Убеждения приверженцев Сунны

Имам, Шейх уль Ислам Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 гг. по хиджре) сказал:

اعلموا رحمنا الله وإياكم أن مذهب أهل الحديث أهل السنة والجماعة :

1- الإقرار بالله وملائكته وكتبه ورسله .

Знайте, да смилуется над нами и вами Аллах, что путем знатоков хадиса [из числа] Ахлю-Сунна валь-Джама’а, является:

  1. Вера в Аллаха, в Его ангелов, книги и посланников.

2- وقبول ما نطق به كتاب الله تعالى ، وصحت به الرواية عن رسول الله صلى الله عليه [وآله ] وسلم ، لا معدل عن ما وردا به ولا سبيل إلى رده ، إذ كانوا مأمورين باتباع الكتاب والسنة ، مضمونا لهم الهدى فيهما ، مشهودا لهم بأن نبيهم صلى الله عليه وسلم يهدي إلى صراط مستقيم ، محذرين في مخالفته الفتنة والعذاب الأليم .  

  1. Принятие того, что изложено в Книге Аллаха Всевышнего и что достоверно пришло от посланника Аллаха ﷺ. Нельзя уклониться от того, что пришло в них, и нет пути для отрицания этого, потому что нам приказано следовать Книге и Сунне, и абсолютно гарантированно, что в них верное руководство, а так же дано свидетельство, что Пророк наш да благословит его Аллах и приветствует наставляет на верный путь. Нам послано предостережение, что в противоречии ему да благословит его Аллах и приветствует нас ждет смута и страшное наказание.

 

3- ويعتقدون أن الله تعالى مدعو بأسمائه الحسنى وموصوف بصفاته التي سمى ووصف بها نفسه ووصفه بها نبيه صلى الله عليه وسلم .

4- خلق آدم بيده .

  1. Они [Ахлю-Сунна] убеждены, что Аллах Всевышний, имеет прекрасные имена, качества и атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его, Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Он сотворил Адама Рукой Своей[1].[2]

5- ويداه مبسوطتان ينفق كيف يشاء ، بلا اعتقاد كيف .

6- وأنه عز وجل استوى على العرش ، بلا كيف ، فإن الله تعالى انتهى من ذلك إلى أنه استوى على العرش ولم يذكر كيف كان استواؤه . 

  1. «Обе Его руки[3]распростерты, и Он расходует, как пожелает» (Коран, 5:64), – без убеждения наличия образа (формы)[4].
  2. То, что Он: «Возвысился над Троном»[5] (Коран, 7:54), без образа. Поистине, Аллах сообщил то, что Он «Возвысился над Троном», но не сообщил, как Его «возвышение»[6].

7- وأنه مالك خلقه وأنشأهم لا عن حاجة إلى ما خلق ولا معنى دعاه إلى أن خلقهم ، لكنه فعال لما يشاء ويحكم كما يريد ، لا يسأل عما يفعل ، والخلق مسؤولون عما يفعلون .

  1. То, что Он Владыка Своих творений. Он создал их, не из-за того, что нуждался в том, что сотворил. Он совершает то, что пожелает и вершит то, что хочет, «Его не спросят за то, что Он совершает» (Коран, 21:23), однако все творения ответственны за свои дела.

8- وأنه مدعو بأسمائه الحسنى ، وموصوف بصفاته التي سمى ووصف بها نفسه ، وسماه ووصفه بها نبيه عليه الصلاة والسلام .

9- لا يعجزه شيء في الأرض ولا في السماء.

10- ولا يوصف بنقص أو عيب أو آفة ، فإنه عز وجل تعالى عن ذلك .  

  1. Он имеет прекрасные имена, качества и атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Нет ничего, что было бы не под силу Ему на небесах и на земле.
  3. Его нельзя описывать тем, что имеет недостаток и изъян, Он превыше всего этого[7].

11- وخلق آدم عليه السلام بيده .

12- ويداه مبسوطتان ينفق كيف يشاء ، بلا اعتقاد كيف يداه ، إذ لم ينطق كتاب الله تعالى فيه بكيف .

  1. Он сотворил Адама, мир ему, Своей Рукой.
  2. «Обе Его руки распростерты, и Он расходует, как пожелает» (Коран, 5:64). Все это без убеждения, каким образом Его руки, т.к. Книга Аллаха не изложила как это.

13- ولا يعتقد فيه الأعضاء ، والجوارح ، ولا الطول والعرض ، والغلظ ، والدقة ، ونحو هذا مما يكون مثله في الخلق ، فإنه ليس كمثله شيء تبارك وجه ربنا ذو الجلال والإكرام .

14- ولا يقولون : إن أسماء الله عز وجل غير الله كما يقوله المعتزلة والخوارج وطوائف من أهل الأهواء . 

  1. Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах[8], длине или ширине, твердости или мягкости, и подобном этому из описаний творений[9]. Поистине «нет ничего подобного Ему» (Коран, 42:11), Пресвят Лик Господа нашего, обладающий почетом и величием[10].
  2. Они не говорят, что: Имена Аллаха, не есть Аллах, как говорят мутазилиты, хариджиты и различные заблудшие секты из приверженцев собственных страстей.

15- ويثبتون أن له وجها ، وسمعا ، وبصرا ، وعلما ، وقدرة ، وقوة ، وكلاما ، لا على ما يقوله أهل الزيغ من المعتزلة وغيرهم ، ولكن كما قال تعالى : (وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّك) (الرحمن: من الآية 27) وقال : ( أَنْزَلَهُ بِعِلْمِهِ ) (النساء: من الآية 166) وقال : ( وَلا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ) (البقرة: من الآية 255) وقال : ( فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعاً ) (فاطر: من الآية 10) ، وقال : (وَالسَّمَاءَ بَنَيْنَاهَا بِأَيْدٍ ) (الذريات: من الآية 47) ، وقال: (أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّ اللَّهَ الَّذِي خَلَقَهُمْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُمْ قُوَّةً ) (فصلت: من الآية 15) وقال : (إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ) (الذريات: 58) . 

  1. Они подтверждают Ему: Лик, Слух, Зрение, Знание, Мощь, Силу, Величие, Речь, не так как это говорят приверженцы заблуждений из мутазилитов и других сект, а так, как это сказал Всевышний: «Вечен лишь Лик Господа твоего». (Коран 55:27). Сказал Аллах: «Он ниспослал это по Своему знанию». (Коран 4:166). Сказал Аллах: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». (Коран 2:255). Сказал Аллах: «Ведь могущество целиком принадлежит Аллаху». (Коран 35:10). Сказал Аллах: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу». (Коран 51:47). Сказал Аллах: «Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой»? (Коран 41:15). Сказал Аллах: «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом». (Коран 51:58).

