Совершение намаза за покойного, тело которого находится в другом месте
Мусульманину дозволено совершать заупокойный намаз за того, чьё тело находится в другой местности, даже на незначительном расстоянии от данного населённого пункта. Если же тело находится в данной местности, то заупокойный намаз необходимо совершать рядом с телом[1].
Если от тела покойного, смерть которого установлена, остались лишь части[2], то необходимо их омыть, обернуть в саван, похоронить и совершить заупокойный намаз[3].
Совершение религиозных обрядов за шахида
Шахид – погибший от рук неверных в сражении с ними.
Запрещено омывать[4] тела шахидов и совершать заупокойный намаз[5] за них. Желательно снять с тела покойного боевую амуницию и похоронить в окровавленной одежде, однако опекун вправе требовать похоронить его в саване, сняв одежду.
Выкидыш[6]
В отношении недоношенного плода есть три различных варианта действий:
1. если плод подавал признаки жизни – плакал или шевелился, то совершаются такие же обряды, что и в случае с обычным человеком[7];
2. если плод не подавал признаков жизни[8], но срок беременности достиг четырёх месяцев, то его омывают[9], однако заупокойный намаз по нему не совершают;
3. если плод не подавал признаков жизни и срок беременности не достиг четырёх месяцев, то его только хоронят[10].
Спешка в погребении
Необходимо поспешить в погребении покойного после совершения заупокойного намаза[11], не дожидаясь прибытия кого бы то ни было, кроме опекуна, если он находится на незначительном расстоянии и нет риска скорого начала разложения тела.
Перенос тела для погребения на кладбище
Желательно:
1. нести тело покойного вчетвером, затем впятером, затем снова вчетвером и т. д. –поочерёдно, держа носилки за ручки, при этом пятый идёт перед двумя передними ручками;
2.нести тело покойного быстрым ходом, если это не навредит телу покойного, но и не бежать рысью;
3. ускориться, если есть риск раскрытия тела;
4. мужчинам[12] сопровождать тело[13] к месту похорон, находясь в такой близости от него, чтобы смотрящие поняли, что те участвуют в похоронной процессии.
Нежелательно при переносе тела на кладбище и при захоронении:
1. сопровождать тело к кладбищу, зажигая факелы[14];
2. разжигать бахур[15].
Похороны
Желательно хоронить[16] тела на кладбище[17]. Нельзя хоронить покойника поверх другого покойника[18], если тело последнего полностью не разложилось. Также не хоронят двух покойников в одной могиле, если в этом нет крайней необходимости, например, произошло сражение или какое-либо бедствие[19], повлёкшее за собой большое количество погибших. В этом случае между покойными устраивают перегородку из земли[20], особенно если покойные разных полов. Если они не являются друг другу махрамами, то необходимость в сооружении подобной преграды усиливается.
Если некто умер на корабле и нет возможности похоронить его на суше, то к его телу с обеих сторон – к груди и спине – привязывают две доски и опускают в воду.
Минимальные условия, которые нужно соблюсти при сооружении могилы:
1. она должна скрывать запах[21];
2. она должна препятствовать доступу животных к телу.
Желательно делать могилу широкой и глубокой[22]. Конструировать нишу в могиле сбоку лучше, чем рыть углубление посреди могилы, если земля не рыхлая, в противном случае второй вариант лучше.
Нежелательно хоронить покойного в гробу[23], если земля не рыхлая и не слишком влажная[24].
Погребением занимаются мужчины, даже если покойная – женщина, предпочтительнее, чтобы в этом участвовал муж, если он способен на это; далее предпочтение отдаётся тому, кто более предпочтителен для совершения заупокойной молитвы, однако более знающему отдаётся предпочтение перед более старшим[25], в противоположность тому, как это делается в заупокойном намазе.
Желательно:
1. чтобы погребением занималось нечётное количество человек;
2. накрыть могилу материей во время погребения[26];
3. перед погребением положить тело покойного головой к задней стороне могилы[27];
4. занести тело в могилу головой вперёд[28];
5. читать во время погребения: «Бисми Лляхи ва ‘аля милляти Расули Лляхи салля Ллаху ‘аляйхи ва саллям»[29] и мольбу за покойного[30];
6. подложить под голову покойного необожжённый глиняный кирпич;
7. положить покойного щекой на землю[31];
8. уложить покойного на правый бок[32];
9. установить плиты над телом покойного[33];
10. находящимся рядом с могилой – бросить по три горсти земли в могилу[34];
11. засыпать могилу[35] при помощи лопат.
Обязательно следует повернуть покойного лицом в сторону киблы[36].
