Почему нельзя говорить «истава своей сущностью»?

Вопрос: Каковы причины того, что вы отрицаете слова «своей сущностью», которые добавляют ваххабиты к словам саляфов в сифате «аль-Истива», когда они говорят: «Истава над Троном своей сущностью»?

Ответ: Причин непринятия выражения «своей сущностью», которое ваххабиты относят к словам саляфов, много, вот некоторые из них:

1) приписывание дополнения «своей сущностью» единогласному мнению саляфов ложно, потому что они не говорили так, а тот, кто приписывает им эту фразу, делает так из хитрости;

2) под выражением «фаукыя» (над) саляфы подразумевали то, что Аллах не смешивается с творениями, как это утверждали джахмиты, и то, что Аллах отделён от творений, но они не подразумевали под возвышенностью указание на сущность или что-либо другое, помимо неё. Это очевидно из слов саляфов о контексте и причинах этого;

3) мазхаб саляфов – это ненарушение границ текстов [Корана и Сунны] своими высказываниями, а определение муджассимами «Аль-Истива» как возвышенность Его сущности есть переход этих границ;

4) утверждение, что «Аль-Истива» происходит Его сущностью, заполнением пространства, в определённой стороне или во всех сторонах есть погружение в образ «Аль-Истива», а это не имеет отношения к мазхабу саляфов, ведь их мазхаб утверждает, что Аллах «Аль-Истива» без образа, то есть это отрицание образа у Аллаха;

5) дополнение «своей сущностью» означает «совершающий своей сущностью», а у муджассимов понятие «совершающий своей сущностью» означает «занимающий пространство», и когда они говорят: «Аллах возвысился своей сущностью», они подразумевают, что Он возвысился тем, что занимает место, а это придание телесности (таджсим), и это основная причина непринятия этого дополнения;

6) за основу берётся отрицание любого слова, которое может натолкнуть на мысль о подобии (ташбих) и которого нет в священных текстах. Фразы «своей сущностью» нет в текстах [Корана и Сунны], и она внушает простым людям мысль о телесности Аллаха, поэтому не принимается;

7) если ваххабиты желают отрицать наличие у Аллаха телесности в любом значении, то ведь существуют выражения, которые не толкают нас к этим значениям и при этом говорят об отделённости Аллаха от творений и Его «фаукыйи», например: «Совершил “Истава” не так, как происходит “Истава” одних тел над другими», «Истава абсолютным образом» (то есть без каких-либо уточнений), «Истава без соприкосновения и утверждения», «Истава без занимания пространства».

Эти выражения говорят о том, что Аллах не сливается с творениями, и отрицают телесность (ташбих).

Почему же они так упрямо повторяют фразу «своей сущностью» и ищут редкие слова, которые были отнесены к словам саляфов? Ответ: чтобы утолить желания своего эго.

И хвала Аллаху, Господу миров!

 

Дополнение

Имам Бадруддин ибн Джама’а (639 – 733 гг. х) сказал в книге «Идаху-д-Далил» (с. 136):

فمن جعل الاستواء في حقه ما يفهم من صفات المحدثين وقال استوى بذاته أو قال استوى حقيقة فقد ابتدع بهذه الزيادة التي لم تثبت في السنة ولا عن أحد من الأئمة المقتدى بهم

«Кто будет понимать «истива» в отношении Аллаха, так как его понимают в отношении творений и скажет «истава своей сущностью» или «истава буквально», тот совершил новшество этими добавками, которые не утверждены в Сунне и не передаются ни от одного имама за которым следуют».

Шейх уль Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 – 852 гг. х) сказал в «Фатхуль Бари» (1/508) комментария хадис из «Сахих аль-Бухари»: «…Когда вы совершаете намаз, вы беседуете со своим Господом (или: «…ваш Господь оказывается между вами и киблой), поэтому не плюйте в сторону киблы…»:

وفيه الرد على من زعم أنه على العرش بذاته. ومهما تؤول به هذا جاز أن يتأول به ذاك والله أعلم

«В нем есть опровержение тем, кто сказал, что Аллах Своей Сущностью находится над Троном. И поскольку мы аллегорически толкуем это, можно толковать и то другое. А Аллах знает лучше».

Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508 – 597 гг. х) сказал в книге «Даф шубах ат-ташбих» (с. 20):

وقد حمل قوم من المتأخرين هذه الصفة على مقتضى الحس فقالوا: استوى على العرش بذاته. وهي زيادة لم تنقل، إنما فهموها من إحساسهم، وهو أن المستوي على الشيء إنما يستوي عليه بذاته.

«Некоторые же более поздние ученые начали трактовать этот аят как физически ощутимый атрибут и заявили, что Аллах «истава» на Троне Своей Сущностью. Давая такой комментарий, они не ссылались ни на какие доводы, а исходили лишь из своих ощущений, ведь кто-либо, располагаясь на чем-либо, всегда совершает это действие своей сутью».

Также хафиз Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508 – 597 гг. х) говоря о некоторых муджассима из числа ханбалитов сказал в книге «Даф шубах ат-ташбих» (с. 97):

ومن قال استوى بذاته المقدسة فقد أجراه سبحانه وتعالى مجرى الحسيات، وينبغي أن لا يهمل ما يثبت به الأصل وهو العقل فإنا عرفنا الله تعالى وحكمنا له بالقِدَمِ، فَلَو أنكم قلتم نقرأ الأحاديث ونسكتُ، لما أنكرَ أحد عليكم، إنما حَمْلُكُم إياها على الظاهر قبيح

«Если кто-либо заявляет, что Аллах «истава» Своей Сущностью, то он уже ограничил Его рамками ощущаемого и осязаемого. Не забывайте, что основой всегда является разум, ведь только благодаря ему мы познали Аллаха и Его извечность. Если бы вы заявили: «Мы читаем хадисы и молчим», то вам никто не сказал бы ни слова. Но ваша буквальная трактовка хадисов является мерзким деянием».

Хафиз аз-Захаби, сказал в книге «Сияр» (19/607) после того, как процитировал Ибн аз-Загуни о том, что Аллах над Троном Своей сущностью:

قد ذكرنا أن لفظة بذاته لا حاجة إليها وهي تشغب النفوس وتركها أولى والله أعلم

«Мы уже упомянули, что нет нужды в выражении «своей сущностью», и оно сеет смуту в душах, лучше избегать его использования, а Аллаху известно лучше».

Хафиз Абу Умар ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368 – 463 гг. х) в книге «ат-Тамхид» комментируя слова Нуайма ибн Хаммада о том, что Аллах нисходит Своей Сущностью, сказал:

لَيْسَ هَذَا بِشَيْءٍ عِنْدَ أَهْلِ الْفَهْمِ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ لِأَنَّ هَذَا كَيْفِيَّةٌ وَهُمْ يَفْزَعُونَ مِنْهَا لِأَنَّهَا لَا تَصْلُحُ إِلَّا فِيمَا يُحَاطُ بِهِ عِيَانًا وَقَدْ جَلَّ اللَّهُ وَتَعَالَى عَنْ ذَلِكَ وَمَا غَابَ عَنِ الْعُيُونِ فَلَا يَصِفُهُ ذَوُو الْعُقُولِ إِلَّا بِخَبَرٍ وَلَا خَبَرَ فِي صِفَاتِ اللَّهِ إِلَّا مَا وَصَفَ نَفْسَهُ بِهِ فِي كِتَابِهِ أَوْ عَلَى لِسَانِ رَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلَا نَتَعَدَّى ذَلِكَ إِلَى تَشْبِيهٍ أَوْ قِيَاسٍ أَوْ تَمْثِيلٍ أَوْ تَنْظِيرٍ فَإِنَّهُ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البصير

«Это ничто (т.е. неверно) среди понимающих людей из Ахлю-Сунна, потому что это придание образа, а они страшатся этого. А также потому что это годится лишь для того, что можно охватить собственными глазами, а Аллах Всевышний величественнее этого и того, что скрыто от глаз. Поэтому не описывают его обладатели разума кроме как переданным, и нет разговора в сифатах Аллаха кроме как тем, чем Он описал Себя в Своей Книге или на языке Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и мы не переходим границ этого к уподоблению или аналогии или сравнению или совпадению, ведь поистине «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий».

Похожие материалы