Говорите людям то, что они поймут!

‘Али ибн Аби Талиб говорил:

وقال علي حدثوا الناس بما يعرفون أتحبون أن يكذب الله ورسوله

«Говорите людям то, что они поймут! Разве вы желаете, чтобы Аллаха и Его Посланника отвергли?!» (аль-Бухари, 1/94)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х) сказал в «Фатх уль-Бари» (1/391):

قوله : ( حدثوا الناس بما يعرفون ) كذا وقع في رواية أبي ذر ، وسقط كله من روايته عن الكشميهني ، ولغيره بتقديم المتن ابتدأ به معلقا فقال : وقال علي . . . إلخ . ثم عقبه بالإسناد . والمراد بقوله : ” بما يعرفون ” أي : يفهمون . وزاد آدم بن أبي إياس في كتاب العلم له عن عبد الله بن داود عن معروف في آخره ” ودعوا ما ينكرون ” أي : يشتبه عليهم فهمه . وكذا رواه أبو نعيم في المستخرج . وفيه دليل على أن المتشابه لا ينبغي أن يذكر عند العامة . ومثله قول ابن مسعود : ” ما أنت محدثا قوما حديثا لا تبلغه عقولهم إلا كان لبعضهم فتنة ” رواه مسلم . وممن كره التحديث ببعض دون بعض أحمد في الأحاديث التي ظاهرها الخروج على السلطان ، ومالك في أحاديث الصفات ، وأبو يوسف في الغرائب ، ومن قبلهم أبو هريرة كما تقدم عنه في الجرابين وأن المراد ما يقع من الفتن ، ونحوه عن حذيفة وعن الحسن أنه أنكر تحديث أنس للحجاج بقصة العرنيين لأنه اتخذها وسيلة إلى ما كان يعتمده من المبالغة في سفك الدماء بتأويله الواهي ، وضابط ذلك أن يكون ظاهر الحديث يقوي البدعة وظاهره في الأصل غير مراد ، فالإمساك عنه عند من يخشى عليه الأخذ بظاهره مطلوب . والله أعلم .

«Его слова: “Говорите людям то, что они поймут“, — упоминаются в “Сахихе” в версии хадиса, переданной от Абу Зарра. В версии же от аль-Кушмихани эти слова отсутствуют, а у других сначала идёт сам текст, а затем — цепочка передатчиков. Под словами “…то, что они поймут” имеется в виду то, что они могут осмыслить.

Адам ибн Абу Ияс добавил в своей книге “Аль-Ильм” в конце цитаты слова: “…и оставьте то, что они не поймут“, — то есть то, что является неясным для них; он передал это от Абдуллаха ибн Дауда от Ма’руфа. Таким же образом эти слова передал и Абу Нуайм в книге “Аль-Мустахрадж”.

Это предание содержит довод, что не надо рассказывать неясные (муташабих) тексты перед простыми людьми. Ему подобны и слова Ибн Мас’уда: “Не разговаривай с людьми такой речью, понять которую их умы не способны, иначе некоторые из них впадут в смуту“, —передал Муслим.

Среди тех, кто не одобрял рассказывание некоторых хадисов — имам Ахмад. Он не одобрял повествование хадисов, буквальный смысл которых указывает на бунт против правителя; Малик не одобрял повествование хадисов о божественных сифатах, а Абу Юсуф — хадисов, которых никто кроме рассказчика не слышал. До них подобную позицию занимал Абу Хурейра, как было сказано в хадисе о двух сосудах знания, и мы сказали, что там имеются в виду вопросы, связанные со смутой, подобное передаётся и от Хузейфы. Сообщается, что аль-Хусейн порицал Анаса за то, что тот рассказал Хаджаджу хадис об уранийцах, потому что тот использовал его как средство, позволяющее ему бесправно проливать кровь, прибегая к ложному толкованию.

