه مقالة الحسين ثانيا، فأنكر أحمد أيضا ذلك، وقال: (هذه أيضا بدعة).
وهذا يدلك على ما نقوله، من أن أحمد إنما أشار بقوله: (هذه بدعة) إلى الكلام في أصل المسألة؛ وإلا فكيف ينكر إثبات الشيء ونفيه! فافهم ما قلناه، فهو الحق إن شاء الله تعالى.

وبما قال أحمد نقول، فنقول: الصواب عدم الكلام في المسألة رأسا، ما لم تدع إلى الكلام حاجة ماسة، ومما يدلك أيضا على ما نقوله، وأن السلف لا ينكرون أن لفظنا حادث، وأن سكوتهم إنما هو عن الكلام في ذلك، لا عن اعتقاده،

«Передаётся, что аль-Карабиси спросили: “Что ты говоришь о Коране?”, на что он ответил: “Речь Аллаха, которая не сотворена”. Затем спрашивающий сказал ему: “Что ты скажешь об устном произнесении Корана?”, на что он сказал: “Произнесение Корана тобой – сотворено”. Затем этот спрашивающий отправился к Ахмаду ибн Ханбалю и рассказал ему о том, что произошло, и имам Ахмад сказал: “Это новшество”.

Мы считаем, что имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) под своими словами “Это новшество” имел в виду ответы на вопрос о произнесении Корана, так как этот вопрос никаким боком не касается человека. А углубление человека в вопросы науки калама, которые его не касаются, является новшеством, поэтому молчание в этой тематике правильней и лучше. Но из слов имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) не понимается, будто он считал звук, исходящий из уст, предвечным.

Также подобное изречение аль-Хусейна (аль-Карабиси) передаётся от аль-Бухари, аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасаби, Мухаммада ибн Насра аль-Марвази и других. Вскоре мы вернёмся к разговору об этом – в биографии аль-Бухари.

Передаётся, что когда Ахмад сказал: “Это новшество”, то спрашивающий вернулся к аль-Хусейну (аль-Карабиси), и аль-Хусейн сказал: “Произнесение тобой Корана не сотворено”. Спрашивающий вновь вернулся к Ахмаду и рассказал о том, что сказал аль-Хусейн во второй раз, а Ахмад отверг и это, сказав: “Это тоже новшество”[1].

Это всё говорит о том же, о чем говорим и мы: Ахмад под своими словами “Это новшество” имел в виду погружение в разговоры об этой теме, иначе как он мог утверждать и отрицать одну и ту же вещь одновременно? Пойми же, что мы сказали. Это и есть истина, иншаАллах!

Что говорит Ахмад, то говорим и мы. Мы говорим, что истина в том, чтобы изначально не погружаться в рассуждения на эту тему без крайней необходимости. Мы говорим, что произнесение Корана сотворено и праведные предшественники (саляфы) также не отрицали сотворённость процесса чтения Корана. Они (саляфы) всего лишь не разговаривали на эту тему, но были уверены (в сотворённости произнесения)».

Хафиз ибн Касир (701–774 гг. х.) сказал в книге «Табакат аш-Шафи’ийин» (стр. 133) в биографии Хусейна аль-Карабиси:

وأن أحمد بن حنبل كان تكلم فيه بسبب مسألة اللفظ , وكان هو أيضاً يتكلم في أحمد , فتجنَّب الناس الأخذ عنه لهذا السبب . قلت : الذي رأيت عنه أنه قال كلام الله غير مخلوق من كل الجهات إلا أن لفظي بالقرآن مخلوق , ومن لم يقلْ : إن لفظي بالقرآن مخلوق فهو كافر . وهذا هو المنقول عن البخاري وداود بن على الظاهري , وكان الإمام أحمد يسدُّ في هذا البابَ لأجل حسم مادة القول بخلق القرآن

«Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о нем из-за вопроса произнесения Корана. (Аль-Карабиси) тоже говорил об Ахмаде из-за этого, и люди старались не учиться у аль-Карабиси по этой причине. Я же скажу: “Что я знаю от него (аль-Карабиси), так это то, что он считает, что речь Аллаха не сотворена во всех отношениях, и только произнесение Корана является сотворённым. Тот же, кто не говорит, что произнесение Корана сотворено, неверующий. Это передаётся от аль-Бухари и Дауда ибн Али аз-Захири. А имам Ахмад лишь закрывал врата к данной теме, чтобы обрубить любые пути, ведущие к мнению о сотворённости Корана”».

Хафиз аз-Захаби (673–748 гг. х.) сказал в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» (12/82) в конце биографии аль-Карабиси:

ولا ريب أن ما ابتدعه الكرابيسي ، وحرره في مسألة التلفظ ، وأنه مخلوق هو حق ، لكن أباه الإمام أحمد لئلا يتذرع به إلى القول بخلق القرآن ، فسد الباب

«Нет сомнений, что введённое и зафиксированное аль-Карабиси заявление, что произнесение Корана сотворено – это истина, однако имам Ахмад отверг его, дабы этим заявлением не воспользовались для установления мнения о сотворённости Корана, таким образом, он закрыл путь к этому».

Также аз-Захаби сказал в «Мизан аль-И’тидаль» (1/544):

وكان يقول ـ يعني الكرابيسي ـ القرآن كلام الله غير مخلوق , ولفظي به مخلوق , فإن عنى التلفظ فهذا جيد , فإن أفعالنا مخلوقة , وإن قصد الملفوظ بأنه مخلوق فهذا الذي أنكره أحمد والسلف وعدّوه تجهماً

«Аль-Карабиси говорил, что Коран – это речь Аллаха, которая не сотворена, а устное чтение Корана – сотворено. Если он имел под этим подразумевал произнесение, то это хорошо, потому что все наши действия сотворены. А если же он имел в виду, что сам текст, читаемый нами, сотворён (то есть Коран), то именно это и отвергает имам Ахмад и праведные предшественники, они считали эту мысль идеологией джахмизма».

