Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 х/1105-1175 м) писал в книге «Табйин казб аль-муфтари» (с. 149):
كتب إليّ الشيخ أَبُو الْقَاسِمِ نصر بن نصر الواعظ يخبرني ، عن الْقَاضِي أَبِي المعالي بن عَبْدِ الْمَلِكِ ، وذكر أبا الحسن الأشعري ، فقال : نضر اللَّه وجهه ، وقدس روحه ، فإنه نظر في كتب المعتزلة ، والجهمية ، والرافضة ، وإنهم عطلوا وأبطلوا ، فقَالُوا : لا علم لِلَّه ، ولا قدرة ، ولا سمع ، ولا بصر ، ولا حياة ، ولا بقاء ، ولا إرادة ، وقالت الحشوية ، والمجسمة ، والمكيفة المحددة : إن لِلَّه علما كالعلوم ، وقدرة كالقدر ، وسمعا كالأسماع ، وبصرا كالأبصار ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : إن لِلَّه سبحانه وتعالى علما لا كالعلوم ، وقدرة لا كالقدر ، وسمعا لا كالأسماع ، وبصرا لا كالأبصار .
وكذلك قَالَ جهم بن صفوان : العبد لا يقدر على إحداث شيء ، ولا على كسب شيء ، قالت المعتزلة : هو قادر على الإحداث والكسب معا ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : العبد لا يقدر على الإحداث ويقدر على الكسب ، ونفى قدرة الإحداث ، وأثبت قدرة الكسب.
وكذلك قالت الحشوية المشبهة : إن اللَّه سبحانه وتعالى يرى مكيفا محدودا كسائر المرئيات ، وقالت المعتزلة ، والجهمية ، والنجارية : إنه سبحانه لا يرى بحال من الأحوال ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : يرى من غير حلول ، ولا حدود ، ولا تكييف.
كما يرانَا هو سبحانه وتعالى ، وهو غير محدود ، ولا مكيف ، فكذلك نراه وهو غير محدود ، ولا مكيف.
وكذلك قالت النجارية : إن الباري سبحانه بكل مكان من غير حلول ولا جهة ، وقالت الحشوية ، والمجسمة : إنه سبحانه حال في العرش ، وإن العرش مكان له ، وهو جالس عليه ، فسلك طريقة بينهما ، فقل : كان ولا مكان ، فخلق العرش والكرسي ، ولم يحتج إلى مكان ، وهو بعد خلق المكان كما كان قبل خلقه.
وقالت المعتزلة : له يد ، يده : قدرة ونعمة ، ووجهه : وجه وجود ، وقالت الحشوية : يده يد جارحة ، ووجهه وجه صورة ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : يده يد صفة ، ووجهه وجه صفة ، كالسمع والبصر.
Мне написал шейх Абуль-Касим Наср ибн Наср аль-Ваиз рассказывая от Кади Абуль-Маали ибн Абдул-Малика (более известного как Имам аль-Джувайни или Имам аль-Харамайн), упомянувшего Абуль-Хасана аль-Аш’ари и сказавшего:
«Да освятит Аллах его лицо и очистит его душу, поистине он исследовал книги му`тазилитов, джахмитов, рафидитов: Они аннулировали и посчитали ложными [сифаты Аллаха, Свят Он Велик] и сказали: «Нет у Аллаха знания, а также [нет] мощи, слуха, зрения, существования, вечности, воли». А хашавиты, муджассима и те, кто придают границы и образы сказали: «У Аллаха есть знание такое, как у других; мощь такая, как у других; слух такой, как у других; зрение, как других»
А он – Абуль-Хасан аль-Аш’ари – да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «У Аллаха есть знание, но не как у других; мощь, но не как у других; слух, но не как у других; зрение, но не как у других».
Также Джахм ибн Сафван сказал: «Раб не в силах создать что-либо, и не может приобретать». Му`тазилиты сказали: «Раб способен как на творение, так и на приобретение».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Раб не в силах творить, но может приобретать» – этим он отвергнул возможность творить и установил возможность приобретения.