После похорон желательно задержаться у могилы на некоторое время, читая талькин[37], вознося за покойного мольбу и прося у Всевышнего о прощении его грехов.
[1] Так как совершить его рядом с телом не составляет сложности.
[2] Любая часть тела или орган.
[3] Так как передаётся, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали заупокойный намаз по Абдуррахману бин Аттабу бин Асиду после того, как орёл принес его руку в Мекку после Верблюжьей битвы в 36 году хиджры. Его опознали по кольцу на руке (имам Аш-Шафии, «Аль-Умм»).
[4] Даже если он не имел полного омовения – с целью сохранить на его теле следы мученической смерти на пути Аллаха.
[5] Ради проявления почтения к его положению и по причине того, что он не нуждается в чьей-либо мольбе, ибо Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) свидетельствуют о Рае для него. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис об убитых в сражении: «Повелел нам Пророк, мир ему и благословение, снять с них верхнюю одежду и похоронить, не снимая прочей одежды и не смывая кровь, не омывая их тела и не совершая по ним заупокойный намаз». (Аль-Бухари, Абу Дауд, ат-Тирмизи)
[6] Ребёнок, родившийся преждевременно.
[7] Следует его омыть, обернуть в саван, совершить заупокойный намаз и похоронить, так как была зафиксирована его жизнь и смерть.
[8] Не плакал и не шевелился.
[9] Также оборачивают в саван и хоронят.
[10] Не омывая.
[11] Спеша исполнить обязательства перед покойным.
[12] Без женщин.
[13] Сопровождающим лучше идти впереди тела, так как сопровождающие покойного будут его заступниками. От Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, передаётся следующее: «Пророк, мир ему и благословение, Абу Бакр, Умар и Усман, да будет доволен ими Аллах, сопровождали покойного, идя впереди него» (Абу Дауд). Необходимо идти спокойно и серьёзно, размышляя о смерти.
[14] Устраивая шествие.
[15] Карахат танзих.
[16] Совершив предварительно заупокойный намаз. Похороны относятся к коллективной обязанности (фард аль-кифая).
[17] Чтобы покойники могли получить милость Аллаха благодаря мольбе людей при посещении ими кладбища.
[18] Это запрещено, даже если покойные одного пола или приходятся друг другу махрамами.
[19] Эпидемия чумы и т. д.
[20] Или из глиняных кирпичей или досок, препятствующих смешиванию праха покойных.
[21] Чтобы это не причиняло неудобств живым.
[22] На высоту человеческого роста с вытянутыми вверх руками.
[23] Как это делают христиане.
[24] Также нежелательно класть в могилу подушку и постельные принадлежности, так как это пустая трата имущества.
[25] Из близких родственников.
[26] От Саада ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк, мир ему и благословение, покрывал могилу материей, когда хоронил Саада бин Муаза, да будет доволен им Аллах» (Абду Раззак в «Мусаннаф»).
[27] Восточная сторона могилы, где по завершении погребения окажутся ноги покойного.
[28] Подняв с носилок.
[29] Эта мольба передаётся от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) Абу Даудом и Тирмизи, оценившего хадис как «хасан гариб», а Ибн Хиббан удостоверил его.
[30] Например, словами «Аллахумма саббит бикъавлика с-сабити ‘аля тавхиди ва фтах абваба с-самаи ли рухихи ва лакъкъинху ‘индаль масъаляти худжджатихи ва джафиль арда ‘ан джанбайхи ва акрим нузлюху ва васси’ мудхаляху ва васси’ ляху къабраху мудда басарихи».
[31] Раскрыв саван на лице.
[32] Дозволено класть покойного на левый бок, однако это является противоположностью наилучшего варианта действий (хиляфуль афдаль). В книге «Аль-Мухиммат» от имама Аль-Харамайна передаётся, что покойного следует класть в могилу на правый бок. Если при захоронении его случайно уложили спиной к кибле либо на спину, то обязательно следует раскопать могилу и повернуть покойного лицом в сторону киблы.
[33] Закрывая нишу, в которую уложили покойного.
[34] Читая 55 аят суры Та Ха.
[35] Землёй, предварительно закрыв нишу и все щели.
[36] Кладут за голову что-либо, что будет препятствовать опрокидыванию головы на затылок.
[37] На желательность такого подсказывания указывали многие наши ученые, среди которых: кади Хусейн, Абу Са‘д аль-Мутавалли, имам Абуль Фатх Наср бин Ибрахим бин Наср аль-Макдиси, имам Абуль Касим ар-Рафи‘и (Аль-Азкар, Имам Ан-Навави).