Таким образом, из разъяснений трёх историков – Таджуддина ас-Субки, ибн Касира и аз-Захаби – мы понимаем, в чём была суть конфликта.

Однако ваххабиты продолжают муссировать эту тему, приписывать ашаритам убеждение в сотворённости Корана и обвинять их в неверии. Причем для обвинения в неверии они используют следующий хитрый и лживый способ. Они приводят слова некоторых саляфов, которые сказали, что тот, кто утверждает, что наше чтение Корана сотворено – джахмит, а затем на основании того, что саляфы объявили джахмитов неверными, обвинили в неверии и ашаритов. СубханаЛлах.

Также одними из тех, кто утверждал, что наша декламация Корана сотворена, были имам Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари и его ученик имам Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури – два имама Ахлю-Хадис, чьи сборники «Сахих» считаются самыми достоверными источниками Сунны.

Так почему же ваххабиты не обвинят в неверии имамов аль-Бухари и Муслима? Почему не обвинят в неверии имама Абу Ханифу?

Я думаю, что ваххабиты осознают, что на самом деле ашариты не утверждают, что Коран сотворён, и они прекрасно понимают, что имеют в виду ашариты, говоря о сотворённости нашего чтения.

Возможно их цель иная – дискредитация. Они хотят очернить, скомпрометировать и опорочить ашаритов в глазах мусульман.

Поэтому, если вы услышали или прочли где-то, будто ашариты якобы говорят, что Коран сотворён, не верьте этому ни в коем случае. Ни один ашарит не утверждает, что Коран – речь Аллаха – сотворён, а иначе он не ашарит. Ваххабиты могут вырвать из контекста цитату, в которой ашарит говорит о сотворённости мусхафа, то есть напечатанного в виде книги экземпляра Корана, состоящего из бумаги и чернил. Ведь бумага и чернила действительно сотворены, но не сам Коран. Таким образом, их обвинение в джахмизме ложно.

 

«Главы о разнице между чтением Корана и прочитанным» из книги «Аль-Асма ва-с-Сифат» имама аль-Байхаки.

Имам Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки – мухаддис, муджтахид, факих. Ни у кого нет сомнений в его авторитетности. Ведь он, как сказал о нём аз-Захаби, мог создать свой собственный мазхаб, поскольку достиг этого уровня и обладал всеми необходимыми знаниями.

Имам аль-Байхаки, будучи ашаритом, привёл в своей книге «Аль-Асма ва-с-Сифат» целую главу под названием «То, что передано от сподвижников, табиинов и имамов мусульман относительно того, что Коран – не сотворённая речь Аллаха». Ашарит собрал и передал со своим иснадом высказывания саляфов о том, что Коран не сотворён.

Итак, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Асма ва-с-Сифат»:

«Глава о разнице между чтением Корана и прочитанным.

Аллах Всевышний говорит: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?» (Камар, 17), «Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже!» (Ат-Тур, 1-3), «Наоборот, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание» (Аль-Анкабут, 49), «Если же какой-либо многобожник попросит тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха!» (ат-Тауба, 6), «Скажи: мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем придавать сотоварищей нашему Господу”» (Аль-Джинн, 1-2).

Коран, который мы читаем – это речь Всевышнего Аллаха. Он читается в реальности при помощи нашего языка, записан в наших «мусхафах» (свитки или напечатанная книга), сохранён в нашей груди и воспринимается нашим слухом. Коран не растворяется ни в чём из этого, потому что он является одним из атрибутов Его сущности, и он неотделим от неё. Это подобно тому, как Всевышний Творец известен нам (нашим сердцам), поминается нашими устами, о Нём написано в наших книгах, Ему поклоняются в наших мечетях, [упоминание о] Нём воспринимается нашим слухом, но Он не смешивается ни с чем из этого. Что же касается наших действий, таких как чтение, написание, заучивание, то всё это приобретено нами. А приобретённое нами сотворено, и в этом нет сомнений. Всевышний Аллах сказал: «Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Аль-Хадж, 77), а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал чтение Корана действием.

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет зависти, кроме как к двум: человеку, которому Аллах дал знание Корана и который читает его ночью и днём, [а завидующий ему] говорит: “Если бы мне было дано то, что было дано ему, я бы делал то же самое”; и человеку, которому Аллах дал богатство и который тратит его ради истины, и [завидующий ему] говорит: “Если бы мне было дано то же, что и ему, я бы делал то же, что и он”». Этот хадис передал аль-Бухари в своём сборнике достоверных хадисов от Усмана ибн Абу Шайба и Кутайба ибн Саида[3].

Абу Абдуллах аль-Хафиз сообщил нам, что Абу Бакр Мухаммад ибн Абу аль-Хайсам аль-Мутаввиъи рассказал им, что Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирабри сообщил им, что слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухар сказал[4]:

أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، ثنا أبو بكر محمد بن أبي الهيثم المطوعي ببخارى ، ثنا محمد بن يوسف الفربري ، قال : سمعت أبا عبد الله محمد بن إسماعيل البخاري يقول :أما أفعال العباد مخلوقة ، فقد حدثنا علي بن عبد الله ، ثنا مروان بن معاوية ، ثنا أبو مالك عن ربعي بن حراش عن حذيفة رضي الله عنه قال : قال النبي صلى الله عليه وسلم : « إن الله تعالى يصنع كل صانع وصنعته » . وتلا بعضهم عند ذلك (والله خلقكم وما تعملون)

«Что касается действий рабов Аллаха, то они сотворены. Али ибн Абдуллах рассказал нам, что Марван ибн Муавия рассказал им, что Абу Малик передал им от Рабъи ибн Харраша, а тот – от Хузейфы, который сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, Аллах создаёт любого создателя и его создание”. Некоторые из них при этом читали аят: “Аллах сотворил вас и то, что вы делаете” (Ас-Саффат, 96)»[5].

