Есть ли граница между Аллахом и Троном?

Одним из постулатов вероубеждения Ахлю-Сунна валь-Джамаа является то, что Всевышний Аллах существует вне времени и пространства. Место не присуще Ему, а границы не очерчивают Сущность Творца. В данном случае граница – это то, что отделяет один объект (тело) от другого. То есть это то, что разделяет две вещи.

Почему возникла необходимость отрицать границы в отношении Аллаха? Как известно, те, кто уподобляет Аллаха творениям (мушаббиха), считают, что Он буквально находится над Троном. При этом многие из них убеждены, что Аллах отделён Своей Сущностью от Трона. Отделённость они понимают именно в буквальном – пространственном – значении, а именно – когда заканчивается мир творений, начинается Сущность Творца, а разделяет их некая граница.

На обязательном приписывании этой границы Аллаху настаивают современные саляфиты. Тех, кто отрицает границы, они считают джахмитами.

Да, между двумя телами всегда есть пространственная граница, однако Аллах не является телом, поэтому в отношении Него в принципе не применимо понятие «граница». Границы могут быть только между материальными объектами.

Категорически недопустимо проводить аналогии между существованием Творца и существованием Его творений. Ведь между ними нет ни малейшего подобия и сходства.

Аллах сообщил во множестве аятов, что он абсолютно не подобен творениям.

«И нет никого, равного Ему» (Коран, 112:4), «Нет ничего подобного Ему» (Коран, 42:11), «Знаешь ли ты другого с таким именем?» (со смыслом «Знаешь ли ты подобного Ему?» – как сказал ибн Аббас) (Коран, 19:65),  «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Коран, 2:22), «Никого не сравнивайте с Аллахом» (Коран, 16:74), и другие.

Саляфиты сравнили существование Аллаха с существованием творений и посчитали, что раз в этом мире между двумя объектами обязательно есть граница, а так как Аллах отделён от творений и не смешивается с Ними, то между Аллахом и творениями тоже есть определённая граница. Однако, Всевышний Аллах не подобен творениям ни полностью, ни частично.

ПОНИМАНИЕ ВОЗВЫШЕННОСТИ У АХЛЮ-СУННА 

Ашариты утверждают ‘улюв (букв.: возвышенность) и фаукыю (букв.: верховенство) Аллаха, потому что ниспосланы тексты об этом, а смысл той возвышенности, которую люди понимают, то есть возвышение одного тела над другим, не подобает Ему, так как Аллах – не тело. Это то, что отрицают все группы Ахлю-Сунна.

Затем, у них имеются разногласия: «Утвердим ли мы в отношении Аллаха возвышение, не подобное возвышению одних тел над другими, или будем толковать это аллегорически?».

Например, Аллах сказал в Коране:

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ

«Он — Одолевающий фаука (букв.: над) Своими рабами». (сура Аль-Анам, аяты 18 и 61).

В данном случае первые говорят: «Аллах фаука (букв.: над) Своими творениями, без границ, образа и места. Это не то же самое, что расположение одного тела над другим, поскольку Аллах – не тело. Истинную суть того, что имеется в виду под “фаука”, мы не можем постичь, а значит, оставляем знание об этом на Аллаха».

Вторые же говорят: «Аллах над Своими творениями своим могуществом, властью и правлением».

Оба мнения законны и не выходят за рамки Ахлю-Сунна.

Что касается саляфитов, то они утверждают, что Аллах над Своими творениями в том смысле, что Он находится над ними, и это Его место. При этом говорится о наличии границ и расстояния между Аллахом и творениями.

Это мнение муджассима (антропоморфистов) и выходит за рамки Ахлю-Сунна. На рисунке ниже показан пример того, как мушаббиха понимают возвышенность Аллаха над Троном.

То, что между первым мнением и мнением саляфитов есть принципиальная разница свидетельствуют слова Ибн Таймии.

