Шафииты не таймиты!

Существует неверное представление о вероубеждении ряда шафиитских учёных. Во многом этому способствовало невежество некоторых псевдосалафитских студентов относительно вероубеждения своего имама – Ибн Таймии, вследствие чего они подумали, что высказывания этих учёных-шафиитов говорят в их пользу, и стали переводить их на русский. Также на это их сподвигло то, что некоторые из них порицали калям, либо аллегорическое толкование (таъвиль), либо критиковали ашаритов в каких-то вопросах.

Однако истина в том, что, хоть некоторые из этих шафиитов и не относили себя к ашаритам, их вероубеждение в основе своей соответствовало вероубеждению ашаритов и явственно противоречило тому, чего придерживался Ибн Таймия и его современные последователи.

По этому поводу предлагаем вашему вниманию перевод ряда заметок современного шейха Абу Хамзы аш-Шафии из Египта, который в какой-то период был псевдосалафитом, но по милости Аллаха оставил порочные убеждения.

Так как вероубеждение Ибн Таймии противоречило праведным предшественникам и представляет собой микс воззрений различных сект и течений – мутазилитов, каррамитов, философов – то приверженность его вероубеждению получила отдельный термин – «таймиизм». Поэтому одно из называний современных псевдосалафитов – таймииты.

Шейх Абу Хамза, приводя цитаты из книг этих учёных по принципиальным вопросам вероубеждения, доказывает, что они не были таймиитами, то есть их методология в корне противоречила методологии Ибн Таймии.

1. Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби (318–388 гг. х.)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни передаёт от него в книге «Фатх уль-Бари» (17/533), в разговоре о хадисе видения, следующее:

نقل عنه الحافظ ابن حجر في الفتح عند حديث الرؤية: (ودنا الجبار رب العزه فتدلى حتى كان منه قاب قوسين أو أدنى- في روايه ميمون المذكورة — فدنا ربك عزوجل فكان قاب قوسين أو أدنى  (قال الخطابي: ليس في هذا الكتاب — يعني صحيح البخاري — حديثٌ أشنع ظاهرًا، ولا أشنع مذاقًا من هذا الفصل؛ فإنه يقتضي تحديد المسافة بين أحد المذكورين وبين الآخر، وتمييز مكان كل واحد منهما، هذا إلى ما في التدلي من التشبيه والتمثيل له بالشيء الذي تعلق من فوق إلى أسفل، قال : فمن لم يبلغه من هذا الحديث إلا هذا القدر مقطوعًا عن غيره ولم يعتبره بأول القصة وآخرها.. اشتبه عليه وجهه ومعناه، وكان قصاراه:  إما رد الحديث من أصله.  وأما الوقوع في التشبيه.  وهما خطتان مرغوبٌ عنهما ، وأما من اعتبر أول الحديث بآخره.. فإنه يزول عنه الإشكال فإنه مصرحٌ فيهما بأنه كان رؤيا؛ لقوله في أوله «وهو نائم «، وفي آخره » استيقظ » وبعض الرؤيا مثلٌ يضرب ليتأول على الوجه الذي يجب أن يصرف إليه معنى التعبير في مثله. اهـ

«“Аль-Джаббар – Господь Величия – приблизился и спустился, пока не оказался от него на расстоянии двух луков или ближе”. А в версии Маймуны говорится: “Приблизился твой Господь Всевышний, и был Он на расстоянии двух луков или ближе”.

Аль-Хаттаби сказал: “Нет в этой книге – то есть в сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари – хадиса, буквальный смысл которого сильнее отвращал бы от себя, и нет главы, которая была бы более неприятна, чем эта. Потому что этот хадис (буквально) означает, что между упомянутым в нём имеется определённое расстояние и различие месторасположения одного из них от другого. В слове «спустился» присутствует уподобление и сравнение Его с вещами, которым свойственные физические характеристики верх и низ (в пространственном смысле). Смысл и стилистика хадиса остались неясными для человека, который не постиг из него ничего, кроме отрывка, вырванного из контекста, и не обратил внимания на начало истории, упомянутой в хадисе, и на её конец. В итоге же он либо отвергнет этот хадис изначально, либо впадёт в уподобление. Это два направления, которых нужно избегать! 

Но для того, кто учитывает начало и конец хадиса, он не будет непонятным, потому в нём ясно говорится о том, что это был сон, это ясно из слов в начале: «И он спал», и в конце: «проснулся». Часть же сна была приведена в качестве примера, чтобы её можно было истолковать в том смысле, в котором необходимо понимать подобные этому примеры”».

Также имам аль-Хаттаби сказал, комментируя аят «Небеса будут свёрнуты Его десницей» (Коран, 39:67):

أي قدرته على طيها، وسهولة الأمر في جمعها

«То есть Его мощью и способностью свернуть небеса – имеется в виду лёгкость в воссоединении небес». (Аль-Аскаляни, «Фатх уль-Бари», 17/379)

Также имам аль-Хаттаби сказал, комментируя аят «В тот день, когда оголится голень» (Коран, 68:42):

أنه يبرز من أمر يوم القيامة أمر عظيم وشدتها ما يرتفع معه سواتر الامتحان، فيتميز عند ذلك أصحاب اليقين والإخلاص، فيُؤذن لهم بالسجود، ووينكشف الغطاء عن أهل النفاق، فتعود ظهورهم طبقًا لا يستطيعون السجود

«В Судный день станет ясно, что это (этот день) является великим событием и сложность этого дня заключается в том, что начнётся испытание (букв.: сложность этого дня в том, что занавес, скрывающий испытания, поднимется). Тогда искренние люди с глубоким убеждением будут отличаться [от остальных], и им будет разрешено сделать земной поклон. А с лицемеров будет сорвано покрывало, и их спины превратятся в один сплошной позвонок, по причине чего они не будут способны совершить земной поклон». (Аль-Хаттаби, «И’лям ас-Сунан фи шархи Сахих аль-Бухари», 2/378)

В ответ на это нельзя будет сказать, что имам аль-Хаттаби покаялся и отвернулся от этих «еретических» аллегорических толкований из-за того, что он составил послание под названием «Отсутствие нужды в науке калям», где осуждал науку калям. Более того, сам ибн Таймия не считал, что аль-Хаттаби отвернулся от своего мазхаба и своего пути, как мы разъясним это вскоре. Но даже если мы пойдём на уступки и допустим, что он покаялся, то ведь он всё равно продолжит следовать методологии ранних ашаритов – тафвиду.