Аль-Бухари сказал[6]:

قال البخاري : حركاتهم وأصواتهم وأكسابهم وكتابتهم مخلوقة ، فأما القرآن المتلو المبين المثبت في المصاحف المسطور المكتوب ، الموعى في القلوب ، فهو كلام الله تعالى ليس بخلق ، قال الله عز وجل : ( بل هو آيات بينات في صدور الذين أوتوا العلم ) .

«Их движения, их голоса, то, что они приобретают и их написание – сотворены. Что же касается читаемого Корана, который ясен, который зафиксирован в свитках, записан и содержится в сердцах, то это речь Аллаха, и она не сотворена. Аллах сказал: “Напротив, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание” (Аль-Анкабут, 49)».

Сказал аль-Бухари[7]:

قال البخاري : وقال إسحاق بن إبراهيم : فأما الأوعية فمن يشك في خلقها ؟ قال الله عز وجل : ( وكتاب مسطور في رق منشور) وقال تعالى : ( بل هو قرآن مجيد ، في لوح محفوظ) فذكر أنه يحفظ ويسطر قال : ( وما يسطرون )

«Исхак ибн Ибрахим (ибн Рахавейх) сказал: “Что касается мест хранения, то кто сомневается в их сотворённости? Всевышний Аллах сказал: “Клянусь Писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже” (Ат-Тур, 2-3), “Да, это – славный Коран в Хранимой скрижали” (Аль-Бурудж, 21-22), и упомянул Аллах, что Коран хранится и записывается. Всевышний также сказал: “Тем, что они пишут” (Аль-Калам, 1)”».

Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари сказал [8]:

قال محمد بن إسماعيل : ثنا روح بن عبد المؤمن ، ثنا يزيد بن زريع ، ثنا سعيد عن قتادة : ( والطور وكتاب مسطور ) قال : المسطور المكتوب ( في رق منشور ) ، وهو الكتاب

«Равх ибн Абдуль-Муъмин рассказал нам, что Язид ибн Зари сообщил им, что Саид от Катада пояснил им в толковании слов Аллаха “Клянусь горой. Клянусь Писанием, начертанным…” (Ат-Тур, 1-2): “то есть написанным”, а в толковании слов Аллаха “…на развёрнутой нежной коже” (Ат-Тур, 3) пояснил: “то есть в свитках”».

Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари сказал:

قال محمد بن إسماعيل : ثنا آدم ، ثنا ورقاء عن ابن أبي نجيح عن مجاهد : ( وكتاب مسطور ) صحف مكتوبة ( في رق منشور ) في صحف

«Адам рассказал нам, что Варка от ибн абу Наджиха передал им слова Муджахида, который сказал в толковании слов Аллаха “Клянусь Писанием, начертанным…” (Ат-Тур, 2) следующее: “то есть написанным в свитках”, а в толковании слова Аллаха “на развёрнутой нежной коже” (Ат-Тур, 3) сказал: “то есть в свитках”».[9]

(Далее имам аль-Байхаки сказал):

«Я прочёл в книге Мухаммада ибн Насра, который передал от Ахмада ибн Умара, тот – от Абдана, а тот – от Ибн аль-Мубарака следующие слова: “Листки и чернила сотворены. А Коран не сотворён и сам не является творцом, однако это речь Всевышнего Аллаха”».

Передаётся, что ибн Аббас в толковании слов Аллаха «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?» (Камар, 17)  сказал: «Если бы он не был бы облегчён для людей, то никто не смог бы говорить речью Всевышнего Аллаха»[10].

Передаётся, что Муджахид в толковании слов Аллаха «Мы облегчили Коран для поминания» (Камар, 17)  сказал: «То есть Мы облегчили чтение его»; в толковании слов Аллаха «Клянусь Писанием начертанным» сказал: «Это значит – записанными в свитках»; а в толковании слов Аллаха «На развёрнутой нежной коже» сказал: «То есть в свитках». А про слова Аллаха «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха!» (Ат-Тауба, 6) он говорил: «Человек приходит и слушает, что ты произносишь, и слышит, что тебе ниспосылается. Он находится в безопасности, пока слушает речь Аллаха и пока он не вернётся в то укромное место, откуда пришёл»[11].

От ибн Аббаса передаётся следующее: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправился вместе с группой своих сподвижников на рынок в Укказе. В это время джинны не смогли подслушать вести с небес, и на них падали небесные огни. Джинны вернулись к своему народу, и те сказали им: “Что с вами?”, на что они ответили: “Между нами и сообщениями с неба встала преграда, и на нас начали падать небесные огни”. Их народ сказал им: “Это произошло не иначе как из-за какого-то события! Отправляйтесь на восток и на запад и посмотрите, что это за событие, которое преграждает вам путь к вестям с небес”. И они отправились на восток и на запад в поисках того, что мешает им получать вести с неба. Группа джиннов, которая отправилась к местности Тихама, миновала Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который был на пути к рынкам Укказа. Он в это время совершал утреннюю молитву вместе со своими сподвижниками. Когда джинны услышали Коран, то начали прислушиваться и сказали: “Клянёмся Аллахом, это то, что помешало нам подслушивать вести с небес”. Когда они вернулись к своему народу, то сказали ему: “О наш народ! Поистине, мы слышали удивительный Коран, который ведёт по прямому пути, и мы уверовали в него! И мы не будем придавать никого в сотоварищи нашему Господу!”, тогда Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) следующие аяты: “Скажи: мне было открыто, что несколько джиннов подслушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”” (Аль-Джинн, 1-2). Поистине, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) были открыты разговоры джиннов».