Шейх Ибн Таймия сказал в книге «Баян тальбис аль-джахмия» (3/725):

أما الأول فهو قول من يقول هو فوق العرش وليس له حد ولا مقدار ولا هو جسم كما يقول ذلك كثير من الصفاتية من الكلابية وائمة الاشعرية وقدمائهم ومن وافقهم من الفقهاء والطوائف الاربعة وغيرهم وأهل الحديث والصوفية وغير هؤلاء وهم أمم لا يحصيهم الا الله ومن هؤلاء أبو حاتم ابن حبان وأبو سليمان الخطابي البستيان

«Первое мнение принадлежит тем, кто говорит, что Аллах – фаука (букв.: над) Троном, но не имеет границ, размеров, телесности, как об этом заявляют многие утверждающие сифаты из числа куллябитов и имамов ашаритов, ранние из них, а также факихи и последователи четырёх мазхабов, согласившиеся с ними, Ахлю-Хадис, суфии и другие: всё это – множество общин, число которых знает только Аллах. К ним относятся Абу Хатим ибн Хиббан и Абу Сулейман аль-Хаттаби».

Что же мы видим сегодня? Саляфиты пытаются аргументировать свое понимание возвышенности, приводя высказывания ученых, о которых выше говорит Ибн Таймия, тогда как это мнение, которого он сам не придерживается.

Первое мнение, которое упомянул Ибн Таймия – это законное мнение Ахлю-Сунна. Поэтому, когда саляфиты приводят вам слова ученых, которые утверждают ‘улюв и фаукыю, отрицая при этом границы и телесность, знайте, что эти слова против них же самих.

Из того, что всё существующее – это Аллах и мир творений, и из того, что Аллах не проявляется в мире (Его сущность не смешивается с ним) и не является местом для проявления мира в Нём и не соприкасается с миром, следует, что всё, помимо этого мира, есть Аллах.

Однако мы не говорим, что Аллах существует после того, как мир заканчивается, или что Он находится вне мира. Потому что начало и конец, внутри и снаружи – это понятия, которые свойственны только творениям.

Если яснее, то добавления, которые приходят в священных текстах и относятся к Аллаху – это описания вещей, которые занимают пространство, и акциденций, и мы подтверждаем эти описания, но отрицаем значения, которые приличествуют только вещам, занимающим место, или акциденциям, и то, что вытекает из этого.

ОТДЕЛЁННОСТЬ АЛЛАХА ОТ ТВОРЕНИЙ

Некоторые ученые Ахлю-Сунна использовали выражение «отделён от творений» (بائن من خلقه) в отношении Аллаха, и это истина. Однако, что подразумевается под этими словами?

Целью этих слов было опровержение тем, кто считал, что Аллах сливается с творениями. Однако утверждение отделённости не влечет за собой утверждение границы и расстояния.

Имам аль-Байхаки (384 – 458 гг. х.) передал в «Аль-Асма ва Сифат» (Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя, с. 519) высказывание имама Абуль-Хасана аль-Ашари:

وهو أن الله مستو على عرشه وأنه فوق الأشياء بائن منها ، بمعنى أنها لا تحله ولا يحلها ، ولا يمسها ولا يشبهها ، وليست البينونة بالعزلة تعالى الله ربنا عن الحلول والمماسة علوا كبيرا .

«Аллах муставин над Троном Своим и Он фаука (букв.: над) всеми вещами, отделен от них, в том смысле, что они не смешиваются с Ним и Он не смешивается с ними. Он не соприкасается с ними и не подобен им. Его отделённость не является отдалённостью. Превыше Аллах от смешивания с творениями и соприкосновения с ними».

Поэтому ученые Ахлю-Сунна, которые утверждали «отделённость Аллаха от творений» не имели ввиду, что между Аллахом и творением есть некое расстояние и граница. А те же, кто говорили, что Аллах не отделён от творений, отрицали именно пространственную отдалённость на расстоянии.

Так, имам аль-Байхаки сказал в книге «Аль-Асма ва Сифат» (Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя, с. 518):

والقديم سبحانه عال على عرشه لا قاعد ولا قائم ولا مماس ولا مباين عن العرش ، يريد به : مباينة الذات التي هي بمعنى الاعتزال أو التباعد ، لأن المماسة والمباينة التي هي ضدها ، والقيام والقعود من أوصاف الأجسام ، والله عز وجل أحد صمد لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفوا أحد ، فلا يجوز عليه ما يجوز على الأجسام تبارك وتعالى .