Также сказали хашавиты-уподобленцы: «Аллаха можно увидеть в образе в определенных границах также, как бывает видимо и все другое». Му`тазилиты, джахмиты, наджариты сказали: «Всевышнего Аллаха не возможно увидеть никак».
А он – Абуль-Хасан аль-Аш’ари – да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Его увидят без слияния, без границ и без образа. Также как Он видит нас, будучи без ограничения и без образа, также Он будет без границы и образа, когда мы Его увидим».
Также сказали наджариты: «Всевышний Аллах везде, без слияния и стороны». Хашавиты и муджассима сказали: «Всевышний Аллах над Троном, а Трон является для него местом, и Он сидит на нем».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Был Аллах и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси и не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остался таким же, каким был до его сотворения».
Сказали му`тазилиты: «У него есть «йяд» – и это мощь и благоденствие, у него есть «ваджх» – и это его существование». Хашавиты сказали: «У него есть «йяд» – и это часть тела, у него есть «ваджх» – и это лицо».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Его «йяд» – это его сифат, его «ваджх» – это его сифат, также как слух и зрение».
وكذلك قالت المعتزلة : النزول نزول بعض آياته ، وملائكته والاستواء بمعني الاستيلاء ، وقالت المشبهة ، والحشوية : النزول نزول ذاته بحركة وانتقال من مكان إلى مكان ، والاستواء جلوس على العرش ، وحلول فيه ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : النزول صفة من صفاته ، والاستواء صفه من صفاته ، وفعل فعله في العرش : يسمى الاستواء.
وكذلك قالت المعتزلة : كلام اللَّه مخلوق مخترع مبتدع ، وقالت الحشوية المجسمة : الحروف المقطعة ، والأجسام التي يكتب عليها ، والألوان التي يكتب بها ، وما بين الدفتين كلها قديمة أزلية ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : القرآن كلام اللَّه قديم غير مغير ، ولا مخلوق ، ولا حادث ، ولا مبتدع ، فأما الحروف المقطعة والأجسام ، والألوان ، والأصوات ، والمحدودات ، وكل ما في العالم من المكيفات : مخلوق مبتدع ، مخترع.
وكذلك قالت المعتزلة ، والجهمية ، والنجارية : الإيمان مخلوق على الإطلاق ، وقالت الحشوية المجسمة : الإيمان قديم على الإطلاق ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، وقال : الإيمان إيمانَان : إيمان لِلَّه فهو قديم ، لقوله : الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ سورة الحشر آية 23 ، وإيمان للخلق فهو مخلوق لأنه منهم يبدو ، وهم مثابون على إخلاصه ، معاقبون على شكه ، وكذلك قالت المرجئة : من أخلص لِلَّه سبحانه وتعالى مرة في إيمانه لا يكفر بارتداد ، ولا كفر ، ولا يكتب عليه كبيرة قط.
وقالت المعتزلة : إن صاحب الكبيرة مع إيمانه ، وطاعته مائة سنة لا يخرج من النَّار قط ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، وقال : المؤمن الموحد الفاسق ، هو في مشيئة اللَّه تعالى إن شاء عفا عنه ، وأدخله الجنة ، وإن شاء عاقبه بفسقه ، ثم أدخله الجنة ، فأما عقوبة متصلة مؤبدة فلا يجازى بها كبيرة منفصلة منقطعة
Также му`тазилиты сказали: «Нузуль» (нисхождение) – это нисхождение его знамений и ангелов, «истиваъ» означает овладение». Мушаббиха и хашавиты сказали: «Нузуль – это нисхождение Его Сущности с движением и переходом с одного места на другое, «истиваъ» – это сидение на Троне и слияние вместе с ним».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Нузуль» – это его сифат, «истиваъ» тоже его сифат. И то действие, которое он совершил с троном называют «истиваъ»».
Также сказали му`тазилиты: «Речь Аллаха сотворена». Хашавиты-муджассимы сказали: «Буквы, тела, на которых пишут эти буквы, цвета (чернила), которыми пишут их, и то, что между листками – все это предвечное».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Коран – предвечная речь Аллаха, не измененная, не сотворенная, а что касается букв, тел, цветов (чернил), звуков и все остальное ограниченное, то все это сотворенное».