Передал это аль-Бухари в своём достоверном сборнике от Мусаддада, также это передал Муслим от Шайбана от абу Аввана[12].

Ибн Аббас сказал: «Этот аят был ниспослан, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прятался в Мекке. Когда он молился, то повышал свой голос (при чтении Корана), а когда многобожники слышали это, то ругали Коран, того, кто спустился с ним (ангела), и того, кто пришёл с ним (Пророка). И тогда Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Не совершай свой намаз громко и не совершай его шёпотом (дай услышать его своим последователей), а выбери среднее между ними” (Аль-Исра, 110): дай услышать им Коран, чтобы они слышали его от тебя и внимали».

Это передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике от Хаджаджа ибн Минхаля, а также Муслим передал от Мухаммада ибн ас-Саббаха, а ан-Накыда – от Хашима ибн Башира.[13]

(Далее имам аль-Байхаки сказал):

«В этом заключается доказательство того, что Коран воспринимается нашим слухом.

Абу аль-Хасан аль-Мукъри сообщил нам, что Абу Амр ас-Саффар сообщил им, что Абу Аввана рассказал им, что Усман ибн Хурразад рассказал им: “Я слышал, как аль-Валид ибн Утб говорил, что слышал [Суфьяна] ибн Уяйну, который сказал: “Разве не является милостью Аллаха к вам то, что Он сделал вас способными слышать Его речь?””.

Нам передано в достоверном хадисе от Айши, что она говорила: “Клянусь Аллахом! Я не думала, что по моему вопросу будет ниспослано откровение, которое будет читаться, ибо я считала себя слишком ничтожной, чтобы Аллах говорил обо мне через предписание, которое будет читаться [в качестве Корана]”».[14]

В этом есть доказательство того, что речь Аллах читается устами. Также [ниспосланы] следующие слова с таким же смыслом.

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах никому не внимает так, как обладающему красивым голосом пророку, который читает Коран нараспев».

Это передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике от Ибрахима ибн Хамзы, а Муслим вывел его по другим путям.[15]

От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет зависти кроме как к двоим: человеку, которого Аллах обучил Корану, и он читает его ночью и днём, а когда его сосед слышит это, то говорит: “О, если бы мне было даровано какое-либо знание, подобное тому, что было даровано этому человеку, тогда бы я мог совершать то же, что совершает он”; и человеку, которому Аллах даровал богатство, и он тратит его на истину, и тогда завидующий говорит: “О, если бы мне было дано нечто подобное тому, что было дано этому человеку, тогда бы я делал то же, что и он”».

Это передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике от Али ибн Ибрахима от Равха.[16]

От Абу Мусы аль-Ашари передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий, читающий Коран, подобен ароматному лимону с приятным вкусом и запахом. Верующий, не читающий Коран, подобен финику, приятному на вкус, но не имеющему запаха. Неверующий, который читает, Коран подобен базилику, который имеет приятный запах, но вкус которого горек. Неверующий, который не читает Коран, подобен пшенице: вкус её горький, а запаха и вовсе нет».

Передал это аль-Бухари и Муслим в своих достоверных сборниках от Хадаба ибн Халида.[17]

От Айши передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто читает Коран, заучив его, подобен благородным покорным посланцам, а тому, кто читает Коран постоянно, испытывая при этом затруднения, будет дана двойная награда».

Передал это аль-Бухари в своём достоверном сборнике от Адама[18].

В этом заключается доказательство того, что Коран читается нашими устами и хранится в наших сердцах.

От Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто читает Коран, постепенно продвигается к уровню пророчества, за исключением того, что ему не ниспосылается откровение. Не подобает читающему Коран сердиться подобно сердящимся, или проявлять невежество подобно невеждам, в то время как внутри него Речь Всевышнего Аллаха[19].

(Имам аль-Байхаки сказал):

«Смысл этого в том, что внутри него заученная наизусть речь Всевышнего Аллаха! В этом сообщении – если оно так же достоверно, как и те сообщения, что приведены до него, во всех них – есть доказательство того, что речь Всевышнего хранится в нашем сердце, как сказал Аллах: “Наоборот, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание” (аль-Анкабут, 49)».

Такой же смысл имеют и следующие сообщения.

Укбат ибн Амир передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы Коран был заключён в кожу, то её не коснулся бы огонь».[20]

Абу аль-Хасан аль-Макри аль-Исфараини сообщил нам, что Абу Амр ас-Саффар сообщил им, что Абу Аввана рассказал им следующее: «Я слышал, как Исхак ибн Ибрахим ибн Хани говорил:

“Я слышал Ахмада ибн Ханбаля, говорившего о хадисе Укбата ибн Амира от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) “Если бы Коран находился в коже” такие слова: “То есть под кожей сердца человека; и есть надежда, что человека, в чьём сердце хранится Коран, не коснётся огонь””».

Абу Абдулла аль-Хафиз сообщил нам, что слышал, как Абу Али аль-Хасан ибн Ахмад ибн Муса говорил: «Я слышал Абу Абдуллаха аль-Бушанджи, говорившего о смысле слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) “Если бы Коран был бы в коже, её не коснулся бы огонь” следующее: “Это значит, что того, кто выучил Коран и читает его, не коснётся огонь”».