Это подтверждают следующие слова аль-Хаттаби:

أما ما سألت عنه من الصفات وما جاء منها فى الكتاب والسنة؛ فإن مذهب السلف إثباتها وإجراؤها على ظواهرها ونفى الكيفية والتشبيه عنها وقد نفاها قوم فابطلوا ما أثبته الله، وحققها قوم من المثبتين فخرجوا فى ذلك الى ضرب من التشبيه والتكييف، وإنما القصد فى سلوك الطريقة المستقيمة بين الأمرين ودين الله تعالى بين الغالى فيه والجافى والمقصر عنه، والأصل فى هذا أن الكلام فى الصفات فرعٌ على الكلام فى الذات، ويحتذى فى ذلك حذوه ومثاله؛ فإذا كان معلومًا أن إثبات البارى سبحانه إنما هو اثبات وجودٍ لا إثبات كيفيةٍ.. فكذلك إثبات صفاته إنما هو اثبات وجودٍ لا إثبات تحديدٍ وتكييفٍ؛ فإذا قلنا: يد وسمع وبصر وما أشبهها فإنما هى صفات أثبتها الله لنفسه، ولسنا نقول: إن معنى اليد القوة أو النعمة ولا معنى السمع والبصر العلم، ولا نقول انها جوارح، ولا نشبهها بالأيدى والأسماع والأبصار التى هى جوارح وأدوات للفعل، ونقول: إن القول انما وجب باثبات الصفات؛ لأن التوقيف ورد بها ووجب نفى التشبيه عنها؛ لأن الله ليس كمثله شىء وعلى هذا جرى قول السلف فى أحاديث الصفات. اهـ كلامه

«Что касается атрибутов, о которых ты спросил, и того, что приходит в Коране и Сунне по данной теме, то ведь мазхаб предшественников заключался в том, чтобы утвердить их [наличие] и пройти ихповерхностно, отвергая материальный образ и подобие в их отношении. Определённая группа людей стала отрицать их и аннулировала то, что установил Аллах, а другая группа утвердила их – так, что из-за этого пришла к одному из видов уподобления и придания (атрибутам Аллаха) определённой формы. Однако целью является следование прямым путём между этими двумя крайностями. Религия Аллаха находится между крайностью и попустительством (упущением). Основа этого в том, что разговор о качествах является частью разговора о сущности и следует за ним во всём. Если известно, что утверждение о Творце означает подтверждение существования Его Самого, а не Его образа, то также и утверждение о Его качествах – это подтверждение их существования, а не наличия у них образа и границ. Мы скажем, что йад, слух, зрение и тому подобное, всё это – атрибуты, которые утвердил в отношении Себя Аллах. Мы не говорим, что смысл слова “йад” – сила и благодеяние, а смысл слова “слух” и “зрение” – знание, но мы также не говорим, что это части тела. Мы не уподобляем их (атрибуты) рукам, слуху и зрению, которые являются органами и инструментами действия. Мы говорим, что необходимо подтверждать наличие атрибутов, потому что священные тексты сообщают нам о них, но необходимо также отрицать уподобление, потому что Аллах не подобен абсолютно ничему. Так говорили предшественники относительно хадисов об атрибутах». (Ибн Таймийя, «Маджму’ат аль-Фатава», 5/40)

Обрати внимание на то, что он отрицает образ (силуэт), а не подтверждает его. И что он оставляет знание о качествах Аллаху (тафвид), особенно обрати внимание на его слова, где он подтверждает существование Аллаха и его атрибутов, но не образ.

Деятельность же шейха Ибн Таймии говорит о том, что он не сторонник методологии аль-Хаттаби.

Ибн Таймия сказал в своей книге «Баян тальбис аль-джахмия» (3/36) при упоминании того, как ибн Хиббан отрицал наличие границ у Аллаха:

قلت وقد أنكره طائفة من أهل الفقه والحديث ممن يسلك في الإثبات مسلك ابن كلاب والقلانسي وأبي الحسن ونحوهم في هذه المعاني، ولا يكاد يتجاوز ما أثبته أمثال هؤلاء مع ماله من معرفة بالفقه والحديث كأبي حاتم هذا وأبي سليمان الخطابي وغيرهما، ولهذا يوجد للخطابي وأمثاله من الكلام ما يظن أنه متناقضٌ، حيث يتأول تارةً، ويتركه أخرى، وليس بمتناقض فإن أصله إن الصفات التي في القرآن والأخبار الموافقة له أو ما في الاخبار المتواترة دون ما في الأخبار المحضة أو دون ما في غير المتواترة وهذه طريقة ابن عقيل ونحوه وهي إحدى طريقي أئمة الأشعرية كالقاضي أبي بكر ابن الباقلاني وهم مع هذا يثبتونها صفات معنوية… إلخ