16- فهو تعالى ذو العلم ، والقوة ، والقدرة ، والسمع ، والبصر ، والكلام ، كما قال تعالى   ( وَلِتُصْنَعَ عَلَى عَيْنِي) (طـه: من الآية 39) ، وقال : (وَاصْنَعِ الْفُلْكَ بِأَعْيُنِنَا وَوَحْيِنَا ) (هود: من الآية 37) ، وقال : (حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّه) (التوبة: من الآية 6) ، وقال : (وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيماً) (النساء: من الآية 164) ، وقال : (إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَنْ نَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ) (النحل: 40)

  1. Он Всевышний, Обладатель Знания, Силы, Мощи, Слуха, Зрения и Речи, как сказал: «…и тебя взрастили у Меня на Глазах». (Коран 20:39). Сказал Аллах: «Воздвигни ковчег у Нас на Глазах и по откровению Нашему». (Коран 11:37). Сказал Аллах: «…то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». (Коран 9:6). Сказал Аллах: «Аллах вел беседу с Мусой». (Коран 4:164). Сказал Аллах: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается». (Коран 16:40).

17- ويقولون ما يقوله المسلمون بأسرهم : ( ما شاء الله كان ، وما لا يشاء لا يكون ) ، كما قال تعالى : (وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّه) (الانسان: من الآية 30) .

18- ويقولون لا سبيل لأحد أن يخرج عن علم الله ولا أن يغلب فعله وإرادته مشيئة الله ولا أن يبدل علم الله ، فإنه العالم لا يجهل ولا يسهو ، والقادر لا يغلب .

  1. Они говорят то, что говорят все мусульмане: Что пожелает Аллах, то происходит, а что Он не пожелает, то никогда не произойдет, как сказал Аллах: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах». (Коран 76:30).
  2. Они говорят: Никто не сможет скрыться от Знания Аллаха и одержать верх над Его Действием и Волей, или изменить Его Знание. Поистине Он Знающий и не подвержен невежеству и забывчивости, Он Могущественный, Которого нельзя победить.

19- ويقولون : القرآن كلام الله غير مخلوق ، وإنه كيفما تَصَرَّف بقراءة القارئ له وبلفظه ، ومحفوظا في الصدور ، متلواً بالألسن ، مكتوباَ في المصاحف ، غير مخلوق ، ومن قال بخلق اللفظ بالقرآن يريد به القرآن ، فهو قد قال بخلق القرآن 

  1. Они говорят, что Коран – Речь Аллаха, не сотворенная. Как бы Коран не проявлялся: чтением чтеца и его произношением, заучиванием наизусть в сердцах, чтением языками, написанием на листах, – он не сотворенный. Тот, кто сказал, что произношение Корана сотворенное, желая указать на Коран, тот сказал о сотворенности Корана.

20- ويقولون: إنه لا خالق على الحقيقة إلا الله عز وجل ، وأن أكساب العباد كلها مخلوقة لله ، وأن الله يهدي من يشاء ويضل من يشاء ، لا حجة لمن أضله الله عز وجل ، ولا عذر، كما قاله الله عز وجل : (قُلْ فَلِلَّهِ الْحُجَّةُ الْبَالِغَةُ فَلَوْ شَاءَ لَهَدَاكُمْ أَجْمَعِينَ) (الأنعام: 149) ، وقال : (كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ) (الأعراف: من الآية 29) (فَرِيقاً هَدَى وَفَرِيقاً حَقَّ عَلَيْهِمُ الضَّلالَةُ) (لأعراف: من الآية 30) ، وقال : (وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيراً مِنَ الْجِنِّ وَالْأِنْسِ) (لأعراف: من الآية 179) ، وقال : (مَا أَصَابَ مِنْ مُصِيبَةٍ فِي الْأَرْضِ وَلا فِي أَنْفُسِكُمْ إِلَّا فِي كِتَابٍ مِنْ قَبْلِ أَنْ نَبْرَأَهَا) (الحديد: من الآية 22) ، ومعنى «نبرأها» أي نخلقها بلا خلاف في اللغة ، وقال مخبراً عن أهل الجنة : (وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ) (الأعراف: من الآية 43) وقال : ( لَوْ يَشَاءُ اللَّهُ لَهَدَى النَّاسَ جَمِيعاً) (الرعد: من الآية 31) ، وقال : (وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ) (هود: 118) (إِلَّا مَنْ رَحِمَ رَبُّكَ) (هود: من الآية 119) . 

  1. Они говорят, что нет творца в истинном значении кроме Аллаха, Свят Он и Велик. Поистине всё совершаемое рабами, является творением Аллаха[11], воистину Он ведет по прямому пути, кого пожелает и вводит в заблуждение кого пожелает[12]. Для тех, кого Аллах ввел в заблуждение, нет никакого довода или оправдания, как сказал Аллах: «Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас». (Коран 6:149). Аллах сказал: «Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение». (Коран 7:29-30). Аллах сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей». (Коран 7:179). Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его». (Коран 57:22). Аллах сказал об обитателях Рая: «Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас»». (Коран 7:43). Аллах сказал: «Разве верующие еще не знают, что если бы Аллах захотел, то наставил бы всех людей на прямой путь»? (Коран 13:31). Аллах сказал: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь». (Коран 11:118-119).

21- ويقولون إن الخير والشر والحلو والمر ، بقضاء من الله عز وجل ، أمضاه وقدره ، لا يملكون لأنفسهم ضرا ولا نفعا إلا ما شاء الله .

22- وإنهم فقراء إلى الله عز وجل ، لا غنى لهم عنه في كل وقت .

23- وأنه عز وجل ينزل إلى السماء على ما صح به الخبر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ، بلا اعتقاد كيف فيه .

  1. Они говорят, что зло и благо, приятное и горькое, всё по предопределению Аллаха, Свят Он и Велик, Он это предначертал. Творения не владеют для себя ни тем, чтобы принести себе зло, ни тем, чтобы привлечь блага, кроме как в том, что пожелает Аллах.
  2. Поистине они нуждаются в Аллахе, и нет мига, в котором они не нуждались бы в Аллахе.
  3. Они говорят, что поистине Он нисходит на ближайшее небо, так как известно из достоверного хадиса от Пророка да благословит его Аллах и приветствует, без убеждения, как это[13].

24- ويعتقدون جواز الرؤية من العباد المتقين لله عز وجل في القيامة ، دون الدنيا ، ووجوبها لمن جعل الله ذلك ثواباً له في الآخرة ، كما قال : (وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاضِرَةٌ) (القيامة:22) (إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ) (القيامة:23) , وقال في الكفار : (كَلَّا إِنَّهُمْ عَنْ رَبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَمَحْجُوبُونَ) (المطففين:15) فلو كان المؤمنون كلهم والكافرون كلهم لا يرونه ، كانوا جميعا عنه محجوبين ، وذلك من غير اعتقاد التجسيمفي الله عز وجل ولا التحديد له ، ولكن يرونه جل وعز بأعينهم على ما يشاء هو بلا كيف .  