«Предвечный Аллах — Свят Он! — возвышен над Своим Троном. Он не сидит, не стоит и не соприкасается с Троном и не отделён от него. Под отделённостью подразумевается отделённость Его сущности, которая в смысле отдалённости на расстоянии, потому что, как разделение, так и соприкасание, которое есть его антоним, а также стояние или сидение — всё это свойства тел. А Аллах — Всевышний Единый, Самодостаточный, Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему — невозможны в отношении Него те смыслы, которые возможны в отношении тел. Преславен Он и Возвышен!».

Шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296 – 1371 гг. х.) пишет в тахкыке к книге «Ас-Сайфу Сакыль» (стр. 53-54):

ﻭﻟﻔﻆ “ ﺑﺎﺋﻦ ﻋﻦ ﺧﻠﻘﻪ “ ﻟﻢ ﻳﺮﺩ ﻓﻲ ﻛﺘﺎﺏ ﻭﻻ ﺳﻨﺔ، ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺃﻃﻠﻘﻪ ﻣﻦ ﺃﻃﻠﻘﻪ ﻣﻦ ﺍﻟﺴﻠﻒ ﺑﻤﻌﻨﻰ ﻧﻔﻲ ﺍﻟﻤﻤﺎﺯﺟﺔ ﺭﺩﺍً ﻋﻠﻰ ﺟﻬﻢ، ‏(ﻳﻌﻨﻰ ﻓﻲ ﻗﻮﻟﻪ : ﺇﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻣﻜﺎﻥ‏) ﻻ ﺑﻤﻌﻨﻰ ﺍﻻﺑﺘﻌﺎﺩ ﺑﺎﻟﻤﺴﺎﻓﺔ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻦ ﺫﻟﻚ، ﺫﻛﺮﻩ ﺍﻟﺒﻴﻬﻘﻲ ﻓﻲ ﺍﻷﺳﻤﺎﺀ ﻭﺍﻟﺼﻔﺎﺕ .

«Слова «отделён от творений», – не пришли ни в Коране, ни в Сунне. Эти слова использовали некоторые саляфы для отрицания растворённости Аллаха в мире творений, которую утверждал Джахм (он говорил, что Аллах везде), но саляфы не имели в виду, что Аллах отдалён пространственно. Аллах чист от всего этого, как упомянул аль-Байхаки в Аль-Асмау ва ас-Сифат».

САЛЯФЫ ОТРИЦАЛИ ГРАНИЦЫ В ОТНОШЕНИИ АЛЛАХА

Хафиз Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Байхаки (384 – 458 гг. х.) передал в своей книге «Аль-Асма ва Сифат» от известного мухаддиса Абу Дауда ат-Таялиси (133 – 204 гг. х):

أَخْبَرَنَا الْفَقِيهُ أَبُو بَكْرٍ أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ الْحَارِثِ الْأَصْبَهَانِيُّ، أنا أَبُو مُحَمَّدِ بْنُ حِيَّانَ، ثنا إِسْحَاقُ بْنُ أَحْمَدَ الْفَارِسِيُّ، ثنا حَفْصُ بْنُ عُمَرَ الْمِهْرِقَانِيُّ، ثنا أَبُو دَاوُدَ، قَالَ: كَانَ سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ وَشُعْبَةُ وَحَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ وَحَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ وَشَرِيكٌ وَأَبُو عَوَانَةَ لَا يُحِدُّونَ وَلَا يُشَبِّهُونَ وَلَا يُمَثِّلُونَ، يَرْوُونَ الْحَدِيثَ لَا يَقُولُونَ كَيْفَ، وَإِذَا سُئِلُوا أَجَابُوا بِالْأَثَرِ. قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَهُوَ قَوْلُنَا. قُلْتُ: وَعَلَى هَذَا مَضَى أَكَابِرُنَا

«Нам сообщил правовед Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Харис аль-Асбахани, нам рассказал Абу Мухаммад ибн Хайан, нам рассказал Исхак ибн Ахмад аль-Фариси, нам рассказал Хафс ибн Умар аль-Михрикани, нам рассказал Абу Дауд ат-Таялиси:

«Суфьян ас-Саури (97–161 гг. х), Шу’ба (85–160 гг. х), Хаммад ибн Зейд (98–179 гг. х), Хаммад ибн Салама (ум. 167 г.х), Шариик (95–177 гг. х) и Абу ‘Аввана (ум. 175 г.х) не ограничивали [Господа], не сравнивали Его [с творениями] и не уподобляли Его [им]. Они передавали хадисы и не задавались относительно их смыслов вопросом «как?». А если их спрашивали, отвечали преданиями».