«Группа факихов и мухаддисов, которые в утверждении атрибутов следовали методологии ибн Кулляба, аль-Каляниси, Абуль-Хасана (аль-Ашари) и им подобных, отрицала [наличие границ в отношении Аллаха]. Они вряд ли утверждали больше того, что утверждали вышеупомянутые нами личности – такие, как этот Абу Хатим (ибн Хиббан), Абу Сулейман аль-Хаттаби и другие – учитывая их познания в области фикха и хадиса. Поэтому у аль-Хаттаби и ему подобных есть высказывания, которые могут показаться противоречивыми. Например, он иногда выдаёт аллегорические толкования, а иногда оставляет что-то без толкования. Но это не является противоречием. Потому что основа, которой он придерживался была в том, чтобы утверждать наличие атрибутов, которые упоминаются в Коране, хадисах, согласующихся (в этой теме с Кораном) и хадисах категории мутаватир в противоположность хадисам не из категории мутаватир (ахад – то есть единичные передачи; качества, упомянутые в таких хадисах, согласно этой основе не утверждались). Этот путь – путь ибн Акыля и ему подобных, и это один из методов ашаритов, таких, как аль-Кадый Абу Бакр аль-Бакиллани. Вместе с этим они также подтверждали наличие смысловых качеств».

(Дополнение от редакции)

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (ум. в 388 г. х.) сказал в книге «И’ляму Сунан фи шархи сахих аль-Бухари» (изд. «Дар аль-Кутуб аль-Ильмия», 2/171):

وليس معنى قول المسلمين إن الله على العرش هو أنه تعالى مماس له أو متمكن فيه أو متحيز في جهة من جهاته، لكنه بائن من جميع خلقه، وإنما هو خبر جاء به التوقيف فقلنا به ونفينا عنه التكييف إذ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير

«В словах мусульман “Аллах [истава] над Аршем” не подразумевается, что Он (Аллах) касается его или что Он занял на нём место, или что Он ограничен в пространстве одной из сторон. Однако Он отделён от всех Своих творений. Это то, что говорится в Шариате. Мы подтверждаем это и отрицаем придание образа Ему, как говорится в аяте “Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий”».

Эти слова аль-Хаттаби процитировал имам аль-Байхаки в своей книге «Аль-Асма ва-с-Сифат» (2/280).

Также имам аль-Байхаки в книге «Аль-Асма ва-с-Сифат» (2/161) цитирует слова имама аль-Хаттаби:

وقال أبو سليمان الخطابي رحمه الله: …وليس معنى اليد عندنا الجارحة إنما هو صفة جاء بها التوقيف فنحن نطلقها على ما جاءت ولا نكيّف، وننتهي إلى حيث انتهى بنا الكتاب والأخبار المأثورة الصحيحة وهو مذهب أهل السنة والجماعة

«И слово “йад” (букв.: рука), по нашему мнению, это не часть тела. Это сифат, который ниспослан свыше (в Коране и Сунне). И мы говорим только так, как этот сифат пришел, не придаём ему какой-либо образ. Мы останавливаемся там, где об этом пришёл аят или достоверный хадис. И это мазхаб Ахлю-Сунна валь Джама’а».

2. Абу Хамид Ахмад ибн Абу Тахир аль-Исфарайини (344–406 гг. х.)

Шейх Такыюддин ибн Таймийя передаёт от Абуль-Хасана аль-Курджи, что шейх Абу Хамид аль-Исфараини – шейх школы жителей Ирака – очень порицал ашаритов, в частности, имама аль-Бакиллани. Он порицал его за то, что когда Абу Бакр аль-Бакиллани выходил в уборную, то надевал чадру из страха, что Абу Хамид аль-Исфараини увидит его, а также за то, что аль-Исфараини запрещал посещать уроки тех, кто занимался калямом или же присутствовал на собраниях Абу ат-Тайиба аль-Бакиллани.

Удивительно то, что эти истории я не нашёл ни в книгах с биографиями учёных-шафиитов, ни в книгах с биографиями факихов. Их не упомянул имам аз-Захаби ни в своей книге «Сияр», ни в книге «Тарихуль-Ислям», и это учитывая, что он старался дискредитировать ашаритов настолько, насколько возможно.

В числе того, что делает эти истории маловероятными, следует упомянуть следующее: аль-Бакиллани пользовался определённым авторитетом у правителя и выступал в роли его посла в Византийской империи Как же можно представить, что ему подобные выходили на улицу, облачённые в чадру из страха перед шейхом Абу Хамидом?!

Перестаньте! Сам учитель Абу Хамида – Абуль-Касим ад-Дарки – был обвинён в склонности к мутазилизму, так же, как и ученик шейха Абу Хамида – Абуль-Хасан аль- Маварди. Небезызвестным является и то, что шейх Абу Хамид высоко отзывался об ад-Даракутни. Многие рассказывали, что ад-Даракутни встретил аль-Бакиллани и сказал о нём:

هذا يرد على أهل الأهواء باطلهم

«Этот человек опровергает ложные идеи сторонников страстей» («Бидаят ва-н-нихаят», 6/377), а после вознёс за него мольбу Аллаху!

Если даже допустить, что эти истории достоверны, то что говорит Абу Хамид относительно осуждения науки калям? Одно лишь мнение, что Коран – это несотворённая речь Аллаха, не делает его таймиитом. Ибн Кудама аль-Макдиси порицал калям и изучающих его, очень осуждал ашаритов, но он не шёл дорогой шейха ибн Таймии в вероубеждении, более того, он был одним из худших еретиков, по мнению ибн Таймии, так как ибн Таймия называл всех, кто следовал путём ибн Кудамы, распространителями невежества.

3. Абу Усман Исмаиль ибн Абдуррахман ас-Сабуни (373–449 гг. х.)

Шейх Абу Усман ас-Сабуни не был таймиитом, а был ашаритом, приверженцем тафвида.