  1. Они убеждены, что богобоязненные рабы, смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: «Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа». (Коран 75:22-23). Аллах сказал о неверующих: «В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой». (Коран 83:15). Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что он будут ограждены. Это все без, убеждения телесности для Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса «как?»[14].

25- ويقولون: إن الإيمان قول وعمل ومعرفة ، يزيد بالطاعة وينقص بالمعصية ، من كثرت طاعته أزيد إيماناَ ممن هو دونه في الطاعة .

26- ويقولون: إن أحداَ من أهل التوحيد ومن يصلي إلى قبلة المسلمين ، لو ارتكب ذنباَ ، أو ذنوباَ كثيرة ، صغائر ، أو كبائر ، مع الإقامة على التوحيد لله والإقرار بما التزمه وقبله عن الله ، فإنه لا يكفر به ، ويرجون له المغفرة : ( وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ) (النساء: من الآية 48) .

  1. Они говорят что вера, – это слово, дело и познание[15]. Она увеличивается с подчинением Аллаху и уменьшается с ослушанием Его. Тот, кто больше других подчиняется Аллаху, вера его больше чем у того, кто меньше него в подчинении Ему[16].
  2. Они говорят, что если кто-то из приверженцев Единобожия и совершающих молитву в сторону мусульманской киблы[17], совершит один или множество больших и малых грехов, будучи при этом единобожником, подтверждающим и принимающим все то, чего следует придерживаться (в знании) об Аллахе, тот не становится неверующим, и они желают для него прощения. «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». (Коран 4:148).

27- واختلفوا في متعمدي ترك الصلاة المفروضة حتى يذهب وقتها من غير عذر ، فكفره جماعة لما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : ( بين العبد وبين الكفر ترك الصلاة ) وقوله : ( من ترك الصلاة فقد كفر ) و : ( من ترك الصلاة فقد برأت منه ذمة الله ) وتأول جماعة منهم أنه يريد بذلك من تركها جاحداَ لها ، كما قال يوسف عليه السلام : ( إِنِّي تَرَكْتُ مِلَّةَ قَوْمٍ لا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ) (يوسف: من الآية 37) ترك جحود . 

  1. Они разногласили по поводу того, кто намеренно и без уважительной причины, оставляет обязательную молитву, упуская установленное для неё время. Одна группа ученых объявляли его неверующим[18], опираясь на сообщения от Пророка да благословит его Аллах и приветствует сказавшего: «Между рабом и неверием – оставление молитвы». Так же его ﷺ слова: «Кто оставит молитву, тот впал в неверие» и «Кто оставит молитву, того покинет защита Аллаха».

Другая группа ученых[19] толковала эти хадисы так, что в них речь идет о тех, кто оставил молитву, отрекаясь от неё. Как применил этот термин Юсуф, мир ему: «Воистину, я оставил (отрекаясь) от религии людей, которые не веруют в Аллаха». (Коран 12:37). Т.е. под «оставлением» (религии куфра) речь идет об отречении.

28- وقالكثير منهم : إن الإيمان قول وعمل ، والإسلام فعل ما فرض على الإنسان أن يفعله ، إذا ذكر كل اسم على حِدَته مضموماً إلى الآخر ، فقيل : المؤمنون والمسلمون جميعا أو مفردين أريد بأحدهما معنى لم يرد بالآخر ، وإن ذكر أحد الاسمين شمل الكل وعمهم .

  1. Многие из них говорили: Вера (Иман), – это слово и дело[20]. Ислам, – это дела, которые человек должен обязательно совершать. Если каждое из этих понятий упоминается по отдельности, то каждое из них содержит оба понятия[21]. Если сказано: верующие и мусульмане, то в каждом выражении указывается на смысл, отличный от другого[22]. Но если упоминается одно из них, то оно заключает в себе смысл другого.

29- وكثير منهم (12) قالوا : الإسلام والإيمان واحد ، قال الله عز وجل : (وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْأِسْلامِ دِيناً فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْه) (آل عمران: من الآية 85) فلو أن الإيمان غيره لم يقبل منه ، وقال : (فَأَخْرَجْنَا مَنْ كَانَ فِيهَا مِنَ الْمُؤْمِنِينَ) (الذريات: 35) (فَمَا وَجَدْنَا فِيهَا غَيْرَ بَيْتٍ مِنَ الْمُسْلِمِينَ) (الذريات: 36) . 

  1. Многие из них сказали: Ислам и Иман (вера), – едины. Сказал Аллах: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято». (Коран 3:85). Если бы Иман (вера), было бы чем-то иным, то это бы не принялось. Сказал Аллах: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом с мусульманами». (Коран 51:35-36).

30- ومنهم من ذهب إلى أن الإسلام مختص بالاستسلام لله والخضوع له والانقياد لحكمه فيما هو مؤمن به ، كما قال : (قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْأِيمَانُ فِي قُلُوبِكُم) (الحجرات: من الآية14) وقال : (يَمُنُّونَ عَلَيْكَ أَنْ أَسْلَمُوا قُلْ لا تَمُنُّوا عَلَيَّ إِسْلامَكُمْ بَلِ اللَّهُ يَمُنُّ عَلَيْكُمْ أَنْ هَدَاكُمْ لِلْإِيمَانِ) (الحجرات: من الآية17) ، وهذا أيضاَ دليل لمن قال هما واحد .

  1. Из них были те, кто сказал, что Ислам характеризован подчинением Аллаху, покорностью Ему и исполнением Его постановлений, в том, во что он верует. Как сказал Аллах: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца». (Коран 49:14). Сказал Аллах: «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду». (Коран 49:17). (Хотя) это тоже, является доказательством для тех, кто сказал что Иман и Ислам, – едины.

31- ويقولون: إن الله يخرج من النار قوما من أهل التوحيد بشفاعة الشافعين برحمته .

32- وأن الشفاعة حق .

33-وأن الحوض حق .

34- الميزان حق .

35- والحساب حق . 

  1. Они говорят, что Аллах выведет из Огня людей из приверженцев Единобожия, по заступничеству ходатайствующих и по Милости Своей.
  2. Что заступничество – истина.
  3. Что водоём[23] – истина. 
  4. Что весы[24] – истина. 
  5. Что отчёт – истина.

36- ولا يقطعون على أحد من أهل الملة أنه من أهل الجنة أو أنه من أهل النار ، لأن علم ذلك مغيَّبٌ عنهم ، لا يدرون على ماذا يموت ؟ أعلى الإسلام أم على الكفر ؟ ولكن يقولون : إن من مات على الإسلام مجتنبا للكبائر والأهواء والآثام ، فهو من أهل الجنة ، لقوله تعالى : (إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ ) (البينة: من الآية 7)- ولم يذكر عنهم ذنبا – ( أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ) (البينة: من الآية 7) (جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ ) (البينة: من الآية 8)

  1. Они не утверждают ни для кого из этой Уммы, что он из обитателей ада или рая, потому что знание об этом скрыто для них. Они не знают, как он умрет, в Исламе или неверии. Однако они говорят, что тот, кто умер в Исламе, сторонясь больших грехов, страстей и ослушаний, тот окажется из обитателей рая, потому что Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей», – не оговаривая, что они грешили,- «Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно». (Коран 98:7-8).