Также му`тазилиты, джахмиты, наджариты сказали: «Иман является сотворенным». Хашавиты- муджассима сказали: «Иман является предвечным».
А он, да будет доволен им Аллах, вступил в срединный путь и сказал: «Иман делится на два вида: Иман Всевышнего Аллаха и он предвечный, потому что Всевышний сказал: «Оберегающего, Хранителя». И второе – это иман творений и он сотворенный, потому что он проявляется у них (например у кафира, у которого не было имана, он появился), они вознаграждаются за искреннее проявление имана, также их наказывают за сомнения в имане».
Также сказали мурджииты: «Тот, кто хоть раз проявит искренность в вере во Всевышнего, никогда не впадет в куфр и для него не будет записан ни один большой грех». Сказали му`тазилиты: «Тот, кто совершит большой грех, будучи уверовавшим и совершающим благие дела сто лет, никогда не выйдет из ада».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Уверовавший единобожник-грешник будет находится под волей Всевышнего Аллаха, если Он захочет, то простит его и введет в Рай, а захочет – накажет его за его грехи, а затем введет в Рай. А вечными муками не наказывается тот, кто изредка совершал большие грехи».
وكذلك قالت الرافضة : إن للرسول صلوات اللَّه عليه وسلامه ولعلي عليه السلام شفاعة من غير أمر اللَّه تعالى ، ولا إذنه حتى لو شفعا في الكفار قبلت ، وقالت المعتزلة : لا شفاعة له بحال ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهما ، فقال : بأن للرسول صلوات اللَّه عليه وسلامه شفاعة مقبولة في المؤمنين المستحقين للعقوبة ، يشفع لهم بأمر اللَّه تعالى وإذنه ، ولا يشفع إلا لمن ارتضي.
وكذلك قالت الخوارج : بكفر عثمان ، وعَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُما ، ونص هو رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ على موالاتهما ، وتفضيل المقدم على المؤخر.
وكذلك قالت المعتزلة : إن أمير المؤمنين معاوية ، وطلحة ، والزبير ، وأم المؤمنين عائشة ، وكل من تبعهم رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُم على الخطأ ، ولو شهدوا كلهم بحبة واحدة لم تقبل شهادتهم ، وقالت الرافضة : إن هؤلاء كلهم كفار ارتدوا بعد إسلامهم ، وبعضهم لم يسلموا.
وقالت الأموية : لا يجوز عليهم الخطأ بحال ، فسلك رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ طريقة بينهم ، وقال : كل مجتهد مصيب ، وكلهم على الحق وإنهم لم يختلفوا في الأصول ، وإنما اختلفوا في الفروع ، فأدى اجتهاد كل واحد منهم إلى شيء فهو مصيب وله الأجر والثواب على ذلك.
إلى غير ذلك من أصول يكثر تعدادها وتذكارها وهَذِهِ الطرق التي سلكها لم يسلكها شهوة وإرادة ، ولم يحدثها بدعة ، واستحسانًا ، ولكنه أثبتها ببراهين عقلية مخبورة ، وأدلة شرعية مسبورة ، وأعلام هادية إلى الحق ، وحجج داعية إلى الصواب والصدق ، هي الطرق إلى اللَّه سبحانه وتعالى ، والسبيل إلى النجاة والفوز ، مَنْ تمسك بها فاز ونجا ، ومن حاد عنها ضل وغوى.
فإذا كان أَبُو الْحَسَنِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، كما ذكر عنه من حسن الاعتقاد ، مستصوب المذهب عند أهل المعرفة بالعلم ، والانتقاد ، يوافقه في أكثر ما يذهب إليه أكابر العباد ، ولا يقدح في معقتده غير أهل الجهل والعنَاد ، فلا بد أن نحكي عنه معتقده على وجهه بالأمانة ، ونجتنب أن نزيد فيه ، أو ننقص منه تركا للخيانة ، ليعلم حقيقة حاله في صحة عقيدته في أصول الديانة.