Правило, регулирующее данный вопрос, заключается в том, что если буквальный смысл хадиса подкрепляет некое новшество и при этом в нём изначально не подразумевался буквальный смысл, то перед человеком, который может ухватиться за него, лучше воздержаться от повествования».

Хафиз Ибн аль-Муляккин аль-Ансари аш-Шафии (723 – 804 гг. х) сказал в «Тавдыху ли-шархи аль-Джами’и ас-Сахих» (3/655):

وأما متنه: فمعناه أنه ينبغي أن يحدث كل أحد على قدر فهمه، ولا يحدثه بما يشتبه عليه، فيذهب في معناه إلى غير ما أريد به، وقد ذكر مسلم في مقدمة “صحيحه” بإسناده الصحيح إلى ابن مسعود – رضي الله عنه – قال: “ما أنت بمحدث قوما حديثا لا تبلغه عقولهم إلا كان لبعضهم فتنة”.

«Касаемо текста: смысл его в том, что с людьми следует разговаривать так, чтобы они понимали тебя и не стоит разговаривать так, чтобы речь перестала быть ясной для них и они поняли бы совершенно не то, что подразумевается. Упомянул Муслим во введении в своем «Сахих» с достоверной цепочкой от Абдуллаха ибн Мас’уда, который сказал: “Не разговаривай с людьми такой речью, понять которую их умы не способны, иначе некоторые из них впадут в смуту“».

«Султан ученых», имам Ибн Абдуссалям аш-Шафии (577 – 660 гг. х) сказал в книге «Каваидуль Ахкам фи исляхиль Анам» (2/406):

لا يجوز إيرادُ الإشكالاتِ القويَّةِ بمحْضَرٍ مِن العامة ؛ لأنه تسبُّبٌ إلى إضلالِهم وتشكيكِهم ، وكذلك لا يُتَفَوَّهُ بالعلوم الدقيقةِ عند من يَقْصُر فَهْمُه عنها ، فيؤدِّي ذلك إلى ضلالته

«Нельзя упоминать очень проблематичные вопросы в присутствии простых людей, потому что это становится причиной их заблуждения и сомнений. Также о тонких науках не говорят пред тем, у кого недостаточно умственных способностей для понимания сказанного, из-за чего он может впасть в заблуждение». 

Имам Абу Исхак аш-Шатыби аль-Малики (ум. 790 г. х) сказал в «Аль-И’тисам» (2/295):

ومِن ذلك : التحدُّث مع العوامِّ بما لا تفهَمه ولا تعقِل مَغزاه ، فإنه مِن باب وضْعِ الحكمة غيرَ موضعِها ، فسامِعُها إما أن يفهَمها على غيرِ وجْهِها ، وهو الغالب ، وذلك فتنةٌ تؤدي إلى التكذيب بالحق ، أو إلى العمل بالباطل . وإما أن لا يفهَم منها شيئا ، وهو أسلمُ ، ولكن المحدِّث لم يعطِ الحكمةَ حقَّها مِن الصون ، بل صارَ في التحدُّث بها كالعابثِ بنعمةِ الله

«Сюда относятся разговоры с простыми людьми о том, чего они не понимают и не осмысливают, — это всё равно что поместить мудрость в неподходящее место: слышащий её либо поймёт смысл неправильно, как это обычно и бывает, либо новое знание станет для него искушением, которое приведёт к неверию в истину или к практике чего-то ложного, либо он не поймёт ничего, что является самым безопасным вариантом, однако в любом случае рассказывающий такое не отдал должное мудрости, не защитив её должным образом, а, напротив, будто играется с милостью Аллаха». 

Отдельно необходимо выделить тему аятов и хадисов, повествующих о божественных сифатах, буквальное лексическое значение которых может натолкнуть на мысль о подобии Всевышнего Аллаха творениям.