Абу Талиб аль-Факих сообщил нам, что Хаджиб ибн Ахмад ат-Туси сообщил им, что Абу Абдуллах аль-Марвизи рассказал им, что ибн аль-Мубарак передал им [21], что Юнус ибн Язид от аз-Зухри сообщил им следующее:

«Ас-Саиб ибн Язид передал мне, что Шурах аль-Хадрами был упомянут при Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал: “Этот человек не подкладывает себе под голову Коран”».

Абу Абдулла аль-Хафиз сообщил нам, что Ахмад ибн Мухаммад аль-Хатыб Бамру рассказал им, что Абдулла ибн Яхья аль-Кады ас-Сархаси рассказал им, что Мухаммад ибн ан-Надр рассказал им, что Мансур ибн Халид рассказал им следующее:

«Я слышал ибн аль-Мубарака, говорившего: “Я не говорю, что Коран является Творцом или сотворённым, однако это речь Всевышнего Аллаха, не отделённая от него”».

(Имам аль-Байхаки сказал):

قلت : هذا هو مذهب السلف والخلف من أصحاب الحديث أن القرآن كلام الله عز وجل ، وهو صفة من صفات ذاته ليست ببائنة منه ، وإذا كان هذا أصل مذهبهم في القرآن ، فكيف يتوهم عليهم خلاف ما ذكرنا في تلاوتنا وكتابتنا وحفظنا ، إلا أنهم في ذلك على طريقتين ، منهم من فصل بين التلاوة والمتلو كما فصلنا ، ومنهم من أحب ترك الكلام فيه مع إنكار قول من زعم أن لفظي بالقرآن غير مخلوق .

«Это и есть мазхаб праведных предшественников и последующих поколений приверженцев хадиса, согласно которому Коран – это речь Аллаха Всевышнего и одно из качеств Его сущности, которое не отделено от Него. Если это является основой их мазхаба относительно Корана, то как можно подумать, что они исповедовали нечто противоположное тому, что мы сказали, а именно – наше чтение (Корана), наше написание (его) и наше заучивание (его) сотворено. В этом вопросе они идут двумя путями: некоторые из них разделяют чтение (текста) от самого текста, как это сделали мы; и есть те, кто предпочитает оставить разговоры об этом и осудить заявления тех, кто говорит, что произнесение Корана не сотворено».

Абу Абдуллах аль-Хафиз и Абу Саид ибн Абу Амр сообщили нам, что Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Якуб рассказал им, как он слышал следующие слова Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака [ибн Хузейму]:

أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، وأبو سعيد بن أبي عمرو قالا : ثنا أبو العباس محمد بن يعقوب قال : سمعت أبا بكر محمد بن إسحاق يقول : سمعت أبا محمد فوران يقول : جاءني ابن شداد برقعة فيها مسائل ، وفيها : إن لفظي بالقرآن غير مخلوق . فدفعتها إلى أبي بكر المروزي ، فقلت له : اذهب بها إلى أبي عبد الله وأخبره أن ابن شداد ها هنا ، وهذه الرقعة قد جاء بها ، فما كرهت منها أو أنكرته فاضرب عليه . فجاءني بالرقعة وقد ضرب على موضع : لفظي بالقرآن غير مخلوق ، وكتب : القرآن حيث يصرف غير مخلوق . قلت : أبو عبد الله هذا هو أحمد بن حنبل رضي الله عنه

«Я слышал Абу Мухаммада Фаврана, который говорил: “Ко мне пришёл ибн Шаддад с клочком бумаги, на котором были записаны некоторые вопросы. Одним из них был вопрос о сотворённости произнесения Корана. Я отдал эту записку Абу Бакру аль-Марваррузи и сказал ему: “Иди с этим к Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду) и сообщи ему, что ибн Шаддад здесь, а это – записка, с которой он явился, и пусть он вычеркнет то, что ему не нравится, или то, что он не признаёт”. Затем он вернулся обратно с этой запиской, на которой была зачёркнута надпись: “Произнесение Корана не сотворено”, а вместо неё написано: “Коран, как бы он ни изменялся по флексиям,[22] не сотворён””».[23]

(Имам аль-Байхаки сказал):

Абу Абдуллах – это Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах. Абу Абдуллах и Абу Саид сообщили нам, что Абу аль-Аббас рассказал им, что слышал, как Мухаммад говорил:

وأخبرنا أبو عبد الله ، وأبو سعيد قالا : ثنا أبو العباس ، قال : سمعت محمدا ، يقول : سمعت أبا محمد فوزان يقول : جاءني صالح بن أحمد ، وأبو بكر المروزي عندي فدعاني إلى أبي عبد الله وقال لي : إنه قد بلغ أبي أن أبا طالب قد حكي عنه أنه يقول : لفظي بالقرآن غير مخلوق . فقوموا إليه ، فقمت واتبعني صالح وأبو بكر ، فدار صالح من بابه فدخلنا على أبي عبد الله ووافانا صالح من بابه ، فإذا أبو عبد الله غضبان شديد الغضب يتبين (1) الغضب في وجهه ، فقال لأبي بكر : اذهب جئني بأبي طالب . فجاء أبو طالب ، وجعلت أسكن أبا عبد الله قبل مجيء أبي طالب ، وأقول : له حرمة . فقعد بين يديه وهو يرعد متغير الوجه ، فقال له أبو عبد الله : حكيت عني أني قلت : لفظي بالقرآن غير مخلوق ؟ قال : إنما حكيت عن نفسي ، فقال له : لا تحك هذا عنك ولا عني ، فما سمعت عالما يقول هذا . وقال له : القرآن كلام الله غير مخلوق حيث يصرف . فقلت لأبي طالب وأبو عبد الله يسمع : إن كنت حكيت هذا لأحد فاذهب حتى تخبره أن أبا عبد الله قد نهى عن هذا .

