Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади об ученых каляма. Часть 4

Следом за аш-Шафии пришли его ученики, которые были сведущи как в фикхе, так и в каляме. Одним из них был аль-Харис ибн Асад аль-Мухасиби…
 
Харис ибн Асад аль-Мухасиби – великий суфий и энциклопедически образованный ученый Ислама. Он был шейхом знаменитого суфия, энциклопедически образованного ученого и судьи, аль-Джунайда. Говорят, что люди назвали его аль-Мухасиби, что на арабском языке означает «тот, кто призывает к ответственности (отчету)», так как он постоянно призывал себя к ответственности за свои поступки в свете учения Ислама.
 
(Источник:«Табакат аш-Шафиа аль-Кубра»)
 
…Абу Али аль-Карабиси…
 
Аль-Хусайн ибн Али Язид аль-Карабиси, Абу Али, был одним из учеников имама аш-Шафии. Он был великим ученым фикха, хадиса и каляма. Он передавал поздние высказывания аш-Шафии из Багдада, и говорят, что аль-Карабиси был там самым большим учеником аш-Шафии. Аль-Бухари использовал переданные им высказывания аш-Шафии, как упоминается в «Табакат аш-Шафийя».
 
…Хармаля…
 
Хармаля ибн Яхья ат-Туджиби (166-243 гг. по хиджре) был великим хафизом (большим специалистом в хадисе) и факихом (большим знатоком фикха) из Египта.
 
(Источник: «Аль-Алям»)
 
Юсуф аль-Бувайти...
 
Юсуф ибн Яхья аль-Бувайти, Абу Якуб (?-231 г. по хиджре) был родом из Бувайта в области Саид в Египте. Имам Аш-Шафии говорил про него: «Никто из моих учеников не был таким знающим, как он». Он был одним из тех, кто передал знаменитую книгу аш-Шафии «Аль-Умм».
 
(Источник:«Аль-Алям»)
 
…и Дауд аль-Асбахани.
 
Поздние ученые каляма опирались на познания аль-Карабиси относительно различных ответвлений хавариджей и других сект. Факихи и ученые хадиса опирались на его знание условий для признания подлинности хадиса, а также типов дефектов (хадиса) и оценки передатчиков.
 
Книги аль-Хариса ибн Асада ибн аль-Мухасиби стали основным источником (знаний) для ученых каляма нашей группы…
 
Под «нашей группой» он имеет в виду ученых мазхабов Шафии, Малика и Ханбаля (исламского законодательства и практики), а также ученых, имеющих подобную методологию. Они назывались «люди хадиса», в противоположность «людям мнения», это термины, используемые учеными для обозначения, соответственно, ученых фикха, делавших акцент на хадисах, и тех ученых, которые делали особый упор на более глубокие вопросы смысла (понимания). Это не означало, что последняя группа игнорировала достоверные хадисы, обе группы были согласны, что достоверные хадисы без каких-либо дефектов нужно использовать. Это также не означает, что первая группа отказывалась от глубокого анализа. Это, скорее, вопрос о том, как две группы отличались по своему методу. Одна (первая группа) пользовалась теми же методами, что и ученые хадиса, а вторая углублялась в долгое и интенсивное обсуждение тонкостей смысла хадисов и Корана. Последняя группа часто отказывалась следовать за очевидным смыслом хадиса из-за слабости, связанной с его смыслом, в то время как первая в значительной степени (но не всегда) отходила от этих недостатков, основываясь на надежной цепочке передатчиков хадиса. Чтобы полностью понять различие между школами, необходимо длительное изучение усуль аль-фикх – научной методологии для извлечения суждений относительно исламских законов и практики непосредственно из четырех источников: Корана, хадисов, иджма (согласия ученых) и суждения по аналогии (кыяса). Важно отметить, что термин «люди хадиса» в понимании прежних ученых имеет иной смысл, чем тот, который вкладывают в него те, кто называет себя этим именем сегодня.
 
…как факихи, так и суфии.
Похожие материалы