И сказал Абу Дауд: «Этого мнения придерживаемся и мы»».

Я же – аль-Байхаки – скажу, что этого придерживались и наши лидеры (ашариты)».

Хафиз Ибн Батта аль-Укбари аль-Ханбали (304 – 387 гг. х.) передал в своей книге «Аль-Ибана аль-Кубра» (3/326) от Абу Бакр Абдуль-Азиз ибн Джафар (Гъулям аль-Халляля) от Абдуллаха ибн Ахмада ибн Гъияса от Ханбаля от имама Ахмада, что он сказал:

وهو على العرش بلا حد

«Аллах ‘аля-ль-‘Арш (букв.: над Троном) без границ».

Имам Абу Джа’фар ат-Тахави (239 – 321 гг. х), изложивший акыду имамов Абу Ханифы, и его двух учеников, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, сказал в своей книге известной как «Акыда ат-Тахавийя»:

وَتَعَالَى عَنِ الْحُدُودِ وَالْغَايَاتِ وَالْأَرْكَانِ وَالْأَعْضَاءِ وَالْأَدَوَاتِ، لَا تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

«Он превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».

Известный мухаддис, хафиз Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан аль-Бусти (270 – 354 гг. х.) сказал во вступлении к своей книге «Ас-Сикат» (1/1):

الحمد لله الذي ليس له حد محدود فيحتوى، ولا له أجل معدود فيفنى، ولا يحيط به جوامع المكان ولا يشتمل عليه تواتر الزمان

«Хвала Аллаху, Который не ограничен границами, и для Него нет ограниченного срока, после которого Он бы исчез, и Его не охватывает место и не объемлет все существующее время».

Имам Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим аль-Исмаили (277 – 371 гг. х.) сказал в книге «И’тикад Ахлю-Сунна» (с. 24):

ويعتقدون جواز الرؤية من العباد المتقين لله عز وجل في القيامة ، دون الدنيا ، ووجوبها لمن جعل الله ذلك ثواباً له في الآخرة ، كما قال : (وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ) (القيامة:22) (إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ) (القيامة:23) , وقال في الكفار : (كَلَّا إِنَّهُمْ عَنْ رَبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَمَحْجُوبُونَ) (المطففين:15) فلو كان المؤمنون كلهم والكافرون كلهم لا يرونه ، كانوا جميعا عنه محجوبين ، وذلك من غير اعتقاد التجسيم في الله عز وجل ولا التحديد له ، ولكن يرونه جل وعز بأعينهم على ما يشاء هو بلا كيف .

«Они убеждены, что богобоязненные рабы, смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: “Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа”. (Коран 75:22-23). Аллах сказал о неверующих: “В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой”. (Коран 83:15). Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что он будут ограждены. Это все без убеждения телесности для Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса “как?”».

МОЖНО ЛИ НА ОСНОВАНИИ СЛОВ КАКОГО-ЛИБО ИМАМА ИЗ САЛЯФОВ ПРИПИСЫВАТЬ АЛЛАХУ ГРАНИЦЫ?

Имам Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби (319–388 гг. х.) сказал в труде «Ар-Рисаля ан-Насихат»:

ومن هذا الباب أن قومًا منهم زعموا أن الله حدًّا، وكان أعلى ما احتجوا به في ذلك حكاية عن ابن المبارك قال علي بن الحسن بن شقيق قلت لابن المبارك نعرف ربنا بحد أو نثبته بحد فقال نعم بحد. فجعلوه أصلاً في هذا الباب وزادوا الحد في صفاته تعالى الله عن ذلك وسبيل هؤلاء القوم عافانا الله وإياهم أن يعلموا أن صفات الله تعالى لا تؤخذ إلا من كتاب أو من قول رسول الله صلى الله عليه وسلم دون قول أحد من الناس كائنًا من كان علت درجته أو نزلت تقدم زمانه أو تأخر لأنها لا تدرك من طريق القياس والاجتهاد فيكون فيها لقائل مقال ولناظر مجال. على أن هذه الحكاية قد رويت لنا أنه قيل له أتعرف ربنا بجد فقال نعم نعرف ربنا بجد (بالجيم) لا (بالحاء). وزعم بعضهم أنه جائز أن يقال إن له تعالى حدًّا لا كالحدود كما نقول يد لا كالأيدي فيقال له إنما أحوجنا إلى أن نقول يد لا كالأيدي لأن اليد قد جاء ذكرها في القرآن وفي السنة فلزم قبولها ولم يجز ردها فأين ذكر الحد في الكتاب والسنة حتى نقول حد لا كالحدود كما نقول يد لا كالأيدي أرأيت إن قال جاهل رأس لا كالرؤوس قياسًا على قولنا يد لا كالأيدي هل تكون الحجة عليه إلا نظير ما ذكرناه في الحد من أنه لما جاء ذكر اليد وجب القول به ولما لم يجيءْ ذكر الرأس لم يجز القول به.