Ибн Асакир передал в своей книге «Табйин казб аль-муфтари» («Дар ат-Таква», с. 677), что ас-Сабуни не выходил на свой урок без книги «Аль-Ибана» имама Абуль-Хасана аль-Ашари в руках. Он восхищался ею и говорил:

ماذا الذي ينكر على من هذا الكتاب شرح مذهبه

«Что в этой книге, разъясняющей его путь, можно отрицать?».

Шейх Абу Усман лично писал комментарии к книге «Рисаля щикая ахли ас-сунна», которую составил шейх Абуль-Касим аль-Кушайри. В ней есть следующие строки:

اتفق أصحاب الحديث على أن أبا الحسن علي بن إِسْمَاعِيلَ الأشعري رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ كان إمامًا من أئمة أصحاب الحديث ، ومذهبه مذهب أصحاب الحديث ، تكلم في أصول الديانَات على طريقة أهل السنة ، ورد على المخالفين من أهل الزيغ والبدعة ، وكان على المعتزلة والروافض والمبتدعين من أهل القبلة ، والخارجين من الملة : سيفًا مسلولا ، ومن طعن فيه ، أو قدح ، أو لعنه أو سبه فقد بسط لسان السوء في جميع أهل السنة

بذلنا خطوطنا طائعين بذلك في هذا الذكر في ذي القعدة سنة ست وثلاثين وأربعمائة والأمر على هذه الجملة المذكورة في هذا الذكر . وكتبه: عبد الكريم بن هوازن القشيري وفيه بخط أبي عبد الله الخبازي المقري كذلك يعرفه محمد بن علي الجنازي وهذا خطه وبخط الإمام أبي محمد الجويني الأمر على هذه الجملة المذكورة فيه وكتبه عبد الله بن يوسف  وبخط أبي الفتح الشاشي الأمر على هذه الجملة التي ذكرت وكتبه نصر بن محمد الشاشي بخطه وبخط آخر الأمر على هذه الجملة المذكورة فيه  وكتبه علي بن أحمد الجويني بخطه وبخط أبي الفتح العمري الهروي الفقيه الأمر على هذه الجملة المذكورة فيه وكتبه ناصر بن الحسين بخطه وبخط الأيوبي الأمر على الجملة التي ذكرت فيه وكتبه أحمد بن محمد بن الحسن بن أبي أيوب بخطه  وبخط أخيه الأمر على هذه الجملة المذكورة فيه  وكتبه علي بن محمد بن أبي أيوب بخطه  وبخط الإمام أبي عثمان الصابوني الأمر على الجملة المذكورة… إلخ

«Учёные Ахлю-Хадис единогласны в том, что Абуль-Хасан Али бин Исмаил аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) был одним из имамов людей хадиса, и его мазхаб – это их мазхаб. Он говорил об основах религии на пути Ахлю-Сунна и опровергал противоречащих им нововведенцев. Он был против мутазилитов, рафидитов, нововведенцев из числа ахлю аль-кибла и хавариджей из этой миллы – он был подобен обнажённому мечу. Тот, кто упрекает, порочит, проклинает или ругает его, поистине, направил свой злой язык против всех суннитов (Ахлю Сунна).

Мы написали вышеупомянутое в месяце зуль-хиджа 436 года, будучи согласны с вышеприведённым. Всё обстоит так, как было упомянуто в этой книге. Написал это Абдулькарим ибн Хавазин аль-Кушайри.

В книге также есть слова Абдуллаха аль-Хаббази аль-Макрий: “Также таковым это считает Мухаммад ибн Али аль-Хаббази, и это его почерк”.

Имам Абу Мухаммад аль-Джувейни писал в ней же: “Всё обстоит так, как приведено в упомянутом предложении. Это написал Абдуллах ибн Юсуф”.

Также почерком Абу аль-Фатха аш-Шаши написано: “Всё обстоит так, как приведено в предложении, которое было упомянуто. Это написал Наср ибн Мухаммад аш-Шаши  своей рукой”.

А другим почерком было написано: “Всё обстоит так, как приведено в упомянутом предложении. Написал это Али ибн Ахмад аль-Джувайни своей рукой”.

Также почерком Абу аль-Фатха аль-Амри аль-Харави аль-Факыха написано: “Всё обстоит так, как приведено в упомянутом предложении. Написал это Насыр ибн аль-Хусейн”.

Также почерком аль-Айуби написано: “Всё обстоит так, как приведено в предложении, которое упомянуто в ней (этой книге). Написал это Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Абу Айюб своей рукой”.

Также почерком его брата написано: “Всё обстоит так, как приведено в упомянутом предложении. Это написал Али ибн Мухаммад ибн Абу Айюб своей рукой”.

Почерком имама Абу Усмана ас-Сабуни написано: “Дело обстоит так, как приведено в упомянутом предложении”». (Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-муфтари», с. 257-258)

Имам Абу Усман ас-Сабуни сказал в книге «Акыдату саляф ва асхаб аль-Хадис» (Даруль-‘Асыма, с. 192):

وكذلك يثبتون ما أنزله الله عز اسمه في كتابه، من ذكر المجيء والإتيان المذكورين في قوله عز وجل: (هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة) وقوله عز اسمه: (وجاء ربك والملك صفا صفا). وقرأت في رسالة الشيخ أبي بكر الإسماعيلي إلى أهل جيلان أن الله سبحانه ينزل إلى السماء الدنيا على ما صح به الخبر عن الرسول صلى الله عليه وسلم، وقد قال الله عز وجل: (هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام) وقال: (وجاء ربك والملك صفا صفا) ونؤمن بذلك كله على ما جاء بلا كيف، فلو شاء سبحانه أن يبين لنا كيفية ذلك فعل، فانتهينا إلى ما أحكمه، وكففنا عن الذي يتشابه إذ كنا قد أمرنا به في قوله عز وجل: (هو الذي أنزل عليك الكتاب منه آيات محكمات هن أم الكتاب، وأخر متشابهات فأما الذين في قلوبهم زيغ فيتبعون ما تشابه منه، ابتغاء الفتنة وابتغاء تأويله، وما يعم تأويله إلا الله، والراسخون في العلم يقولون آمنا به كل من عند ربنا وما يذكر إلا أولو الألباب). انتهى

«Они признавали то, что ниспослал в Своей книге Аллах, да возвышено будет Его имя, например, упоминание Его [атрибутов] аль-маджиъу (приход) и аль-итьян (пришествия) в Его словах: “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится (аль-итьян) к ним вместе с ангелами, осенённый облаками?” и словах: “И придёт (аль-маджиъ) твой Господь, и ангелы рядами”.  