Можно ли рассказывать подобные священные тексты перед простолюдинами, не разъясняя их смысл? Ведь в наше время некоторые заблудшие намеренно поднимают эти темы перед простолюдинами. Они целенаправленно рассказывают именно эти аяты и хадисы, добавляя, что все это необходимо понимать в прямом значении. Что же говорят ученые по этому поводу?

Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади сказал в своей книге «Аль-Джами’ ли-ахлак ар-рави ва адаб ас-сами’» (2/107):

ويتجنب المحدث في أماليه رواية ما لا تحتمله عقول العوام، لما لا يُؤمَن عليهم فيه من دخول الخطأ والأوهام وأن يشبهوا الله تعالى بخلقه ويلحقوا به ما يستحيل في وصفه وذلك نحو أحاديث الصفات التي ظاهرها يقتضي التشبيه والتجسيم وإثبات الجوارح والأعضاء للأزلي القديم، وإن كانت الأحاديث صحاحا ولها في التأويل طرق ووجوه، إلا أن من حقها أن لا تروى إلا لأهلها خوفا من أن يضل بها من جهل معانيها فيحملها على ظاهرها أو يستنكرها فيردها ويكذب رواتها ونقلتها

«Хадисовед должен остерегаться приводить риваяты, которые труднопонимаемы простолюдинами, поскольку они рискуют ошибиться, впасть в заблуждение в этом, уподобить Всевышнего Аллаха Его творениям и приписать Ему качества, которыми Его недопустимо описывать. Это подобно хадисам о сифатах, поверхностное понимание которых приводит к уподоблению (ташбих), приданию телесности (таджсим) и приписыванию органов и частей Предвечному, которому нет начала. И даже если хадисы достоверны и у них есть различные толкования, в его обязанность входит не приводить их, за исключением тех, кто пригоден для этого, из опасения, что этим он введёт в заблуждение тех, кто не знает их смысл и будет трактовать буквально либо отвергнет их и посчитает лжецами их передатчиков».

Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508 – 597 гг.х) сказал в «Сайдуль-Хатыр» (с. 433):

مِن المخاطَراتِ العظيمةِ تحديثُ العوامّ بما لا تحتمِله قلوبُهم أو بما قدْ رسَخ في نفوسهم ضدُّه، مثاله : أن قومًا قد رسَخ في قلوبِهم التشبيه ، وأنَّ ذاتَ الخالق سبحانه ملاصقةٌ للعرش ! وهي بقدرِ العرش ، ويفضُل مِن العرش أربع أصابعَ ! وسمِعوا مثلَ هذا مِن أشياخهم ، وثبَت عندهم أنه إذا نزَل وانتقَل إلى السماء الدنيا، فخَلَّتْ منه ست سماواتٍ فإذا دُعِي أحدُهم إلى التنزيه، وقيل له : ليس كما خطَر لك ؛ إنما ينبغي أن تُمرَّ الأحاديثَ كما جاءت ، مِن غيرِ مساكنة ما توهمته ، صعُب هذا عليه لوجهينِ أحدهما : لغلَبةِ الحس عليه ، والحس على العوام أغْلبُ والثاني : لما قد سمِعه مِن ذلك مِن الأشياخ ، الذين كانوا أجهلَ منه . فالمخاطِب بهذا مُخاطِرٌ بنفسه ولقد بلَغني عن بعضِ مَن كان يتدين ممن قد رسَخ في قلْبه التشبيهُ أنه سمِع مِن بعض العلماء شيئًا من التنزيه، فقال : واللهِ ، لو قدَرتُ عليه ، لقتَلتُه فاللهَ اللهَ أن تحدّث مخلوقًا مِن العوام بما لا يحتمِله دون احتيالٍ وتلطفٍ ؛ فإنها لا يزول ما في نفسه ، ويخاطِر المحدّث له بنفسه ، فكذلك كلُّ ما يتعلَّق بالأصول

«Очень опасно повествовать простонародью о том, чего их сердца не могут осознать, особенно если они привыкли к противоположному. Например, в сердцах некоторых людей укоренился антропоморфизм и вера в то, что Аллах соприкасается своей сущностью с Троном, что Он равен Трону или больше него на четыре пальца. Они услышали всё это от своих шейхов и верят, что когда Аллах спускается и перемещается, как они считают, на ближнее небо, шесть остальных небес остаются пустыми.