«В этой же главе говорится, что некоторые люди из их числа утверждали, что Аллах имеет границу, и максимум, чем они аргументировали, это утверждение Ибн аль-Мубарака.

Али ибн аль-Хасан ибн Шакык сообщил, что спросил Ибн аль-Мубарака: “Мы знаем нашего Господа с границей или же утверждаем Его с границей?”, и он сказал: “Да, с границей”.

В данной главе они сделали эти слова обоснованием и добавили новое качество Аллаха – границу. Превыше Он всего этого!

Выход для них – да простит Аллах нас и их – в том, чтобы знать, что качества (сифаты) Аллаха познаются только из Корана и слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не из слов кого-либо из людей, кем бы они ни были и каких бы высот ни достигли, независимо от того, жили они раньше или позже. Ведь качества Аллаха не познаются через суждение по аналогии или иджтихад, поэтому в разделе качеств слова принадлежат только сказавшему их (то есть слова любого человека, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), остаются всего лишь словами людей), а у исследователя есть простор для рассуждений.

Возможно, эта история передана нам в следующем виде. У Ибн аль-Мубарака спросили: “Ты знаешь нашего Господа по-настоящему?”, на что он ответил: “Да, мы знаем Его по-настоящему” (слово “хадд” (граница) и “джидд” (серьёзность, по-настоящему) на письме отличаются только наличием точки в букве Джим – прим. ред.).

Некоторые утверждают, что допустимо сказать, что Всевышний имеет границу, но не такую, как у творений, так же, как мы говорим то же самое про “йад” (букв.: рука), который не похож на другие руки.

Такому человеку следует сказать: “Нам приходится говорить так про “йад”, потому что он упомянут в Коране и Сунне, и это необходимо принять и нельзя отвергать. Но где же в Коране и Сунне упоминается о границе, чтобы мы сказали, что она не подобна другим границам, так же, как мы говорим, что Его йад не подобен другим рукам?

Как ты считаешь, если невежда скажет, что у Него есть “раъс” (букв.: голова), но не такая, как другие головы, проведя таким образом аналогию с нашими словами, что Его йад не таков, как другие руки, то следует ли опровергнуть его каким-либо иным аргументов, кроме того же, при помощи которого мы уже опровергли заявление о наличии у Аллаха границы? А именно, что так как в Коране упомянут “йад”, нам необходимо сказать о его наличии, однако, так как в Коране нет ничего про “раъс” (букв.: голова), то нам не дозволяется говорить о его наличии”». (Цит. по книге «Баян тальбис аль-джахмия»)

КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА АБДУЛЛАХА ИБН АЛЬ-МУБАРАКА?

Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Асмау ва с-Сифат»:

وَقَالَ: {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} ثُمَّ قَدْ مَضَى قَوْلُ أَهْلِ النَّظَرِ فِي مَعْنَاهُ، وَحَكَيْنَا عَنِ الْمُتَقَدِّمِينَ مِنْ أَصْحَابِنَا تَرْكَ الْكَلَامِ فِي أَمْثَالِ ذَلِكَ، هَذَا مَعَ اعْتِقَادِهِمْ نَفْيَ الْحَدِّ وَالتَّشْبِيهِ وَالتَّمْثِيلِ عَنِ اللَّهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى… فَأَمَّا الْحِكَايَةُ الَّتِي تَعَلَّقَ بِهَا مَنْ أَثْبَتَ لِلَّهِ تَعَالَى جِهَةً: فَأَخْبَرَنَا بِهَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا جَعْفَرٍ مُحَمَّدَ بْنَ صَالِحِ بْنِ هَانِئٍ، يَقُولُ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ نُعَيْمٍ، يَقُولُ: سَمِعْتُ الْحَسَنَ بْنَ الصَّبَّاحِ الْبَزَّازَ، يَقُولُ: سَمِعْتُ عَلِيَّ بْنَ الْحَسَنِ، يَقُولُ: سَأَلْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ الْمُبَارَكِ قُلْتُ: كَيْفَ نَعْرِفُ رَبَّنَا؟ قَالَ: فِي السَّمَاءِ السَّابِعَةِ عَلَى عَرْشِهِ. قُلْتُ: فَإِنَّ الْجَهْمِيَّةَ تَقُولُ: هُوَ هَذَا. قَالَ: إِنَّا لَا نَقُولُ كَمَا قَالَتِ الْجَهْمِيَّةُ، نَقُولُ: هُوَ هُوَ. قُلْتُ: بِحَدٍّ؟ قَالَ: إِي وَاللَّهِ بِحَدٍّ. لَفْظُ حَدِيثِ مُحَمَّدِ بْنِ صَالِحٍ. إِنَّمَا أَرَادَ عَبْدُ اللَّهِ بِالْحَدِّ حَدَّ السَّمْعِ، وَهُوَ أَنَّ خَبَرَ الصَّادِقِ وَرَدَ بِأَنَّهُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى، فَهُوَ عَلَى عَرْشِهِ كَمَا أَخْبَرَ، وَقَصَدَ بِذَلِكَ تَكْذِيبَ الْجَهْمِيَّةِ فِيمَا زَعَمُوا أَنَّهُ بِكُلِّ مَكَانٍ، وَحِكَايَتُهُ الْأُخْرَى تَدُلُّ عَلَى مُرَادِهِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ . أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ، أنا أَبُو بَكْرٍ مُحَمَّدُ بْنُ دَاوُدَ الزَّاهِدُ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ السَّامِيُّ، حَدَّثَنِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ شَبُّوَيْهِ الْمَرْوَزِيُّ، قَالَ: سَمِعْتُ عَلِيَّ بْنَ الْحَسَنِ بْنِ شَقِيقٍ، يَقُولُ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ الْمُبَارَكِ، يَقُولُ: نَعْرِفُ رَبَّنَا فَوْقَ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ، عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى، بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ، وَلَا نَقُولُ كَمَا قَالَتِ الْجَهْمِيَّةُ بِأَنَّهُ هَهُنَا. وَأَشَارَ إِلَى الْأَرْضِ. قُلْتُ: قَوْلُهُ: «بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ» . يُرِيدُ بِهِ مَا فَسَّرَهُ بَعْدَهُ مِنْ نَفْيِ قَوْلِ الْجَهْمِيَّةِ لَا إِثْبَاتِ جِهَةٍ مِنْ جَانِبٍ آخِرَ، يُرِيدُ مَا أَطْلَقَهُ الشَّرْعُ وَاللَّهُ أَعْلَمُ. أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ، قَالَ: سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ صَالِحِ بْنِ هَانِئٍ، يَقُولُ: سَمِعْتُ أَبَا بَكْرٍ مُحَمَّدُ بْنُ إِسْحَاقَ بْنِ خُزَيْمَةَ يَقُولُ: سَمِعْتُ أَبَا قُدَامَةَ، يَقُولُ: سَمِعْتُ أَبَا مُعَاذٍ الْبَلْخِيَّ بِفَرْغَانَةَ قَالَ: قَرَأْتُ عَلَى جَهْمٍ الْقُرْآنَ وَكَانَ عَلَى مَعْبَرِ التِّرْمِذِ وَكَانَ رَجُلًا كُوفِيَّ الْأَصْلِ فَصِيحَ اللِّسَانِ، لَمْ يَكُنْ لَهُ عِلْمٌ وَلَا مُجَالَسَةُ أَهْلِ الْعِلْمِ، كَانَ يَتَكَلَّمُ مَعَ الْمُتَكَلِّمِينَ فَقَالُوا لَهُ: صِفْ رَبَّكَ الَّذِي تَعْبُدُهُ. قَالَ: فَدَخَلَ الْبَيْتَ لَا يَخْرُجُ كَذَا وَكَذَا، قَالَ: ثُمَّ خَرَجَ عَلَيْهِمْ بَعْدَ أَيَّامٍ ذَكَرَهَا فَقَالَ: هُوَ هَذَا الْهَوَاءُ مَعَ كُلِّ شَيْءٍ وَفِي كُلِّ شَيْءٍ وَلَا يَخْلُو مِنْ شَيْءٍ، كَذَبَ عَدُوُّ اللَّهِ، إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى فِي السَّمَاءِ كَمَا وَصَفَ نَفْسَهُ.