37 — ومن شهد له النبي صلى الله عليه وسلم بعينه بأنه من أهل الجنة وصح له ذلك عنه ، فإنهم يشهدون له بذلك ، اتباعا لرسول الله صلى الله عليه وسلم وتصديقا لقوله . 

  1. А тому, кому обещан рай Пророком да благословит его Аллах и приветствует и это пришло в достоверной передаче, тому они свидетельствуют этим же, следуя за Пророком да благословит его Аллах и приветствует, доверяя его словам.

38- ويقولونإن عذاب القبر حق ، يعذب الله من استحقه إن شاء ، وإن شاء عفى عنه ، لقوله تعالى : (النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوّاً وَعَشِيّاً وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ) (غافر: 46) ،فأثبت لهم ما بقيت الدنيا عذابا بالغدو والعشي دون ما بينهما ، حتى إذا قامت القيامة عذبوا أشد العذاب ، بلا تخفيف عنهم كما كان في الدنيا .وقال : (وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكاً )(طـه: 124) يعني قبل فناء الدنيا ، لقوله بعد ذلك : (وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى) (طـه: 124)  بين أن المعيشة الضنك قبل يوم القيامة ، وفي معاينتنا اليهود والنصارى والمشركين في العيش الرغد والرفاهية في المعيشة ما يعلم به انه لم يرد به ضيق الرزق في الحياة الدنيا لوجودنا مشركين في سعة من أرزاقهم ، وإنما أراد به بعد الموت ، قبل الحشر .  

  1. Они говорят: Мучения в могиле – это истина. Аллах, если пожелает, подвергает этим мучениям того, кто заслуживает, а если пожелает, то избавит его от этого. Аллах сказал: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям»! (Коран 40:46). В этих аятах указание на то, что они подвергаются мучениям в этом мире[25]утром и после полудня, а когда придет судный день, то их ввергнут в страшные мучения, которые никогда не уменьшатся и не прекратятся, как это было до этого. Аллах сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь», – т.е. до исчезновения этого бренного мира. Дальше Он сказал: «…в День воскресения Мы воскресим его слепым». (Коран 20:124). Он указал, что тяжкая жизнь будет до наступления судного дня. А так как жизнь многих иудеев, христиан и многобожников протекает в достатке и роскоши, то мы понимает, что в аяте не имеется в виду тяжесть жизни, в смысле нужды и недостатке в пропитании. Здесь идет речь о том, что будет после смерти и до дня воскрешения.

39- ويؤمنون بمسألة منكر ونكير على ما ثبت به الخبر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ، مع قول الله تعالى : (يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللَّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللَّهُ مَا يَشَاءُ) (ابراهيم:27) ، وما ورد تفسيره عن النبي .

  1. Они верят в то, что известно о Мункаре и Накире[26], из достоверных хадисов от Пророка да благословит его Аллах и приветствует и Словах Аллаха: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». (Коран 14:27). А так же в то, что пришло в толковании этого аята от Пророка да благословит его Аллах и приветствует.

40- ويرون ترك الخصومات والمراء في القرآن وغيره ، لقول الله عز وجل : (مَا يُجَادِلُ فِي آيَاتِ اللَّهِ إِلَّا الَّذِينَ كَفَرُوا) (غافر: من الآية4) يعني يجادل فيها تكذيبا بها والله اعلم . 

  1. Они считают необходимым оставлять споры и прения о Коране и в чем-либо другом. Так как Аллах сказал: «Об аятах Аллаха спорят только неверные». (Коран 40:4). Т.е спорят в них, оспаривая их и не веруя в них. А Аллаху об этом ведомо лучше.

41- ويثبتون خلافة أبي بكر رضي الله عنه بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم ، باختيار الصحابة إياه ، ثم خلافة عمر بعد أبي بكر رضي الله عنه باستخلاف أبي بكر إياه ، ثم خلافة عثمان رضي الله عنه باجتماع أهل الشورى وسائر المسلمين عليه عن أمر عمر ، ثم خلافة علي بن أبي طالب رضي الله عنه عن بيعة من بايع من البدريين عمّار بن ياسر ، وسهل بن حنيف ، ومن تبعهما من سائر الصحابة مع سابقته وفضله . 

  1. Они подтверждают право правления Абу Бакра[27], да будет доволен им Аллах, после Пророка да благословит его Аллах и приветствует по избранию его на этот пост сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах. Затем правление Умара, да будет доволен им Аллах, после Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, по его указу на это. Затем правление Усмана, да будет доволен им Аллах, которое определилось по единогласному решению членов Совета и мусульман, который был создан по указанию Умара, да будет доволен им Аллах. Затем правление Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, после присяги ему сподвижников, участвовавших в сражении при Бадре: Аммаром ибн Ясиром, Сахлем ибн Ханифом и др. Это вдобавок к тому, что он был достойнейшим для этого.

42- ويقولون بتفضيل الصحابة الذين رضي الله عنهم ، لقوله : (لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَة)(الفتح: من الآية 18) ، وقوله : (وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ ) (التوبة: من الآية 100) . ومن أثبت الله رضاه عنه لم يكن منهم بعد ذلك ما يوجب سخط الله عز وجل ، ولم يوجب ذلك للتابعين إلا بشرط الإحسان ، فمن كان من التابعين من بعدهم لم يأت بالإحسان ، فلا مدخل له في ذلك . 

  1. Они убеждены в превосходстве сподвижников, которыми доволен Аллах, как Он сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии». (Коран 48:18). А так же в Словах Его: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними». (Коран 9:100).

Тот, кем был доволен Аллах, от него уже не будет исходить то, что вызовет гнев Аллаха, Свят Он и Велик, подобным же образом с последовавшими за ними. Однако, это с условием их искреннего и полного следования за сподвижниками. Если же этого искреннего следования не будет, то нет для них пути вхождения под указание этого аята.

ومن غاظه مكانهم من الله فهو مخوف عليه ما لا شيء أعظم منه ، لقوله عز وجل : (مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ ) (الفتح: من الآية 29) إلى قوله : (وَمَثَلُهُمْ فِي الْأِنْجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ) (الفتح: من الآية 29) فأخبر أنه جعلهم غيظا للكافرين . وقالوا بخلافتهم ، لقول الله عز وجل : ( وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَات) (النور: من الآية 55) فخاطب بقوله { منكم } من نزلت الآية وهو مع النبي صلى الله عليه وسلم على دينه ، فقال بعد ذلك : ( لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْناً يَعْبُدُونَنِي لا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئاً ) (النور: من الآية 55).

Тот же, кто раздражен этим их высоким положением перед Аллахом, тот находится в опасном положении, страшнее которого нет[28]. Так как Аллах сказал: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих». (Коран 48:29).