«Я слышал, как Абу Мухаммад Фавран сказал: “Ко мне пришёл Салих ибн Ахмад (сын имама Ахмада), а у меня в это время был Абу Бакр аль-Марваррузи. Он позвал меня к Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду) и сказал мне: “До моего отца дошла весть, что Абу Талиб передал от него, что произнесение Корана не сотворено. Явитесь же к нему!”. Я встал и отправился к нему вместе с Салихом и Абу Бакром. Мы вошли к Абу Абдуллаху, за нами вошёл Салих, и мы обнаружили Абу Абдуллаха сильно разгневанным, и гнев его явственно читался на лице. Он сказал Абу Бакру: “Иди и приведи мне Абу Талиба!”. Я начал успокаивать Абу Абдуллаха до прихода Абу Талиба и сказал: “Он неприкосновенен”. Когда Абу Талиб пришёл, Абу Абдуллах сел перед ним с сильно изменившимся от гнева лицом и сказал ему: “Ты рассказываешь, что я якобы говорю, будто произнесение Корана не сотворено?”. На что он ответил: “Я говорил это от своего имени”. Тогда Абу Абдуллах сказал: “Не говори этого ни от своего, ни от моего имени! Я не слышал ни одного учёного, который говорил бы такое! Коран – это речь Аллаха, которая не сотворена, как бы ни менялись окончания его слов”. Я сказал Абу Талибу (а Абу Абдуллах слышал это): “Если ты говорил это кому-либо, то отправляйся и сообщи ему, что Абу Абдуллах запрещает это””».[24]

(Имам аль-Байхаки сказал):

فهاتان الحكايتان تصرحان بأن أبا عبد الله أحمد بن حنبل رضي الله عنه بريء مما خالف مذهب المحققين من أصحابنا ، إلا أنه كان يستحب قلة الكلام في ذلك ، وترك الخوض فيه ، مع إنكار ما خالف مذهب الجماعة

«Эти две истории явно показывают, что Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) непричастен к тому, что противоречит мнению исследователей из числа наших сторонников (ашаритов), разве что он не любил много говорить на эту тему и не углублялся в неё, вместе с тем осуждая то, что противоречит мазхабу общины».

Этому же подобно следующее.

Абу Абдуллах аль-Хафиз передал нам, что он читал то, что было написано рукой Абу Амра аль-Мустамли: «Я слышал, как Абу Усман Саид ибн Ишкаб аш-Шаши говорил:

أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، قال : قرأت بخط أبي عمرو المستملي ، سمعت أبا عثمان سعيد بن إشكاب الشاشي يقول : سألت إسحاق بن راهويه بنيسابور عن اللفظ بالقرآن ، فقال : لا ينبغي أن يناظر في هذا ، القرآن كلام الله تعالى غير مخلوق

“Я спросил Исхака ибн Рахавейха, будучи в Нишапуре, о произнесении Корана, на что он ответил: “Не следует вести об этом диспутов. Коран – речь Аллаха, и он не сотворён””».

Я слышал, как Абу Амр Мухаммад ибн Абдуллах аль-Бастами сказал, что слышал, как Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили говорил,  что он слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн Нахия сказал, что слышал Абдуллаха ибн Ахмада ибн Ханбаля, сказавшего:

سمعت أبا عمرو محمد بن عبد الله البسطامي ، يقول : سمعت أحمد بن إبراهيم الإسماعيلي ، يقول : سمعت عبد الله بن محمد بن ناجية ، يقول : سمعت عبد الله بن أحمد بن حنبل ، يقول : سمعت أبي يقول : من قال لفظي بالقرآن مخلوق يريد به القرآن ، فهو كافر

«Я слышал, как мой отец говорил: “Кто скажет, что произнесение Корана сотворено – имея в виду сам Коран – тот впал в неверие”».[25]

(Имам аль-Байхаки сказал):

قلت : هذا تقييد حفظه عنه ابنه عبد الله وهو قوله : « يريد به القرآن » فقد غفل عنه غيره ممن حكى عنه في اللفظ خلاف ما حكينا حتى نسب إليه ما تبرأ منه فيما ذكرنا

«Выражение “имея в виду сам Коран” выучил от [Ахмада] его сын [Абдуллах]. На это не обратили внимание остальные, которые передавали от него по теме произнесения Корана противоположное тому, что рассказали мы. Дело дошло того, что ему приписали слова, к которым он не имеет отношения, как мы и сказали».

Абу Абдуллах аль-Хафиз сообщил нам, что он слышал, как Мухаммад ибн Юсуф аль-Муадзин ад-Даккак сказал, что слышал, как Абу Хамид ибн аш-Шарки говорил:

وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، قال ، سمعت محمد بن يوسف المؤذن الدقاق ، قال : سمعت أبا حامد بن الشرقي ، يقول : حضرت مجلس محمد بن يحيى يعني الذهلي فقال : ألا من قال لفظي بالقرآن مخلوق فلا يحضر مجلسنا . فقام مسلم بن الحجاج من المجلس .

«Я присутствовал на собрании Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухли, когда он сказал: “Кто говорит, что произнесение Корана сотворено, пусть не присутствует на наших собраниях”, после чего Муслим ибн аль-Хаджадж встал и вышел».

О Мухаммаде ибн Яхья аз-Зухли и Мухаммаде ибн Исмаиле ибн аль-Бухари (да помилует их обоих Аллах) есть длинная история.