«Аллах сказал: “Милостивый над Троном истава” (ТаХа, 5). Слова исследователей о смысле этого аята уже приведены, и мы передали слова ранних учёных из числа наших сторонников, что следует оставить рассуждения об этом и подобном и верить, что Преславный Аллах не имеет границы и существ, подобных или идентичных Себе.

Что же касается истории, с которой связаны те, кто приписывают Аллаху наличие стороны, то она передаётся от Али ибн аль-Хасана ибн Шакика:

«Я спросил Абдуллаха ибн аль-Мубарака: “Как нам познать нашего Господа?”, На что он ответил: “Фи-с-самаи ас-саби’ати ‘аля ‘Аршихи” (букв.: “над седьмым небом, над Троном”). Я сказал: “Но джахмиты говорят, что Он – это…” (возможно, Али ибн аль-Хасан указал на какой-то предмет, тем самым сообщая, что джахмиты верят в вездесущность Аллаха – прим. ред.). Ибн аль-Мубарак продолжил: “Мы не говорим так, как говорят джахмиты, но говорим: “Он это Он””, я спросил: “С границей?”, на что он ответил: “Да, клянусь Аллахом, с границей”. Это версия Мухаммада ибн Салиха».

Под границей Абдуллах подразумевал границу услышанного из священных текстов [которую нельзя переступать]. Достоверное сообщение пришло с тем, что Он ‘аля-ль-‘Арш истава (букв.: над Троном истава) и что Он ’аля ‘Аршихи (букв.: над Троном Своим), как  пришло в священных текстах. Ибн аль-Мубарак хотел таким образом уличить во лжи джахмитов в их словах, что Он находится везде. Другая история указывает на это, а Аллах знает лучше.

От Али ибн аль-Хасана ибн Шакыка сообщается: «Я слышал, как Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: “Мы знаем нашего Господа, который фаука (букв.: над) семью небесами, который ‘аля-ль-‘Арш истава (букв.: над Троном истава), который отделён от Своих творений. Мы не говорим, как говорят джахмиты, что Он здесь”, – и ибн аль-Мубарак указал на землю». 

Под словами «отделён от Своих творений» он подразумевал то, чему дал толкование далее – то есть отрицание мнения джахмитов, [что Аллах вездесущ], а не приписывание Аллаху наличие другой стороны. Он подразумевал то, о чём говорится в Коране, а Аллах знает лучше.

От Абу Кудамы сообщается: «Будучи в Фергане, я слышал, как Абу Муаз аль-Бальхи сказал: “Я читал Коран Джахму, когда тот был на переправе Термеза. Этот человек был куфийцем, он был красноречив, но он не обладал знаниями и не посещал собрания учёных. Джахм общался с мутакаллимами, и они сказали ему: “Опиши нам своего Господа, которому ты поклоняешься”, после чего Джахм зашёл в дом и не выходил. Он вышел к ним через несколько дней и сказал: “Он является этим воздухом, Он присутствует вместе со всем и в каждой вещи, и ни одна вещь не свободна от Его (сущности)”. Солгал враг Аллаха, поистине, Аллах фи-с-сама (букв.: в небе), как Он сам сказал о себе”».

ОТРИЦАНИЕ ГРАНИЦ ВЕДЕТ К ОТРИЦАНИЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ АЛЛАХА?

Шейх уль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х) сказал в книге «Лисан аль-Мизан» (5/120):

وقوله قال له النافي ساويت ربك بالشيء المعدوم إذ المعدوم لا حد له نازل فانا لا نسلم ان القول بعدم الحد يفضي الى مساواته بالمعدوم بعد تحقق وجوده

«Мы не принимаем, что заявление об отсутствии границы есть уподобление Аллаха с несуществующим после того, как было доказано, что Аллах существует».

Похожие материалы