Я читал в “Послании к жителям Джейляна” за авторством шейха Абу Бакра аль-Исмаили, что Всевышний Аллах нисходит к нижним небесам, согласно словам, достоверно переданным от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал: “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осенённый облаками?” и сказал: “И придёт твой Господь, и ангелы рядами”. Мы верим во всё это, потому что об этом говорится [в священных текстах] без образа. Если бы Господь пожелал разъяснить нам как это будет, то сделал бы это. Мы следуем тому, что Он прояснил [в Своей книге] и останавливаемся перед тем, что Он оставил неясным для нас, потому что так нам было велено в Его словах: «Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами, желая [добиться] смуты и [получить такое] толкование [какое им понравится]. Но [истинноготолкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума» (Коран, 3:7)».

Обрати внимание, что ас-Сабуни посчитал аяты об атрибутах Аллаха неясными (муташабихат), толкования которых не знает никто, кроме Аллаха.

Также имам ас-Сабуни сказал в книге «Акыдату-с-саляф ва асхаб аль-Хадис» (Даруль-‘Асыма, с. 234:

وقال: وقرأت لأبى عبد الله ابن أبي جعفر البخاري، وكان شيخ بخارى في عصره بلا مدافعة، وأبو حفص كان من كبار أصحاب محمد بن الحسن الشيباني، قال أبو عبد الله:- أعني ابن أبى حفص هذا- سمعت عبد الله بن عثمان وهو عبدان شيخ مرو يقول: سمعت محمد بن الحسن الشيباني يقول: قال حماد بن أبي حنيفة: قلنا لهؤلاء: أرأيتم قول الله عز وجل (وجاء ربك والملك صفا صفا)؟ قالوا: أما الملائكة فيجيئون صفا صفا، وأما الرب تعالى فإنا لا ندري ما عنى بذاك، ولا ندري كيفية مجيئه، فقلت لهم: إنا لم نكلفكم أن تعلموا كيف مجيئه، ولكنا نكلفكم أن تؤمنوا بمجيئه، أرأيت من أنكر أن الملك يجيء صفا صفا ما هو عندكم؟ قالوا: كافر مكذب. قلت: فكذلك إن أنكر أن الله سبحانه لا يجيء فهو كافر مكذب. انتهى

«Я учился у Абу Абдуллаха ибн Абу Джафара аль-Бухари, который без возражений был шейхом Бухары в свое время, а Абу Хафс был одним из больших соратников Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани. Абу Абдуллах – имею ввиду сына Абу Хафса – говорил: «Я слышал Абдуллаха ибн Усмана – он же Абдан шейх Мерва, который говорил: «Я слышал Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, который говорил: «Хаммад ибн Абу Ханифа говорил:

«Мы сказали им: «Видели ли вы слова Аллаха: Придет твой Господь и ангелы рядами?», на что они сказали: «Касательно ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем, что Он подразумевал под этими словами и мы не знаем, как будет происходить приход!», и тогда я сказал им: «Мы не обязываем вас тем, что бы вы знали, как Он придет, однако мы обязываем вас уверовать в Его приход. Кем является по вашему мнению тот, кто отрицает приход ангелов рядами?», они ответили: «Такой является неверующим и обвиняющим во лжи (Коран)», я сказал: «Так же и с тем, кто отрицает, что Аллах придет, он является неверующим и обвиняющим во лжи».

Обрати внимание на его слова: «Мы не знаем, что Он подразумевал под этими словами».

Имам ас-Сабуни хвалил имама Абуль-Маали аль-Джувейни, говоря:

صرف الله المكاره عن هذا الإمام، فهو اليوم قرة عين الإسلام.

«Аллах отвёл от этого имама неприятности, и он сегодня является усладой очей Ислама». (Ибн ан-Наджар, «Зайль тарих Багдад», 1/93)

Будь справедлив и не толкуй это в угоду своим страстям!

(Дополнение от редакции)

Также имам Абу Усман ас-Сабуни сказал в книге «Акыдату-с-саляф ва асхаб аль-Хадис» (Даруль-‘Асыма, с. 222):

سمعت الأستاذ أبا منصور على إثر هذا الحديث الذي أملاه علينا يقول سئل أبو حنيفة عنه فقال: «ينزل بلا كيف » وقال بعضهم: «ينزل نزولا يليق بالربوبية بلا كيف، من غير أن يكون نزوله مثل نزول الخلق، بالتخلي والتملي، لأنه جل جلاله منزه أن تكون صفاته مثل صفات الخلق، كما كان منزها أن تكون ذاته مثل ذوات المخلوقين، فمجيئه وإتيانه ونزوله على حسب ما يليق بصفاته، من غير تشبيه وكيف.

«И я слышал, как устаз Абу Мансур, сразу после того, как рассказал нам этот хадис, сказал: «Абу Ханифу спрашивали об этом, и он сказал: «Нузуль, без образа». А некоторые из них сказали: «Он совершает нузуль так, как это подобает Его Господству, без образа. И Его «нузуль» не подобен нисхождению Его творений, занимая одно место и освобождая другое. Это потому, что Он далек и пречист от того, чтобы Его сущность или какие-либо качества были подобны сущностям и качествам созданных. Поэтому Его «нузуль», «маджиъ» находятся в полном соответствии с остальными Его совершенными качествами, далекими от какого-либо уподобления и образа»».

4. Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (426–489 гг. х.)

Имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани также не был таймиитом.

Имам Абуль-Касим ат-Тайми аль-Асбахани, имеющий титул «опора сунны», сказал в своей книге «Аль-Худжа фи баян аль-Махаджа» (1/314):

اعلم أن مذهب أهل السنة أن العقل لا يوجب شيئا على أحد، ولا يدفع شيئا عنه، ولا حظ له في تحليل أو تحريم، ولا تحسين ولا تقبيح، ولو لم يرد السمع ما وجب على أحد شيء، ولا دخلوا في ثواب ولا عقاب

«Абуль-Музаффар сообщил мне следующее: “Знай, что мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что разум не способен налагать на людей какие-либо обязанности или запрещать им что-либо. И нет у него прав запрещать или разрешать что-либо, как и определять, является та или иная вещь хорошей и благой или плохой и дурной (эта тема называется «тахсин ва такбих»). Если бы до нас не дошли шариатские тексты, то обязанности не были бы возложены ни на кого из людей, и они бы не заслуживали ни награды, ни наказания”, затем он привёл доказательства сказанного».

Это и есть мазхаб ашаритов по теме «ат-тахсин ва ат-такбих».

Также имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал в своём тафсире, комментируя 115 аят суры Аль-Бакара:

وقد ذكر الله تعالى الوجه في كتابه في أحد عشر موضعًا، وهو صفة له تعالى وتفسيره: قراءته والإيمان به، وسيأتي

«Всевышний Аллах упомянул слово “ваджх” (лик) в Своей Книге одиннадцать раз. Это (ваджх) является Его атрибутом, а толкование этого слова заключается в прочтении этого и вере. Мы ещё вернёмся к этому позже».

Имам ас-Сам’ани также сказал, комментируя 88 аят суры Аль-Касас:

وقوله: {كل شئ هالك إلا وجهه} قال سفيان الثوري: إلا ما أريد به وجهه ورضاه من العمل. ويقال: {إلا وجهه} أي: إلا هو. وعن سفيان بن عيينة قال: كل ما وصف الله به نفسه في الكتاب فتفسيره قراءته، لا تفسير له غيره. وقد ذكر الله تعالى (الوجه في أحد عشر موضعا من القرآن، قد بينا أنه صفة من صفات الله، يؤمن به على ما ذكره الله تعالى) .

«О словах Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” Суфьян ас-Саури сказал: “Кроме того, что было сделано ради Его Лика и деяний, что сделали Его довольным”. Также некоторые сказали, что это значит: “Кроме Него”. От Суфьяна ибн Уяйны передаётся, что он сказал: “Толкование всего того, чем Аллах описал Себя в Своей Книге заключается в прочтении этого и нет иного толкования этому”. Аллах упомянул слово “ваджх” (лик) в одиннадцати местах в Коране. Мы уже разъяснили, что это один из Его атрибутов, в которые необходимо уверовать так, как Аллах упомянул их».

Также ас-Сам’ани сказал, комментируя 64 аят суры Аль-Маида:

وأما اليد: صفة لله — تعالى — بلا كيف، وله يدان، وقد صح عن النبي أنه قال: » كلتا يديه يمين «. والله أعلم بكيفية المراد.

«Что касается йад (букв.: рука), то это атрибут Всевышнего Аллаха, которому не приличествует образ. Он имеет йадани (букв.: две руки). Достоверно известно, что Пророк сказал: “Обе Его руки (йадани) правые”, а Аллах знает лучше об образе (реализации) подразумеваемого».

Также ас-Сам’ани сказал, комментируя 210 аят суры Аль-Бакара:

قوله تعالى: {هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة} والآية من المتشابهات.

«Слова Всевышнего “Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осенённый облаками” принадлежат к категории аятов с неясным смыслом (муташабихат)».

Также ас-Сам’ани сказал, комментируя 22 аят суры Аль-Фаджр:

وقال: وقوله: {وجاء ربك} وهو من المتشابه الذي يؤمن به ولا يفسر، وقد أول بعضهم: وجاء أمر ربك، والصحيح ما ذكرنا.

«Слова Аллаха “И придёт твой Господь” принадлежат к категории аятов с неясным смыслом, в которые необходимо уверовать и не толковать. Некоторые, аллегорически толкуя аят, сказали, что это значит: “И придёт веление твоего Господа”, но верным является то, что мы упомянули».

Также ас-Сам’ани сказал в тафсире к 30 аяту суры Каф, комментируя хадис «Адская Геенна будет повторять: “Есть ли добавка?”, пока аль-Джаббар (одно из имён Аллаха) не поставит в неё Свой кадам (букв.: стопа), после чего Геенна скажет: “Достаточно! Достаточно!»:

والخبر من المتشابه، وقد بينا وجه الكلام في المتشابه.

«Это сообщение относится к категории муташабихат (с неясным смыслом). Мы уже объяснили прежде, что такое муташабихат».

Имам ас-Сам’ани сказал об аятах муташабихат, комментируя 121 аят суры Аль-Бакара:

قال الحسن: يعملون بأوامره، ويؤمنون بمحكمه، ويكلون المتشابه إلى الله تعالى

«Аль-Хасан сказал: “Они поступают согласно велениям его (Корана), верят в ясное и однозначное из него (мухкам) и оставляют знание о неясном и неоднозначном (муташабихат) из него Аллаху Всевышнему”».