Аль-Бухари проводил черту между чтением Корана и прочитанным (то есть самим Кораном), Мухаммад ибн Яхья порицал обсуждение таких подробностей, а Муслим ибн аль-Хаджадж (да помилует его Аллах) был согласен с аль-Бухари в разделении.

Затем Мухаммад ибн Аслям ат-Туси говорил про это скверными выражениями, как это дошло до меня: «Звук (Корана), который выходит из издающего – есть речь Аллаха!». От него это подхватил, как мне стало известно, Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма (да помилует его Аллах). Я считаю, что те, кто так говорил, имели в виду отрицание сотворённости прочитанного текста Корана, однако они просто не смогли подобрать выражения, которые были бы более уместны и правильно выражали то, что они подразумевали. Таким образом, они выразили свою позицию (по сути своей верную) ошибочными словами.

Абу Абдуллах аль-Хафиз сообщил нам, что слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн аль-Аббас ад-Даби говорил:

وقد أخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، قال : سمعت أبا عبد الله محمد بن العباس الضبي يقول : سمعت أبا الفضل البطاييني ، ونحن بالري يقول ـ وكان أبو الفضل يحجب بين يدي أبي بكر محمد بن إسحاق بن خزيمة إذا ركب ـ قال : خرج أبو بكر محمد بن إسحاق يوما قرب العصر من منزله فتبعته وأنا لا أدري أين مقصده ، إلى أن بلغ باب معمر ، فدخل دار أبي عبد الرحمن ثم خرج وهو منقسم القلب ، فلما بلغ المربعة الصغيرة وقرب من خان مكي وقف وقال لمنصور الصيدلاني : تعال . فعدا إليه منصور ، فلما وقف بين يديه قال له : ما صنعتك ؟ قال : أنا عطار . قال : تحسن صنعة الأساكفة ؟ قال : لا . قال : تحسن صنعة النجارين ؟ قال : لا . فقال لنا : إذا كان العطار لا يحسن غير ما هو فيه ، فما تنكرون على فقيه راوي حديث أنه لا يحسن الكلام وقد قال لي مؤدبي ـ يعني المزني رحمه الله ـ غير مرة : كان الشافعي رضي الله عنه ينهانا عن الكلام .

«Я слышал Абу аль-Фадля аль-Батаини, когда мы были в городе Раъй, и он говорил: “Однажды Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак (ибн Хузайма) вышел ближе к предвечерней молитве из своего дома, и я последовал за ним, не зная, куда он направляется, пока он не достиг дверей Маъмара и не зашёл в дом Абу Абдуррахмана. Затем он вышел от него удручённым, и когда добрался до небольшого квартала города близ мекканского постоялого двора, то остановился и сказал Мансуру ас-Садаляний: “Подойди ко мне!”. Мансур подбежал к нему, и когда он предстал перед ним, Абу Бакр спросил: “Какова твоя профессия?”, на что тот ответил: “Я торговец специями”. Абу Бакр продолжал: “Хорошо ли ты разбираешься в профессии сапожника?”. Мансур ответил: “Нет”. Абу Бакр продолжал: “Хорошо ли ты разбираешься в деле плотника?”. “Нет”. Тогда Абу Бакр сказал нам: “Если торговец специями не разбирается в иных профессиях, кроме своей, то как вы можете осуждать правоведа (факиха), передатчика хадисов за то, что он не разбирается в науке калама? Мой воспитатель (имеется в виду аль-Музани) говорил мне не раз: “Аш-Шафии запрещал нам заниматься каламом!””».

(Далее аль-Байхаки сказал):

«Абу Абдуррахман был мутазилитом и рассказал шейху кое-что из своей ереси и представил ему своих сторонников (учеников) – Абу Али Мухаммада ибн Абдульваххаба ас-Сакафий, Абу Бакра Ахмада ибн Исхака ас-Сибги, Абу Мухаммада Яхью ибн Мансура аль-Кадый, Абу Бакра ибн Абу Усмана аль-Хири, да помилует их Аллах. Они утверждали, что Аллах не разговаривает после того, как разговаривал в предвечности. И он (Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма) вышел против них, долго спорил с ними и вёл разговоры, которые наводили на мысль о сотворённости речи Аллаха, несмотря на то, что он был убеждён в её предвечности. Затем Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Факих (да помилует его Аллах) продиктовал своё вероубеждение и вероубеждение своих друзей Абу Бакру ибн Абу Усману, также рассказал о нём Мухаммаду ибн Исхаку ибн Хузейме, а тот посчитал это убеждение правильным, одобрил его и признал, что не очень разбирался в науке калама – как мы и передали это от него.

Среди их убеждений, которые он продиктовал – и о которых нас уведомил Абу Бакр Абдуллах аль-Хафиз в этой книге – было мнение, что тот, кто утверждает, что Аллах, да возвысится Его поминание, не разговаривал, кроме одного раза, и что Аллах не говорил что-либо помимо уже сказанного Им, а затем Его речь закончилась, впал в неверие! Наоборот, Он не переставал и не перестанет быть говорящим, нет ничего подобного Его речи, потому что это одно из качеств Его сущности и Аллах отвергает любое подобие Своей речи так же, как отвергает любое подобие Своей сущности и то, что Его речь исчезнет, как и то, что исчезнет Его сущность. Аллах сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Кисас, 88) и «Скажи: если бы море было чернилами для слов моего Господа, то оно бы закончилось до того, как закончились слова моего Господа» (Аль-Кахф, 109). Речь Аллаха не отделена от сущности Аллаха, и Он не является чем-то помимо неё, и она не является Им. Однако это один из атрибутов Его сущности, как и знание, которое является качеством Его сущности. Не переставал наш Господь быть Знающим и не перестанет им быть. Не переставал Он быть Говорящим и не перестанет им быть. Ему свойственны все качества совершенства, не переставал Он один обладать всеми своими атрибутами и не перестанет ими обладать, Он – Ведающий о сокровенном, Знающий».

