Почему нельзя утверждать известное лексическое значение сифатов аль-хабария

Один из них говорит: “Почему нельзя утвердить наличие таких сифатов аль-хабария, как “йад” (букв.: рука), “ваджх” (букв.: лик) в их известном лексическом значении?”

Этому есть ряд причин:

1) Утверждение выражений “йад”, “ваджх”, “сакъ” в их известном лексическом значении приведет к утверждению, что Аллах является телом – это не нуждается в разъяснении, а эти части – это органы данного тела. Те же, кто заявляют об известном лексическом смысле, после чего отрицают телесность Господа, противоречат сам себе, а мы с такими не ведем разговор.

Если кто-то скажет, что он отрицает от Аллаха недостатки и телесность, исповедуя концепцию “тафвид кейфия” (оставление знания об образе на усмотрение Господа).

Мы ответим, что утверждать наличие известного лексического смысла вещи с отрицанием знания о её образе, не значит отрицать суть вещи, потому что образ – это описание, акцидентное к сущности и его изменение или незнание о нём никак не влияет на сущность вещи.

Я приведу пример, который облегчит понимание этого. Если я скажу тебе, что купил телефон, однако, его внешность и конструкция отличается от внешности всех остальных телефонов, которые нам известны. Отрицаю ли я этими словами то, что телефон остается телефоном? Конечно, нет! Он остается телефоном, как бы ни поменялась его внешность. Точно также известный лексический смысл слов “йад”, “ваджх”, “сак” не отрицает то, что они являются частями, из которых состоит тело.

2) Например “йад” имеет более, чем один смысл в языке, некоторые из них приходят в Коране, как в словах Всевышнего: «(Сказали иудеи) рука Аллаха скована» (5:64), что означает скупость, или «Его обе руки распростерты» (5:64), что означает щедрость. И эти смыслы применяются даже к тому, у кого нет рук с рождения или в результате ампутации.

Или слова Аллаха о Коране: «Ложь не подберется к нему (Корану) ни спереди (букв.: с передних его рук), ни сзади» (41:42), а ведь все знают, что у Корана нет рук, хоть Аллах и описал его ими.

Когда пришел категоричный коранический текст «Нет ничего подобного Ему» (42:11) и категоричное рациональное мышление говорит там, что утверждение известного лексического смысла выражения “йадейн” (две руки) ведет к антропоморфизму, а то, что Аллах является телом абсурдно, тогда мы вынесли решение, что “две руки” нельзя понимать в известном лексическом значении, точно так же, как мы не понимаем в известном лексическом значении это выражение в отношении Корана.

Это и есть мазхаб людей истины, которые отталкиваются от категоричного текста и категоричного понимания, и между ими нет противоречия. Будь повнимательней!

Похожие материалы