Также ас-Сам’ани сказал, комментируя седьмой аят суры Алю Имран:

قوله تعالى: {وما يعلم تأويله إلا الله} استأثر الله تعالى بعلم التأويل، وقطع أفهام العباد عنه، والفرق بين التأويل والتفسير: أن التفسير: هو ذكر المعنى الواضح، كما تقول في قوله: {لا ريب فيه} أي: لا شك فيه، وأما التأويل: هو ما يؤول المعنى إليه، ويستقر عليه.

«Слова Всевышнего “Хотя толкования (таъвиль) этого не знает никто, кроме Аллаха” означают, что только Аллах знает толкование этого, и Он преградил рабам любые пути к пониманию этого. Разница между таъвилем и тафсиром в том, что тафсир – это упоминание ясного смысла, например, когда ты говоришь о словах Аллаха “Нет подозрения в этом”, это значит, что нет сомнений в этом, а что касается таъвиля, то это то (слово), во что переходит смысл и упрочается в нем».

Также имам Абуль-Музаффар ас-Сам’ани сказал, комментируя 5 аят суры Та Ха:

وقوله: {الرحمن على العرش استوى} اعلم أن مخارج الاستواء في اللغة كثيرة: وقد يكون بمعنى العلو، وقد يكون بمعنى الاستقرار، وقد يكون بمعنى الاستيلاء – على بعد – وقد يكون بمعنى الإقبال. والمذهب عند أهل السنة أنه يؤمن به ولا يكيف، وقد رووا عن جعفر بن عبد الله، وبشر الخفاف قالا: كنا عند مالك، فأتاه رجل وسأله عن قوله: {الرحمن على العرش استوى} كيف استوى؟ فأطرق مالك مليا، وعلاه الرحضاء، ثم قال: الكيف غير معقول، والاستواء مجهول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أظنك إلا ضالا، ثم أمر به فأخرج. ونقل أهل الحديث عن سفيان الثوري، والأوزاعي، والليث بن سعد، وسفيان بن عيينة، وعبد الله بن المبارك أنهم قالوا في الآيات المتشابهة: أمروها كما جاءت. وقال بعضهم: تأويله الإيمان به، وأما تأويل الاستواء بالاستقبال، فهو تأويل المعتزلة.

«Слова Аллаха “Милостивый над Троном истава. Знай, что у слова “истава” в арабском языке много значений. Оно может иметь значение возвышения (улюв), может иметь смысл утверждения (истикрар), овладения (истиля) или обращения (икбаль).

Мазхаб Ахлю-Сунна заключается в том, что необходимо верить в это и не полагать, что оно имеет какой-то конкретный образ. Передаётся, что Джафар ибн Абдуллах и Бишр аль-Хаффаф сказали: “Мы были у Малика, когда к нему пришёл некий человек и спросил о словах Аллаха «Милостивый над Троном истава« – мол, какова Его истива? Малик замолчал, на лбу у него проступил пот, затем он сказал: «Образ этого не поддаётся осмыслению (немыслим), аль-истива Его неизвестно (что из себя представляет), вера в это обязательна, а вопрос об этом – нововведение! Я считаю, что ты не кто иной, как заблудший!», затем он отдал повеление, и его вывели”.

Сторонники школы хадиса (ахлюль-хадис) передавали от Суфьяна ас-Саури, аль-Авзаи, ал-Лейса ибн Са’да, Суфьяна ибн Уяйна и Абдуллаха ибн аль-Мубарака, что они сказали об аятах из категории муташабихат: “Пропускайте их (не останавливайтесь на них и не углубляйтесь) так, как они пришли”.

Некоторые сказали: “Их толкование заключается в вере в них, а что же касается толкования слова «аль-истива» в значении «приём» (истикбаль), то это – мнение мутазилитов”».

Я скажу, что если бы праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах) были убеждены, что Всевышний Аллах имеет образ, то имама Малика не бросило бы в пот (от этого), вопрос человека о том, что же утверждено в отношении Аллаха (то есть об образе, который утверждён, по мнению салафитов), не был бы нововведением, а сам спрашивающий не назвался бы нововведенцем и не заслуживал бы изгнания (с этого собрания). Но саляфы не были убеждены, что Аллах Всевышний имеет образ, и поэтому имам Малик сказал: “Нельзя спрашивать, каким образом, вопрос «каким образом» не приличествует Ему!”.

5. Абу Мухаммад Хусейн ибн Мас’уд аль-Багави (433–516 гг. х.)

Имам аль-Багави – оживитель сунны, не являлся таймиитом.

Тебе достаточно прочитать «Шарх ас-Сунна» и его тафсир и объединить его слова, чтобы увидеть, что он являлся муфаввидом и не следовал стезёй шейха Ибн Таймии (да помилует его Аллах).

Это ясно и очевидно. Например, имам аль-Багави сказал, комментируя 210 аят суры Аль-Бакара:

قوله تعالى (هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام):  والأولى في هذه الآية وما شاكلها أن يؤمن الإنسان بظاهرها ويكل علمها إلى الله تعالى، ويعتقد أن الله عز اسمه منزه عن سمات الحدث، على ذلك مضت أئمة السلف وعلماء السنة. قال الكلبي: هذا من المكتوم الذي لا يفسر، وكان مكحول والزهري والأوزاعي ومالك وابن المبارك وسفيان الثوري والليث بن سعد وأحمد وإسحاق يقولون فيها وفي أمثالها: أمروها كما جاءت بلا كيف، قال سفيان بن عيينة: كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره قراءته، والسكوت عليه، ليس لأحد أن يفسره إلا أالله تعالى ورسوله. اهـ

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме того, что Аллах явится к ним, осенённый облаками – лучшее для человека в отношении этого и подобным ему аятам – уверовать в них поверхностно, предоставив знание о них Аллаху, и верить в то, что Господь, да возвысится Его имя, не имеет качеств сотворённого. Так верила община салафов и учёных сунны. Аль-Кальби сказал: “Эти сообщения сокровенны и не толкуются”. Макхуль, аз-Зухри, аль-Авзаи, Малик, ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, ал-Лейс ибн Саад, Ахмад и Исхак говорили о подобных аятах: “Читайте их так, как они ниспосланы (без убавления и добавления), не придавая этому образа”. Суфьян ибн Уяйна сказал: “Толкованием всего того, чем Аллах описал Себя в Своей книге, является (простое) чтение, молчание о них, и никто, кроме Аллаха и Его посланника, не способен толковать их».