Они сказали о законности их правления в соответствии со Словами Аллаха: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния», – обращение словами «тем из вас», к тем, кто был с Пророком ﷺ на его религии, когда снизошли эти аяты. Затем Аллах сказал: «…что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне». (Коран 24:55).

فمكن الله بأبي بكر وعمر وعثمان الدين ، وعد الله آمنين يَغزُون ولا يُغزَون ، ويخيفون العدو ولا يخيفهم العدو .وقال عز وجل للذين تخلفوا عن نبيه عليه السلام في الغزوة التي ندبهم الله عز وجل بقوله :   ( فَإِنْ رَجَعَكَ اللَّهُ إِلَى طَائِفَةٍ مِنْهُمْ فَاسْتَأْذَنُوكَ لِلْخُرُوجِ فَقُلْ لَنْ تَخْرُجُوا مَعِيَ أَبَداً وَلَنْ تُقَاتِلُوا مَعِيَ عَدُوّاً إِنَّكُمْ رَضِيتُمْ بِالْقُعُودِ أَوَّلَ مَرَّةٍ فَاقْعُدُوا مَعَ الْخَالِفِينَ) (التوبة: 83) . فلما لقوا النبي صلى الله عليه وسلم يسألونه الإذن في الخروج للعدو فلم يأذن لهم ، أنزل الله عز وجل : (سَيَقُولُ الْمُخَلَّفُونَ إِذَا انْطَلَقْتُمْ إِلَى مَغَانِمَ لِتَأْخُذُوهَا ذَرُونَا نَتَّبِعْكُمْ يُرِيدُونَ أَنْ يُبَدِّلُوا كَلامَ اللَّهِ قُلْ لَنْ تَتَّبِعُونَا كَذَلِكُمْ قَالَ اللَّهُ مِنْ قَبْلُ فَسَيَقُولُونَ بَلْ تَحْسُدُونَنَا بَلْ كَانُوا لا يَفْقَهُونَ إِلَّا قَلِيلاً) (الفتح: 15) . وقال لهم: (قُلْ لِلْمُخَلَّفِينَ مِنَ الْأَعْرَابِ سَتُدْعَوْنَ إِلَى قَوْمٍ أُولِي بَأْسٍ شَدِيدٍ تُقَاتِلُونَهُمْ أَوْ يُسْلِمُونَ فَإِنْ تُطِيعُوا يُؤْتِكُمُ اللَّهُ أَجْراً حَسَناً وَإِنْ تَتَوَلَّوْا كَمَا تَوَلَّيْتُمْ مِنْ قَبْلُ يُعَذِّبْكُمْ عَذَاباً أَلِيماً) (الفتح: 16) 

Аллах укрепил правлением Абу Бакра, Умара и Усмана эту религию, – обещание Аллаха, – они пребывали в безопасности, совершали военные походы, и никто не совершал подобные походы против них. Они устрашали врагов, и никто из врагов не устрашал их. Сказал Аллах Всевышний, людям, которые не вышли в военный поход[29] со своим Пророком да благословит его Аллах и приветствует, в который Он приказал выйти Своими Словами: «Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остается»». (Коран 9:83). Когда они, встретив Пророка да благословит его Аллах и приветствует, стали просить его позволения выйти вместе с ним в поход, и получили отказ, Аллах ниспослал: «Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: «Дайте нам последовать за вами». Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: «Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде». Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам». Но они мало что смыслят». Затем Аллах сказал: «Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы отвернетесь, как отвернулись прежде, то Аллах причинит вам мучительные страдания»». (Коран 48:15-16).

والذين كانوا في عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم أحياء خوطبوا بذلك لما تخلفوا عنه ، وبقي منهم في خلافة أبي بكر وعمر وعثمان رضي الله عنهم ما أوجب لهم بطاعتهم إياهم الأجر وبترك طاعتهم العذاب الأليم ، إيذانا من الله عز وجل بخلافتهم رضي الله عنهم ولا جعل في قلوبنا غلا لأحد منهم ، فإذا ثبت خلافة واحد منهم انتظم منها خلافة الأربعة . 

Эти Слова были обращены во время Пророка да благословит его Аллах и приветствует к отсиживающимся, которые не вышли с ним да благословит его Аллах и приветствует. Во время же правления Абу Бакра, Умара и Усмана, многие из них еще оставались живы. Аллах гарантировал оставшимся из них, что если они подчинятся правителям, Он даст им великую награду, а если ослушаются, то накажет мучительными страданиями. Это было извещение от Аллаха об их, да будет доволен ими Аллах, правлении. Он освободил наши сердца от неприязни к кому-то из них. Таким образом, если подтвердилось право правления одного из них, правление всех четырех становится законным.

43- ويرون الصلاة -الجمعة وغيرها- خلف كل إمام مسلم برا كان أو فاجرا ، فإن الله عز وجل فرض الجمعة وأمر بإتيانها فرضا مطلقا ، مع علمه تعالى بان القائمين يكون منهم الفاجر والفاسق ، ولم يستثن وقتا دون وقت ، ولا أمرا بالنداء للجمعة دون أمر .

  1. Они считают обязательным совершение пятничной и других молитв позади каждого имама (правителя) мусульманина, будь он праведным или грешным. Поистине, Аллах обязал нас выполнению пятничной молитвы, приказав совершать её, Своим абсолютным приказом. Он знал, что возглавлять её могут грешники и праведники, и при этом, не исключил для этого какое-то определенной время или определенный призыв на пятничную молитву.

44- ويرون جهاد الكفار معهم ، وإن كانوا جورة .

45- ويرون الدعاء لهم بالإصلاح والعطف إلى العدل .

46- ولا يرون الخروج بالسيف عليهم .

47- ولا القتال في الفتنة .

  1. Они считают необходимым вести джихад вместе с ними против неверующих, даже если они являются несправедливыми.
  2. Они считают необходимым возносить за них мольбы, для исправления их и склонения к справедливости.
  3. Они не дозволяют выходить против них с мечом.
  4. А так же сражаться во время смут.

48-ويرون قتال الفئة الباغية مع الإمام العادل ، إذا كان ووجد على شرطهم في ذلك .

49- ويرونالدار دار الإسلام لا دار كفر — كما رأته المعتزلة — مادام النداء بالصلاة والإقامة بهاظاهرَيْن وأهلها ممكنين منها آمنين . 

  1. Они считают необходимым сражаться против бунтарей вместе со справедливым правителем. Если таковой имеется в соответствии с их условиями к этому.
  2. Они считают землю, – в отличие от мутазилитов – землёй Ислама, покуда на ней звучит призыв на молитву и она выстаивается открыто и народ ее совершающий, может это делать в безопасности.

50- ويرون أن أحدا لا تخلص له الجنة — وإن عمل أي عمل — إلا بفضل الله ورحمته التي يخص بهما من يشاء ، فإن عمله للخير وتناوله الطاعات إنما عن فضل الله الذي لو لم يتفضل به عليه لم يكن لأحد على الله حجة ولا عتب ، كما قال الله : ( وَلَوْلا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَى مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ أَبَداً وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي مَنْ يَشَاءُ) (النور: من الآية 21) ، ( وَلَوْلا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَاتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلَّا قَلِيلاً)(النساء: من الآية 83) وقال : (يَخْتَصُّ بِرَحْمَتِهِ مَنْ يَشَاءُ) (آل عمران: من الآية 74). 

  1. Они считают, что никто не заслуживает рая, – какие бы дела он не совершал, – кроме как по Милости Аллаха и из-за чести оказанной Им, которые Он являет тем, кому пожелает. Поистине, его благие дела и подчинение, были с дозволения Аллаха. Если бы Он не оказал такую честь, то ни для кого не было бы перед Аллахом права, как Он сказал: «И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает». (Коран 24:21). «Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном». (Коран 4:83). «Он избирает для Своей милости, кого пожелает». (Коран 3:74).

51- ويقولون : إن الله عز وجل أجَّل لكل حي مخلوق أجلاً هو بالغه ، ( فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلا يَسْتَقْدِمُونَ) (الأعراف: من الآية34) . وإن مات أو قتل عند انتهاء أجله المسمى له كما قال الله عز وجل : ( قُلْ لَوْ كُنْتُمْ فِي بُيُوتِكُمْ لَبَرَزَ الَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقَتْلُ إِلَى مَضَاجِعِهِمْ ) (آل عمران: من الآية154).

  1. Они говорят, что для каждого Своего творения Аллах определили срок, к которому они идут: «Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час». (Коран 16:61). И если кто-то умер или был убит, то это произошло в конце предписанного ему срока, как сказал Аллах Всевышний: «Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь». (Коран 3:154).

52- وإنالله تعالى يرزق كل حي مخلوق رزق الغذاء الذي به قوام الحياة ، وهو ما يضمنه الله لمن أبقاه من خلقه ،وهو الذي رزقه من حلال أو من حرام ، وكذلك رزق الزينة الفاضل عما يحيا به .

53- ويؤمنون بأن الله تعالى خلق الشياطين توسوس للآدميين ويختدعونهم ويغرونهم.

  1. Аллах Всевышний наделяет пропитанием каждое живое творение в той мере, которая достаточна ему для жизни. Это пропитание, которое Аллах гарантирует для живущих созданий, это пропитание из дозволенного и запретного, а так же удел богатства, превосходящий прожиточный минимум.
  2. Они убеждены, что Аллах Всевышний создал шайтанов, которые наущают потомков Адама, обольщают и обманывают их.

54- وأن الشيطان يتخبط الإنسان .

55- وأنفي الدنيا سحرا وسحرة ، وان السحر استعماله كفر من فاعله ، معتقدا له، نافعا ضارا بغير إذن الله . 

  1. И в то, что шайтан входит в человека.
  2. И в то, что в мире есть колдовство и колдуны. Заниматься колдовством есть неверие со стороны совершающего это, и убежденного, что оно приносит вред и пользу, без Воли Аллаха на это.

56- ويرونمجانبة البدعة والآثام ، والفخر ، والتكبر ، والعجب ، والخيانة ، والدغل ، والاغتيال والسعاية.

57- ويرون كف الأذى وترك الغيبة إلا لمن أظهر بدعة وهو يدعو إليهما ، فالقول فيه ليس بغيبة عندهم .

  1. Они считают необходимым сторониться новшеств и грехов, славы, высокомерия и самодовольства, измен и порчи, доносов и предательских убийств.
  2. Они считают необходимым удержание от причинения вреда и распространения сплетен (гъыба), кроме как в отношении тех, кто выявляет новшество и страсти и призывает к этому. Слова о нём не считаются сплетнями, по их мнению.

58- ويرونتعلم العلم وطلبه من مظانه ، والجد في تعلم القرآن وعلومه وتفسيره ، وسماع سنن الرسول صلى الله عليه وسلم وجمعها والتفقه فيها ، وطلب آثار أصحابة . والكف عن الوقيعة فيهم ، وتأول القبيح عليهم ، ويكلونهم فيما جرى بينهم على التأويل إلى الله عزّ وجل .

  1. Они считают необходимым обучение знаниям и требование их от тех, кто ими обладает. Проявления старания в изучении Корана, его наук и толкования. Изучение хадисов Пророка да благословит его Аллах и приветствует, собрание их и углубление в их понимании. Так же, они считают необходимым, изучение наследия от сподвижников Пророка, и удержание от осуждения кого-либо из них[30]и оставление того что произошло между ними на Аллаха.

59- معلزوم الجماعة .

60- والتعفف في المأكل والمشرب والملبس .

61- والسعي في عمل الخير .

62- والأمر بالمعروف والنهي عن المنكر ، والإعراض عن الجاهلين حتى يعلموهم ويبينوا لهم الحق ، ثم الإنكار والعقوبة من بعد البيان وإقامة العذر بينهم وبينهم . 

  1. Вместе с этим придерживаться общины (джамаата).
  2. Проявление скромности в еде, питье и одежде.
  3. Стремление и старательность в совершении благих дел.
  4. Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, а так же отстранение от невежд, пока их не обучат и не пояснят для них Истину, после чего порицание и исполнение наказания в отношении них. Все это после пояснения для них Истины, и рассмотрения возможности оправдания между ними.

هذا أصل الدين والمذهب ، اعتقاد أئمة أهل الحديث ، الذين لم تشنهم بدعة ، ولم تلبسهم فتنة ، ولم يخفُّوا إلى مكروه في دين ، فتمسكوا معتصمين بحبل الله جميعاً ولا تفرقوا عنه . واعلموا ان الله تعالى أوجب في محبته ومغفرته لمتبعي رسوله صلى الله عليه وسلم في كتابه ، وجعلهم الفرقة الناجية والجماعة المتبعة ، فقال عزّ وجلّ لمن ادعى أنه يحب الله عز وجل : (قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ) (آل عمران: 31) . نفعنا الله وإياكم بالعلم ، وعصمنا بالتقوى من الزيغ والضلالة بمنه ورحمته . 

Это есть основа религии и их мазхаба, – убеждения имамов знатоков хадиса (Ахлю аль-Хадис), которых не коснулось новшество и не привела в замешательство смута, подталкивающая к чему то порицаемому в религии. Они все вместе, крепко держались за вервь Аллаха и не разделялись.

Знайте же: Что Аллах Всевышний, сделал обязательными Свою Любовь и Прощение для последовавших за Его пророком да благословит его Аллах и приветствует. Он сделал их спасшейся группой, последовавшей общиной. Сказал Аллах: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи». (Коран 3:31).

Да наделит нас и вас Аллах благом, посредством Знания. Да убережет Он нас всех от заблуждений и отклонений, посредством богобоязненности, по Милости Своей.

 

[1] Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, кого Я создал Своими руками?»» (Коран, 38:75). Известный толкователь Корана, аль-Куртуби (600-671 гг. по хиджре), писал в толковании этого аята: «Употребляется из уважения к Адаму. Все творения созданы Аллахом. Аллах употребляет по отношению к Себе такие слова, как Дух (ар-Рух), дом (аль-бейт), верблюдица (нака), мечети (масаджид)… Слово «рука» также употребляется в этом смысле. Муджахид (ум. 103 г.х.) сказал: «Слово «рука» здесь используется в значении подтверждения и связи, это метафорическое выражение «Я Создал». Как, например, в аяте: «И останется только лик твоего Господа», – имеется в виду: «Останется твой Господь».

[2] Не имеется ввиду рука, как часть тела. См. слова аль-Исмаили в 13-м пункте.

[3] Двойственное число от «йад», буквальный смысл которого означает рука. См. пункт 13.

[4] Известный хадисовед и факых, Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре) привел: «Спросили у аль-Ауза`и, Малика, Суфьяна ас-Саури, Лейса ибн Са`да о тех текстах, где упоминаются атрибуты Аллаха, и все они сказали: «Проходите их так, как они пришли, без придания образа». Суфьян ибн ’Уяйна говорил: «Все, чем Всевышний Аллах описал Себя в Коране, толкование этого заключается в том, чтобы читать это и молчать об этом». Он хотел этим сказать – а Аллах лучше знает – что толкование приводит к приданию образа, а придание Ему образа приводит к уподоблению Всевышнего творению, что является недопустимым». См. «Аль-И’тикад», стр. 57.

[5] Один из авторитетных толкователей Корана Ибн Касир (701-774 гг. по хиджре) писал в своем толковании: «Что касается слов Всевышнего Аллаха «затем возвысился над Троном», то у людей в отношении к этому много мнений, и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе путь праведных предшественников (саляфов), таких как, имам Малик, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейс, аш-Шафии, Ахмада, Исхак ибн Рахавейх и других имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без придания образа, без уподобления (ташбиха) и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих (мушаббиха) отрицается в отношении Аллаха. Поистине Всевышний Аллах не подобен ничему из Своих творений: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий»». См. «Тафсируль Курануль `Азым», 3/426-427.

[6] Имам Абу Исхак Ибрахим аз-Заджадж (241–311 г. по хиджре), один из крупнейших имамов в науках об арабском языке, ученик аль-Мубаррада и учитель Абу Али аль-Фариси, в книге «Тафсир асмаиЛлях аль-хусна» пишет: «Аллах – превыше Своих творений Своими величественными атрибутами и убедительными знамениями. Он достоин возвышенности (ʼулюв) и власти» («Тафсир асма», с. 35, Дар аль-маъмун, 1975). Также имам пишет: «И Аллах превыше Своих творений – превыше Своим могуществом, это не должно непременно означать «возвышенность в пространстве, поскольку ясно, что такое не может быть Его атрибутом, пречисты они (от всех недостатков). И это нельзя вообразить себе разумом или представить. Аллах пречист от подобного!» (с. 48). Также имам пишет: «И Аллах превыше всего. Но под «возвышенностью» не имеется в виду возвышенность в пространстве, ибо Всевышнему Аллаху не присуще место, а Его возвышенность – это возвышенность степени и высота Его власти…» (с. 60).

[7] Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг.х) передал в книге «Хильятуль авлия» стихи великого аскета Зун-Нуна аль-Мисри (179-245 гг.х), который получал знания от таких имамов как, Малик, Лейс ибн Са’д, Суфьян ибн Уяйна, Фудаль ибн Ияд и других: «Нам передал Абу Бакр ибн Ахмад аль-Багдади – в своей книге, и я видел её – от него мне сообщил Усман ибн Мухаммад аль-Усмани, он сказал: Мухаммад ибн Абдул-Малик ибн Хишам прочитал мне стих принадлежащий Зун-Нуну ибн Ибрахиму аль-Мисри, да смилуется над ним Аллах:

«Господь Всевышний, нет ничего, охватывающего Его,

А Он охватывает нас во всём, наблюдая!

Ни «где», ни «куда», ни «как» не постигают Его,

И не ограничивают его размером и пределом.

И как же Его может охватить грань, в то время как его не видит глаз,

И нет Ему подобного ни одного?

Или, как же Он постигается воображением без уподобления?

Истинно, Он превыше от подобия и потомства». См. «Хильятуль авлия», 9/388

[8] Известный ученый мазхаба Малика, имам, Кади Ийяд (476-544 гг. по хиджре) писал в своей книге «Машарик аль-Анвар аля Сихах аль-Асар»: «Такие слова Аллаха, как: «Записал Тору Своей рукой», «сотворил Адама Своей рукой», «захватит небеса Своей рукой» и подобные высказывания из Корана и хадисов, где Аллах Всевышний приписывает Себе руку, то мусульмане из Ахлю Сунна валь Джама’а единогласны, что рука (йад) здесь не является ни телом, ни органом тела, ни формой. И они считают Аллаха Всевышнего далеким от этого, так как эти вещи являются качествами творений (и поэтому они не присуще Аллаху). Они подтвердили то, что сказано в аятах и хадисах по отношению к Всевышнему Аллаху, уверовали в них и не отвергли их. Многие из предшественников (саляф) остановились здесь и не добавили ничего, а принимали это и оставляли знание (сути) этого на Аллаха и Его Посланника ﷺ. Вот так они говорили по поводу всех неясных (муташабихат) аятов и хадисов». См. «Машарик аль-Анвар аля Сихах аль-Асар», 2/303.

[9] Выдающийся ученый, «Довод Ислама», имам Абу Хамид аль-Газали в своей книге «Фадаихуль-Батынийя» (стр. 155) писал: «Мы знаем, что если бы некто сказал бы прямо среди сподвижников, что Всевышнего Аллаха: 1. не охватывает место; 2. не ограничивает время; 3. не соприкасается с Ним тело; 4. не заканчивается определенным или неопределенным расстоянием; 5. не подвергается Он перемещению, приходу, уходу, пребыванию и закатыванию (подобно солнцу); 6. и невозможно, чтобы Он был исчезающим, перемещающимся и занимающим место, и другое из отрицания качеств подобия, то сподвижники посчитали бы это Единобожием (таухид) и тем, что ниспослано из Корана».

[10] Это доказательство того, что праведные предшественники (саляфу салих) отрицали недостатки, которые в явной форме не отвергаются в Коране, и это обосновывается именно аятом: «Нет ничего подобного Ему». (42:11)

[11] «Аксаб» мн. число от «касб». Касб – это приобретение человеком своих действий, которое не является актом творения, и который заключается в сотворении вещи из ничего.

[12] «Аль-Хидаят» в шариате употребляется в двух смыслах: в значении указания на истинный путь и в значении ведения по этому истинному пути. Первый смысл может относиться и к пророкам и праведникам, а второй только к Аллаху.

[13] Авторитетный ученый, имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 гг. по хиджре) писал, комментируя хадис о нисхождении: «Путь имамов саляфов и имамов факыхов заключается в том, чтобы проходили хадисы подобные этим поверхностно, не требовали для них смыслы и не толковали, из-за того, что знали об ограниченности своих знаний в постижении этого. Сказал аль-Ауза’и, что Макхуль и аз-Зухри говорили: «Проходите их, так как они пришли». Это из знаний относительно которых нам есть повеление, чтобы мы уверовали в них поверхностно и не раскрывали его внутреннюю сторону, и это в общем из неясного (муташабихат), которое Аллах упомянул в Своей Книге: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся не ясными» (3:7). Под ясное (мухкам) подпадает знание истинное и руководство к действию, а под неясное (муташабих) подпадает вера и поверхностное знание с упованием скрытого на Аллаха, и это смысл слов Аллаха: «хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха». Уделом тех, кто углубился в знания является, чтобы они сказали: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это – от нашего Господа», и также все то, что пришло из этого раздела в Коране, как слова Аллаха: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено?» (2:210) и также слова Аллаха: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22), слово в отношении всего этого у ученых саляфов – это то, что мы сказали. И также передается подобное этому от группы из сподвижников. Некоторые шейхи из знатоков хадиса (Ахлю Хадис) ошиблись и сошли с этого пути. Когда они передают хадис о нисхождении, то начинают спрашивать самих себя и говорят: «Если некто спросит о том, как нисходит наш Господь на небеса», ответим ему: «Нисходит, как пожелает». А если он спросит: «Двигается, когда нисходит или нет?», то ответим: «Если пожелает, двигается, если не пожелает, нет». Это является мерзкой ошибкой. Аллах – Пречист Он – не описывается движением, потому что движение и покой следуют друг за другом в одном месте. Допустимо, чтобы движением описывался тот, кто может описываться покоем, и оба (покой и движение) из качеств сотворенного и описаний творений, а Аллах же пречист от этого, нет ничего подобного Ему». См. «Ма’алиму Сунан шарх сунан Аби Дауд», 4/ 332.

[14] Видение Аллаха будет без образа и направления, и это не будет похоже на наше видение друг друга или других тел, ибо Всевышний Аллах не имеет ни образа, ни направления. Имам Абу Ханифа сказал в своем послании «аль-Васыйя» следующее: «Видение Всевышнего Аллаха для обитателей Рая, без образа, без подобия и без стороны является истиной».

[15] Большинство ученых Ахлю-Сунна говорят, что вера (иман) – это вера сердцем в истинность того, с чем пришел Пророк Мухамммад да благословит его Аллах и приветствует, с признанием этого и осознанием необходимости подчинения. Другая часть ученых сказали, чтобы человек считался верующим помимо веры в сердце еще необходимо произнесение двух свидетельств (шахада), и эта группа считала, что шахада – это часть веры, в отличии от первой, которые говорили, что шахада это условие (шарт) распространения на человека положений Ислама. А что касается деяний, то Ахлю-Сунна говорят, что деяния – это условие совершенства веры, а не ее действительности.

[16] Большинство праведных предшественников (саляф ас-салих) говорили, что вера (иман) – это слова и дела, увеличивается и уменьшается. К Абу Ханифе, да будет доволен им Аллах, относят мнение о том, что иман не уменьшается и не увеличивается, но имам под «иманом» он имел в виду не силу исповедания веры, а исповедоваемое, т.е. столпы имана, в которые человек должен верить, а это, как известно, не увеличивается и не уменьшается.

[17] Под «ахлю-кибла» имеются в виду не просто те, кто делает намаз в стороны киблы, а те, кто верят в то, что однозначно известно из религии, как обязательность намаз или запретность спиртного, а если люди не верят в это, то они не считаются мусульманами, даже если совершают намаз в сторону «киблы». Это термин, который вбирает в себя различные течения в Исламе.

[18] Это одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада.

[19] К ним относятся имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и имам Ахмад по одному из мнений.

[20] Имеется в виду: совершенство веры выражается в словах (шахаде) и действиях. А под действиями имеется ввиду совершение столпов Ислама.

[21] Если отдельно говорится «муслим», то подразумается, что он при этом «муъмин», также и наоборот.

[22] Если эти два слова противопоставляются, что имеется в виду тот, в ком есть вера и тот, кто совершает столпы Ислама.

[23] Как сказал Всевышний Аллах: «Мы даровали тебе аль-Каусар». (Коран 108:1). Сказал Пророк да благословит его Аллах и приветствует: «Длина моего водоема – месяц пути, углы его одинаковы, вода его белее молока, запах – приятнее миска, а количество сосудов для питья больше количества звезд. Кто попьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду». Аль-Бухари, 6579.

[24] Речь идет о весах, на которых в Судный день будут взвешивать деяния людей. Всевышний Аллах сказал: «В День воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (Коран 21: 47).

[25] В «барзахе» – промежуточном мире в могиле.

[26] Мункар и Накир – имена ангелов, которые будут допрашивать людей в могиле.

[27] От Джафара ибн Мухаммада: «Я слышал, как мой отец (Мухаммад аль-Бакир) сказал: «Я слышал, как Абдуллах ибн Джафар ибн Аби Талиб сказал: «Абу Бакр правил нами, и был прекрасным халифом, самым милостивым к нам и был самым жалостливым к нам». От Салима ибн Абу Хафса, который сказал: «Я пришел к Джафару ибн Мухаммаду [ас-Садику], чтобы навестить его, ибо он тогда болел. И он сказал мне: «О Аллах, я люблю Абу Бакра и Умара и принимаю их власть! О Аллах, если бы в моей душе было что-то иное, то я не смог бы ожидать заступничества Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует!». От Бисама ибн Абдуллаха ас-Сейрафи, который сказал: «Я спросил Абу Джафара (Мухаммад аль-Бакыр): «Что ты говоришь об Абу Бакре и Умаре, да будет Аллах доволен ими?» И он сказал: «Клянусь Аллахом, я принимаю власть их обоих, прошу у Аллаха прощения для них. И я не видел никого из ахлю-бейт, кроме как принимающими их власть». От ибн Абу Хазима от его отца, который сказал: «Спросили Али ибн аль-Хусейна, да будет Аллах им доволен, об Абу Бакре и Умаре, мир им, их положению перед Посланником Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. И он сказал: «Такое же, как их положение сегодня, оба лежат рядом с ним». От Джабира от Мухаммада ибн Али (аль-Бакыр), который сказал: «Единогласны потомки Фатимы, мир им всем, в том, что они говорят об Абу Бакре и Умаре самое хорошее». (Передал ад-Даракутни в «Фадаилю-с-Сахаба»).

[28] Т.е. неверие – куфр.

[29] Речь идет о газавате при Табуке.

[30] Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «На том, кто поносит моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей» (Передал ат-Табарани в «Му’джам аль-кабир»).

Похожие материалы