Среди того, что он написал, также было следующее: «Коран – речь Аллаха, одно из качеств Его сущности, ничто из Его речи не является творцом или творением, действием или объектом, на которое влияет действие, не является начальным, началом или дающим начало».

Абу Абдуллах аль-Хафиз сообщил нам, что слышал, как Абу аль-Хасан Али ибн Ахмад аз-Захид аль-Бушанджи говорил:

وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ ، قال : سمعت أبا الحسن علي بن أحمد الزاهد البوشنجي يقول : دخلت على عبد الرحمن بن أبي حاتم الرازي بالري فأخبرته بما جرى بنيسابور بين أبي بكر بن خزيمة وبين أصحابه ، فقال : ما لأبي بكر والكلام ؟ إنما الأولى بنا وبه أن لا نتكلم فيما لم نتعلمه . فخرجت من عنده حتى دخلت على أبي العباس القلانسي فقال : كان بعض القدرية من المتكلمين وقع إلى محمد بن إسحاق فوقع لكلامه عنده قبول . ثم خرجت إلى بغداد فلم أدع بها فقيها ولا متكلما إلا عرضت عليه تلك المسائل ، فما منهم أحد إلا وهو يتابع أبا العباس القلانسي على مقالته ، ويغتم لأبي بكر محمد بن إسحاق فيما أظهره

«Я зашёл к Абдуррахману ибн Абу Хатиму ар-Рази в городе Рей и сообщил ему о том, что происходило в Нишапуре между Абу Бакром ибн Хузеймом и его учениками, на что он сказал: “Что Абу Бакру до калама? Лучше всего ни нам, ни ему не разговаривать о том, чему мы не обучались”. Я вышел от него, зашёл к Абу аль-Аббасу аль-Каляниси, и он сказал: “Некоторые кадариты из числа мутакаллимов разговаривали с Мухаммадом ибн Исхаком на эти темы, и он согласился с ними”. Затем я вышел от него и отправился в Багдад и не расставался ни с одним правоведом или специалистом науки калама, пока не рассказывал ему об этих вопросах. Все они соглашались в этом с Абу аль-Аббасом аль-Каляниси и его высказыванием и очень печалились из-за тех убеждений, которые выражал Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак».

(Далее аль-Байхаки сказал):

«Это очень длинная история. Мухаммад ибн Исхак в итоге вернулся к пути праведных предшественников и скорбел из-за того, что говорил раньше. А Аллах знает лучше».

(Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, «Аль-Асма ва-с-Сифат», стр. 669–691)

Подытожим:

1. Коран – не сотворённая речь Аллаха;

2. наше чтение Корана сотворено. Это правильное мнение и это позиция ряда имамов из числа саляфов, таких как Абу Ханифа, аль-Бухари, Муслим, аль-Карабиси, Абу Савр и других;

3. имам Ахмад пресекал эти разговоры, чтобы обрубить любые пути, ведущие к мнению о сотворённости Корана. В первую очередь это было связано с его временем – в ту эпоху мнение мутазилитов о сотворённости Корана было распространено. Однако имам Ахмад не считал, что произнесение нами Корана не сотворено;

4. обвинение ашаритов в том, что они убеждены в сотворённости Корана, ложно и является клеветой.

 

[1] Аль-Хатыб аль-Багдади в труде «Тарих Багдад», №21305.

[2] Коран, 43:87.

[3] Аль-Бухари (9/104, 188).

[4] Аль-Бухари, «Хальк аф’аль аль-‘ибад», стр. 63.

[5] Передал Аль-Хаким (1/31-32). Аль-Хатыб передал в книге «Ат-Тарих» (2/353) по путям от аль-Бухари. Цепочка его достоверна.

[6] «Хальк аф’аль аль-‘ибад», стр. 66.

[7] «Хальк аф’аль аль-‘ибад», стр. 66.

[8] «Хальк аф’аль аль-‘ибад», стр. 66.

[9] Ат-Табари передал в своём тафсире (27/15, 16).

[10] Ас-Суюти передал в труде «Ад-Дар аль-Мансур» (14/77), относя к ибн абу Хатиму, автору и ибн Мардавейху.

[11] Ат-Табари передал в своём тафсире (10/80), 27/15, 16, 96).

[12] Аль-Бухари (1/195-196), Муслим (2/35-36).

[13] Аль-Бухари (9/194), Муслим (2/34).

[14] Это часть длинного хадиса о возведении навета на Айшу, выведен в двух сборниках (аль-Бухари и Муслим) и в других.

[15] Аль-Бухари (9/193), Муслим (2/192) передали по путям от аз-Зухри, а тот – от абу Салама ибн Абдуррахмана.

[16] Аль-Бухари (6/236).

[17] Аль-Бухари (6/234), (9/198), Муслим (2/194).

[18] Аль-Бухари, (6/206).

[19] Аль-Байхаки в труде «Шу’аб аль-Иман», №2591.

[20] Ахмад (4/151, 154), ад-Дарими (3310).

[21] «Аз-Зухд», стр. 426.

[22] Окончание слов, которое изменяется по склонениям и падежам.

[23] Аль-Халляль написал в книге «Ас-Сунна» (2161).

[24] Аль-Халляль в «Ас-Сунна» (2155).

[25] Абдуллах ибн Ахмад передал подобное в труде «Ас-Сунна» (183).

Похожие материалы