Также сказали рафидиты: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Али да будет доволен им Аллах, имеют право на заступничество без повеления Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, на это и без Его разрешения так, что если даже они станут ходатайствовать за неверующих, то оно будет принято!» И сказали му`тазилиты: «Нет никакого заступничество вообще».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, будет иметь право заступничества за верующих, которые заслуживают наказания. Он будет ходатайствовать за них по повелению Аллаха, Свят Он и Велик, и с Его разрешения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сможет ходатайствовать ни за кого, кроме тех, кем доволен Всевышний Аллах».
Также хавариджи сказали, что Умар и Али, да будет доволен ими Аллах, впали в неверие, а он, да будет доволен им Аллах, явно указал на их превосходство и то, что первый был выше второго [по степени]. Также му`тазилиты сказали: «Повелитель правоверных Муавия, Тальха, Зубайр и мать правоверных Айша и все их последователи, да будет ими доволен Аллах, ошиблись, и если все они засвидетельствуют о чем либо, то их свидетельство не принимается». Рафидиты сказали: «Все они (перечисленные) являются неверными и вышли из Ислама, а некоторые из них даже не были мусульманами». Умавийюни сказали: «Они никогда не ошибаются».
А он, да будет доволен им Аллах, пошел по срединному пути и сказал: «Каждый муджтахид является правым, и все они на истине, и их разногласие не было в основах, но только лишь в ответвлениях [религии]. В том, к чему привел их иджтихад, они являются правыми, и за это получат вознаграждение».
И во многих других [вопросах, он пошел по срединному пути], перечислять которые можно много. И он пошел по этому пути не по прихоти или из-за желания, и он не ввёл их (эти положения) [только лишь потому, что] посчитал правильными, однако он подтвердил их рациональными доводами, шариатскими доводами и правильной аргументацией, и это являются путем к Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, и дорогой к спасению: тот, кто будет придерживаться его – спасется, а кто отдалится от него – заблудится».
И в то время как Абуль-Хасан, да будет доволен им Аллах, является таковым [как мы его описали] с правильными убеждениями, путь которого является верным для людей знаний, соответствующим большинству поклоняющихся [Всевышнему], его убеждения не будет порочить никто кроме невежд и упрямцев.
Нам необходимо честно рассказывать о его убеждениях такими, какие они и есть, и отдаляться от добавления в него чего-либо или убавления из него чего-либо, чтобы люди знали истинное состояние его убеждений в основе веры».
Также хафиз Ибн Асакир писал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 367):
فيا ليت شعري ماذا الذي تنفر منه القلوب عنهم – يعني الأشاعرة – أم ماذا ينقم أرباب البدع منهم؟! أغزارة العلم، أم رجاحة الفهم، أم اعتقاد التوحيد والتنزيه، أم اجتناب القول بالتجسيم والتشبيه، أم القـول بإثبـات الصفـات، أم تقديس الـرب عن الأعضـاء والأدوات؟!
«О если бы я знал, что отворачивает сердца от ашаритов, за что их ненавидят сторонники нововведений?! За их обильное знание и рассудительность, или убеждения Единобожия и очищения Аллаха от недостатков, или воздержание в речах от таджсима (придание тела) и ташбиха (уподобление), или слова подтверждающие сифаты Аллаха, или очищение Господа от наличия органов и частей?!».
Также Ибн Асакир писал (с. 410):
وأكثر العلماء في جميع الأقطار عليه وأئمة الأمصار في سائر الأعصار يدعون إليه، ومنتحلوه هم الذين عليهم مدار الأحكام، وإليهم يرجع في معرفة الحلال والحرام، وهم الذين يُفتون الناس في صعاب المسائل، ويعتمد عليهم الخلق في إيضاح المشكلات والنوازل، وهل من الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق له أو منتسب إليه أو راضٍ بحميد سعيه في دين الله أو مُثنٍ بكثرة العلم عليه
«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах, в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя, те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания».