Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам.
В рамках обсуждения вопроса таклида следует затронуть несколько важных аспектов, которые помогут понять, что разногласия между теми, кто запрещает таклид в акыде, и теми, кто допускает таклид, не такие значительные.
И первый из таких вопросов: согласно мнению тех, кто считает таклид в акыде запретным, каких именно вопросов акыды это касается?
Говорит имам Мухаммад ас-Санабави аль-Азхари, более известный как аль-Амир (1154–1232 гг. х.):
واعلم: أن موضوع الخلاف التقليد فيما جهله كفرٌ، كصفات السلوب والمعنوية، أما صفات المعاني ونحوها مما لا يكفرُ منكرُهُ فلا، كما أفاده العلامة المَلَّوي
«Знай, что разногласия в вопросах таклида касаются тех вопросов, невежество в которых является неверием, как апофатические атрибуты (сифаты сальбия) и сифаты маанавия, а что касается сифатов маани и подобных вопросов, отрицание которых не является куфром, то эти вопросы не подпадают под эту тему, как на это указал аль-Алляма аль-Малляви».[1]
Поэтому те имамы, которые считали, что таклид в акыде запретен, не распространяли этот запрет на все вопросы акыды без исключений, а считали, что мукалляф обязан изучить доводы на те вопросы, незнание в которых является неверием, как то, что Аллах существует, Безначален, Бесконечен, Един, самостоятелен в Своем существовании, отличен от творений, и факт того, что Он является Живым, Знающим, Могущественным и так далее.
Но если человек делает таклид за имамами Сунны и говорит, что Аллах знает Знанием, но не знает, как рационально это доказать, то за такой таклид на нем не будет греха, даже согласно мнению тех, кто считает, что таклид запретен.
Но это не означает, что человек может исповедовать мутазилитские воззрения в этом вопросе, потому что есть разница между грехом за таклид и грехом за нововведенческие убеждения в акыде.
Так же, как ошибочный иджтихад не прощает заблуждение в акыде, также таклид за ложным мнением в акыде не является оправданием.
И если нет греха на человеке за то, что он не знает рациональных доводов в вопросах разногласий с мутазилитами, тем более на человеке не будет греха за то, что он не знает рациональных доводов в вопросах разногласий между ашаритами и матуридитами.
Имам аль-Гунейми (ум. в 1297 г. х.), который считал таклид в акыде запретным, пишет в хашият на «Умм аль-Барахин» (см. скан рукописи), что человек может делать таклид в вопросах разногласий между ашааритами и матуридитами любому из мнений:
«Если имеется в виду, что человек впадает в грех за таклид вообще в любом вопросе, то это не принимается, потому что вопросы разногласий между ашаритами и матуридитами, как являются ли атрибуты действия предвечными, возможно ли с точки зрения разума прощение ширка, возможно ли с точки зрения разума вечное наказание верующего Адом, можно ли говорить: “ИншаАллах, я верующий”, и вопрос веры мукаллида, то человек не впадает в грех за следование любому из мнений в этом вопросе».[2]
Другой важный вопрос: являются ли мусульмане-простолюдины мукаллидами в акыде по мнению тех, кто считал, что таклид в акыде запретен?
Говорит имам Абу аль-Баракат ан-Насафи (ум. 710 г.х.), который считал таклид в акыде запретным:
ثم هذه المسألة في حق من نشأ في قطر من الأقطار أو شاهق جبل من الجبال لم تبلغه الدعوة فرآه مسلم ودعاه إلى الدين، بيّن له ما يفترض اعتقاده وأخبره أن رسولا لنا بلّغ هذا الدين عن الله تعالى ودعانا إليه وقد ظهرت على يده المعجزات، فصدّقه هذا الإنسان في جميع ذلك واعتقد الدين من غير تأمل وتفكر فأما من نشأ فيما بين المسلمين من أهل القرى والأمصار من ذوي النهى والأبصار، فلا يخلو عن ضرب استدلال وإن كان لا يهتدي إلى العبارة عن دليله ولا يقدر عن دفع الشبهة المعترضة عليه
«Вопрос (таклида) в акыде касается людей, которые живут в местности, до куда не дошел призыв Ислама, и этот человек увидел мусульманина, который призвал его к Исламу и разъяснил ему то, во что ему надо верить, и рассказал ему, что всё это передано Посланником Аллаха от Аллаха, и этот Посланник призывал к религии Аллаха и проявлял чудеса. И этот человек поверил ему во всем этом и уверовал в эту религию без дополнительных размышлений. Но человек, который родился среди мусульман, будь это в селе или городе, то если он обладает умом, то такой вид доказательств у него есть, хотя он и не может его выразить и не может ответить на сомнения в отношении этих доводов».[3]
И тоже самое говорит имам ат-Тафтазани, что мусульмане-простолюдины, которые живут среди мусульман, не являются мукаллидами в акыде, а мукаллид — это человек, который услышал об Исламе от какого-то мусульманина и поверил ему на слово, что это истинная религия, не требуя у него каких-либо доказательств на это.[4]
И как мы видим, многие крупные имамы калама, которые считали, что таклид в акыде запретен, не ставили условием для выхода из таклида знание рациональных каламических доводов, а простолюдины-мусульмане вообще не являются мукаллидами в их представлении, и разногласие с такими имамами лишь словесное, а не сущностное.
И поэтому если какой-то имам сказал, что таклид в акыде запретен, то надо уточнить, что именно он считал запретным и ставил ли он условием именно изучение рациональных доводов.
[1] «Хашият» аль-Амир, 1/412.
[2] Автор выражает благодарность устазу Тимуру аль-Башкурди, который показал это место и предоставил рукопись.
[3] «Шарх аль-Умда», стр. 391.
[4] «Шарх аль-Макасид», 5/223.