Если кого-то из них призвать уверовать в отсутствие у Аллаха таких недостатков, он отвечает: “Это не так, как ты воображаешь. Надо признавать хадисы так, как они пришли, не склоняясь к тому, что ты вообразил”. Ему сложно понять этот вопрос по двум причинам: во-первых, из-за преобладания над ним, как и над простонародьем в целом, восприятия всего через призму органов чувств; во-вторых, потому, что он слышал это от своих шейхов, которые были ещё более невежественны, чем он сам.

Тот, кто говорит простым людям такое, подвергает себя опасности. До меня дошли разговоры о том, что один религиозный человек, придерживавшийся антропоморфизма, услышал из уст учёного слова о несхожести Аллаха с творениями и сказал: “Клянусь Аллахом, будь я способен, я бы убил его”. Остерегайся же рассказывать простому человеку то, что он не понимает и не выдерживает, без соответствующего подхода, потому что в итоге и его убеждения не рассеются, и собеседник, рассказывающий ему подобное, подвергнет себя опасности. Так обстоит дело со всем, что касается основ».

Что касается того, что упомянул хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, то это то, что передал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (310 – 386 гг. х) привел в «Китаб аль-Джами’» (с. 24):

قيل : فمَن تحدَّث بالحديثِ « إنَّ اللهَ خلَق آدمَ على صورتِه » و « أنَّ اللهَ يكشِف عن ساقِه يومَ القيامةِ » , و « أنَّه يُدخِل يدَه في جهنَّمَ فيُخرِج مِنها مَن أراد » فأنكر ذلك إنكاراً شديداً , ونهى أنْ يُحدَّثَ به قيل : قدْ تَحَدَّث بِه ابنُ عَجْلانٍ قال : لمْ يكُنْ مِن الفُقهاءِ ولمْ يُنكِر مالكٌ حديثَ التَّنزُّل ولا حديثَ الضَّحك قيل : فحَديث:  إن العرشَ اهتَزَّ لموْتِ سعدٍ قال: لا يُتَحَدَّث به , وما يدعو الإنسانَ إلى الحديثِ بذلك وهو يرَى ما فيه مِن التَّغرير

«Спросили Малика о тех, кто рассказывает хадисы: “Поистине, Аллах сотворил Адама по его образу (сурат)”, “Поистине, Аллах раскроет голень (сак) в день Суда”, “Он введёт руку (йад) в огонь, чтобы вывести из него того, кого пожелает”, — и он высказал сильное порицание этого и запретил рассказывать такое. Ему сказали: “Ибн Аджлян рассказывает это”. Малик сказал: “Ибн Аджлян не был из числа факыхов”. Малик не отрицал хадис о нисхождении и хадис о смехе (Аллаха). Некоторые сказали: “А хадис “Аль-Арш сотрясся со смертью Са’да” Он сказал: “Это нельзя рассказывать. Что побуждает человека рассказывать подобное, если он видит, как это может ввести в заблуждение?”».

Имам Абу Бакр аль-Абхари аль-Малики (289 – 375 гг. х) сказал в «Шарху джами мухтасар ибн Абдиль-Хакам» (с. 162):

إنما كره أن نتحدث بهذه الأشياء من قبيل أنها ليست صحيحة الإسناد عنده ، ولا يجوز أن تضاف إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم ويتحدث عنه ما ليس بصحيح الرواية عنه ولأن في ذلك ضربان من التشبه ، والله يتعالى عن التشبه بخلقه، قال الله تعالى  لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ 

«Нам не стоит разговаривать об этих вещах с той стороны, что они не достоверны цепочкой, по его мнению, и нельзя приписывать это Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и передавать то, что недостоверно от него. И также потому что в этом есть один из видов уподобления, а Аллах Превыше того, чтобы быть похожим на творения. Сказал Аллах: “Нет ничего подобного Ему”».