Обрати внимание на его слова: «Оставив знание о них Аллаху», на его цитирование слов аль-Кальби и довольство ими: «Эти сообщения сокровенны и не толкуются», и его цитирование слов Макхуля и других людей: «Толкованием всего того, чем Аллах описал Себя в Своей книге, является (простое) чтение, молчание о них, и никто, кроме Аллаха и Его посланника, не способен толковать их».

Также аль-Багави сказал, комментируя 7 аят суры Аль-А’раф:

وأما أهل السنة فيقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى، بلا كيف، يجب على الرجل الإيمان به، ويكل العلم فيه إلى الله عز وجل.

«А Ахлю-Сунна говорят: “Истива над Аршем – это атрибут Аллаха Всевышнего без [материального] образа. Человек обязан верить в это и оставить знание об этом Аллаху Всевышнему”».

Далее аль-Багави сказал:

وقال: وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبد الله بن المبارك وغيرهم من علماء السنة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهة: أمروها كما جاءت بلا كيف.

«От Суфьяна ас-Саури, аль-Авзаи, ал-Лейса ибн Са’да, Суфьяна ибн Уяйны и Абдуллаха ибн аль-Мубарака и других передаётся, что учёные сунны говорили об аятах, в которых упоминаются атрибуты муташабихат (с неясным смыслом): “Читайте их, так как они ниспосланы (букв.: проходите эти места так, как они ниспосланы), не придавая им образа”».

Обрати внимание на его цитаты этих выдающихся личностей, согласно которым аяты об атрибутах Аллаха принадлежат к категории муташабихат (неясные, неоднозначные), а не мухкамат (ясные), как об этом заявлял шейх Такиюддин ибн Таймия.

Мазхаб аль-Багави в текстах муташабихат таков: принятие и вера в них и одновременное признание собственной неспособности познать то, что в них подразумевается.

6. Абуль-Хусейн Яхьи ибн Абиль-Хайр аль-Имрани (489–558 гг. х.).

Имам аль-Имрани не был таймиитом, а являлся ханбалитом-муфаввидом по своему вероубеждению.

Он говорил, что Коран (как речь Аллаха) – это звуки (распространяющиеся в пространстве) и буквы, и что он является предвечным, но не заявлял, что Коран предвечен как вид, но непредвечен как цепочка частей (как заявлял об этом ибн Таймия – прим. пер.), более того, он опровергал каррамитов, которые так говорили.

Он хранил книгу «Ат-Табсыра фи усулид-дин» за авторством ханбалитского учёного и преподавал её своим ученикам. Он перенял её у двух своих учителей – аль-Фаиши и аль-Яфии (или аль-Яфаии), а они, в свою очередь, переняли её у Абу Насра аль-Банданиджи. Если бы ты прочёл эту книгу, то узнал бы, что согласно ей аяты об атрибутах Аллаха принадлежат к категории муташабихат (неясных, неоднозначных). Книга приводит аргументы в пользу этого и опровергает тех, кто говорит: «Как можно верить в то, образ чего нельзя всецело познать (букв.: наше знание не охватывает)?» или «Как можно узнать то, что не постигает наш разум?».

Будь внимателен к содержащимся в этой книге опровержениям слов: «Как можно узнать то, что не постигает наш разум?».

И обрати также внимание на слова аль-Имрани в книге «Аль-Интисар» (с. 100):

ونؤمن بأخبار الصفات الواردة عن النبي — صلى الله عليه وسلم- في النزول وغيره إيمانا مجملا ولا نفسرها بل نُمرُّها كما جاءت

«Мы верим в сообщения об атрибутах, которые приходят от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), например, нузуль и другое, без подробностей, и не разъясняем их, однако читаем их так, как они пришли».

Также аль-Имрани сказал (с. 626):

قد ذكرنا أن في الكتاب والسنة صفات لله نؤمن بها كما جاءت ولا نفسرها

«Мы уже говорили, что в Коране и Сунне присутствуют сообщения об атрибутах Аллаха, которые мы верим так, как они пришли, и не разъясняем их».

Также аль-Имрани сказал (с. 633):

مذهب السلف والعلماء من الصحابة والتابعين ومن بعدهم من أئمة الأمصار كمالك والشافعي وأحمد بن حنبل ينزهون الله عن الجسمية، والتصديق بما ورد من هذه الآي والأخبار، والسكوت عن تفسيرها، والاعتراف بالعجز عن علم المراد بذلك، والتسليم والإيمان بذلك إيمانًا جمليًّا كما آمنا وصدقنا بإثبات الذات من غير تكييف.

«Мазхаб салафов и учёных из числа сподвижников, табиинов и имамов разных стран, которые жили после них – Малик, аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль – заключался в том, что они отрицали наличие телесности в отношении Аллаха, признавали правдивость того, что ниспослано в этих аятах и хадисах, не толковали их, признавали свою немощность в познании подразумеваемого смысла, подчинялись и веровали в эти тексты в целом (не вдаваясь в детали), подобно тому, как мы признали и уверовали, что Аллах существует без наличия образа».

Будь внимателен к его словам и не толкуй их по своему желанию!

Похожие материалы