Кади Ийяд аль-Малики (476 – 544 гг. х) сказал в «Аш-Шифа» (2/251):

ورحِم اللهُ مالكاً فلقَد كرِه التحدُّثَ بمثلِ ذلك مِن الأحاديث المُوهِمةِ للتشبيه والمُشكِلةِ المعنى وقال : ما يدعُو الناسَ إلى التحدُّثِ بمثلِ هذا فقيل له إنَّ ابنَ عجْلانَ يحدِّث بها فقال لم يكنْ مِن الفقهاء

«Да помилует Аллах Малика, ведь он не любил, чтобы рассказывали хадисы, внушающие уподобление, с проблемным смыслом. Он говорил: “Что же толкает людей рассказывать такое?” Ему сказали: “Поистине, Ибн Аджлян рассказывает их”, — на что он ответил: “Он не был факихом”».

Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики (ум. 737 г.х.) сказал в «Аль-Мадхаль» (2/147):

وكذلك لا يُحضِر الكتُبَ التي تُقرأ ، وفيها الأحاديثُ المشكِلة على السامعِ في الظاهرِ ، وليس ثَمَّ مَن يُبيِّن أحكامَها ، ومَعناها ، ويحُلُّ مشكِلَها ولو كان ثَم مَن يحُلُّ المشكلَ فيُشترَط أنْ يكونَ صوتُه يعُمُّ مَن حضَر المجلسَ كما يعمُّهم صوتُ القارئ ؛ لأنه إذا لم يعمَّهم ، فالغالب أنّ بعضَهم يقُوم ، وعنده الرِّيبة في اعتقاده  ومِن العُتبية سُئل مالك – رحمه الله – عن الحديث في جِنازةِ سعدِ بن مُعاذٍ في اهتزازِ العرش ، وعن حديث «إن اللهَ خلَق آدم على صورته» ، وعن الحديث في الساقِ فقال – رحمه الله – : لا يُتَحدَّثَنَّ به، وما يدعو الإنسانَ أن يَتحدَّث به ، وهو يرى ما فيه مِن التغرير. قال ابن القاسم : لا ينبغي لمَن يتقي اللهَ ، ويَخافَه أن يحدِّث بمثلِ هذا ، قيل له : فالحديث أنَّ الله تبارك وتعالى يضحَك فلمْ يرَه مِن هذا ، وأجازه

«Также не надо приносить книги для чтения, в которых есть хадисы, проблематичные для слушателя с точки зрения буквального смысла, если нет того, кто может разъяснить их положения, смысл и проблемные места.

Если есть тот, кто объясняет проблемные места, то необходимо, чтобы его голос был слышен всем присутствующим, как и голос чтеца, так как в ином случае, скорее всего, некоторые из присутствующих уйдут оттуда с сомнениями в убеждении.

В “Аль-Утбия” сказано, что Малика (да помилует его Аллах) спросили о хадисе о джаназе Са’да ибн Муаза, в котором говорится о сотрясении Трона Господа, а также о хадисе: “Поистине, Аллах сотворил Адама по его образу”, — и о хадисе о голени. Малик (да помилует его Аллах) ответил: “Это нельзя рассказывать. Что побуждает человека рассказывать подобное, если он видит, как это может ввести в заблуждение?”

Ибн аль-Касим сказал: “Тому, кто страшится Аллаха, не следует рассказывать такое”, — тогда его спросили о хадисе, в котором сказано, что Аллах смеётся, и он не посчитал, что это относится к такой категории хадисов, по причине чего разрешил рассказывать его».

Похожие материалы